Это заключительный пост о Брюгге, поэтому сначала еще несколько фото вечернего города - картинки на память.
Большинство из этих фото были сделаны в пятницу вечером, когда народ во-всю отрывался в местных заведениях. Еще одна традиция и примета докоронавирусного времени, которая может уже не вернуться.
И еще две работы Мемлинга из музея в Старом госпитале Брюгге.
Очень трогательный диптих - «Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове».
«Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году, стал синдиком Брюгге в 1492 году, капитаном в 1495 году и два года спустя бургомистром. Скончался Мартин в 1500 году тридцати семи лет от роду. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.
Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Глаза юноши устремлены на святую деву, и взгляд их как бы отражает его душу. Полуоткрытые пухлые губы благоговейно произносят слова молитвы. Поклонение возвышенному идеалу пробуждает в человеке прекраснейшие свойства души. » (Путеводитель Брюгге, заметки и впечатления Мери Страттон).
И самая значительная живописная работа Мемлинга в музее: «Мистическая свадьба святой Екатерины» («Обручение св. Екатерины»).
Была заказана двумя монахами и двумя монахинями, которые руководили госпиталем, около 1474 года и подписана и датирована 1479 годом.
Центральная панель это своего рода «Священный разговор». Здесь, как обычно, изображена Богородица с младенцем. Два ангелочка держат корону над Богородицей - царицей небесной. По бокам от нее сидят - святая Екатерина, которой младенец вручает кольцо (мистическое обручение), и святая Варвара и стоят - Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
Между Екатериной и Крестителем ангел-музыкант, между Варварой и Богословом второй ангел, преклонив колени, держит Книгу Мудрости, которую листает Дева.
На заднем плане еще несколько сцен, связанных с жизнями Крестителя и Богослова и панорамы Брюгге.
На левой панели сцена обезглавливания Иоанна Крестителя. Действие происходит во внутреннем дворе перед дворцом Ирода, где на заднем плане слева танец Саломеи на банкете. Сверху в центре сцена крещения Христа, когда Бог появляется в небе в золотом сиянии, позволяя Святому Духу сойти на него в виде голубя.
На правой панели - Иоанн Богослов на Патмосе. Он сидит на скале, а перед ним разворачивается начало Апокалипсиса. Вверху слева в центре огромного радужного нимба восседает на троне Бог-Отец в окружении тетраморфов и 24 сидящих старейшин.
Ниже на островах в море четыре всадника Апокалипсиса. И град, огонь и прочие бедствия на суше.
Черный конь голода и бледный смерти, выходящий из пасти ада. Фрагмент правой панели.
На внешних поверхностях боковых панелей изображены донаторы и их святые покровители.
Ганс Мемлинг не зря считается величайшим фламандским художником второй половины 15 века. В комментариях к предыдущим постам его назвали волшебником и это, действительно, так.
А Брюгге не зря считается одним из самых романтичных и красивых городов Бельгии. В следующем посте еще попробую что-то вспомнить о Генте, в который мы на полдня выбирались из Брюгге. Тоже удивительно красивый город.