Ханна Каллуик наспех протерла лицо ледяной водой прямо на кухне. В 1863 году она работала служанкой в богатом доме и просыпалась около пяти часов утра. Прежде чем привести себя в порядок, ей следовало поставить чайник, поменять скатерть в столовой и развести там же камин. На личную гигиену времени практически не оставалось. Ханна умывалась или между делом, или, когда заканчивала свои утренние хлопоты. Мытьё же викторианской леди проходило обстоятельнее - с обязательным мылом и горячей водой.
кувшин и тазик - непременные атрибуты утреннего умывания, полотно Г.Кайботта
Утреннее пробуждение не всегда было приятным. Для слуг - практически всегда - в холодной спальне. С вечера они заранее приносили для себя в комнаты кувшины с водой, которая наутро могла покрыться корочкой льда. Неудивительно, что многие горничные и кухарки не могли умыться в первые часы после подъема. Этот гигиенический момент оставляли на потом. Важнее было протопить комнаты, подготовить горячую воду хозяевам и свежие полотенца.
Но даже в опочивальнях аристократок по утрам ощущался холодок. Поэтому-то омовение чаще всего проводилось по частям - сначала руки, затем шея и лицо. В домах попроще могли обойтись без мыла. Кроме того, английское мыло девятнадцатого века плохо растворялось в холодной воде. А вот там, где достаток позволял, с удовольствием использовали дорогое мыло с добавлением лаванды. К слову, этот запах хорошо сохранялся, им гордились. Это был аромат дороговизны, наличия денег.
Иное дело - мыло для рядовых англичан. Оно отличалось резким, не самым приятным запахом. В 1850 году Уильям Теккерей употребил фразу «толпа немытых» в одном из своих романов. Он говорил о людях, от которых исходит специфический аромат - смесь пота и такого вот обычного мыла. Но и оно обходилось недёшево. Стандартный кусочек, весом чуть больше 100 граммов, стоил в Англии времён королевы Виктории как два фунта говядины. Нетрудно догадаться, в пользу чего делался выбор, если следовало накормить детей.
полотно Д.Г.Килбёрна
Для утреннего обтирания требовались тазик, ведро для использованной воды и кувшин с чистой. Мытьё викторианской леди проходило с помощью горничной, и все предметы для этого действа изготавливались из расписного фарфора. Мать многочисленного семейства, особенно, если оно считалось бедным, позволить себе такого не могла. У неё в распоряжении был медный кувшин и чистые тряпочки, которые следовало макать в воду и протирать ими лицо. Таким же способом умывались в то время практически все - так настоятельно рекомендовали популярные журналы.
В середине девятнадцатого века стало модным не только мыть руки, но и обрабатывать их карболовой кислотой. Хозяйки приобретали её в аптеках: маленькие пакетики с кристаллами, которые затем смешивали с водой и использовали на той же кухне. Специфический аромат, выделяемый этим средством для дезинфекции, во времена королевы Виктории тоже стал символом чистоты и ухода за собой.
опрятный вид ценился больше красоты
Позволить себе ванну могли люди с большим достатком. Но применяли такой способ омовения только вечерами и не каждый день - это требовало немалых усилий. Считалось, что ванная больше подходит для мытья детей или мужчин. Они могли себе позволить прогуливаться по дому в тёплых длинных халатах. А вот хозяйке следовало выглядеть совсем иначе: корсет, кринолин, кружевные воротники… Увидеть маму и жену в халате было немыслимым. Такого поведения уважающая себя викторианская леди просто не могла допустить.
В «Унесенных ветром» события происходят на другом побережье Атлантики, но это та же викторианская эпоха. И Маргарет Митчелл отмечает те же привычки у Эллин О’Хара:
«Скарлетт никогда не видела, чтобы мать теряла самообладание или чтобы ее туалет, независимо от времени суток, не был в безупречном состоянии... Если Эллин собиралась на бал, или в гости, или в Джонсборо для присутствия на сессии суда, ее туалет обычно занимал не менее двух часов и требовал услуг двух горничных».
Барбара О'Нил в роли безупречной Эллин
Отдельной - и весьма нелёгкой - процедурой было мытьё волос. Короткие стрижки в девятнадцатом веке еще не вошли в моду, и практически каждая современница королевы Виктории обладала довольно-таки длинными волосами. Считалось правильным дважды в день тщательно расчесывать их. Это делали в том числе… для чистоты. Поскольку вымыть шевелюру было хлопотно и затратно, многие предпочитали делать это как можно реже. Некоторые умудрялись греть воду для волос лишь раз в месяц. Чтобы англичанки лучше следили за собой в этом вопросе, журналы начали публиковать рекомендации о гигиене:
«Распространённое мнение, что мытье головы вызывает насморк или мигрень, - убеждал дам английский женский журнал в 1853 году, - не имеет под собой оснований. Вода - это наиболее действенный способ очистки кожи головы и волос».
Популярным средством для мытья волос была вода с добавлением розмарина. А вот мыло не пользовалось спросом для этих целей, поскольку женщины часто жаловались на раздражение кожи. Те, кто жили за городом, собирали дождевую воду, которую считали самой мягкой и приятной для мытья. В среднем викторианская леди приводила в порядок волосы примерно раз в неделю.
причёски викторианской эпохи требовали изрядной длины волос
А вот руки (и особенно ногти) старались ежедневно окунать в воду с добавлением лимона - считалось, что так кожа будет выглядеть белее. Разумеется, это могли себе позволить только богатые леди.
Но выглядеть чисто и опрятно стремилось большинство. Внешний вид играл огромную роль - и при устройстве на работу, и даже при походе в лавку. Любой, кто переезжал из деревни в город знал: если он хочет получить место в хорошем доме, сначала надо привести себя в порядок. Без чистых ногтей, без свежей сорочки и аккуратного костюма путь в «приличный мир» был заказан. Небрежность в одежде считалась признаком плохого характера и ненадёжности.
Примечание: упомянутая Ханна Каллуик - абсолютно реальный персонаж, оставивший после себя записки о своей работе в аристократической семье
в середине XIX века. Источники: Р.Гудман "Как жить в викторианскую эпоху", К.Коути "Недобрая старая Англия", Л.Уорсли "Дом. Интимная история".