"Портрет Генриетты Нельсон" - художник Уильям Джонсон
Портрет Генриетты Нельсон, худ. У. Джонсон, 1780-е гг.
Генриетта Нельсон, суровая дама в синем платье и широкополой шляпе, жила в 18 веке в поместье Яксли-холл, расположенном в графстве Саффолк. В апреле 1816 года жизнь мисс Нельсон трагически прервалась: восьмидесятидвухлетняя женщина упала с лестницы.
Согласно завещанию мисс Нельсон, её должны были похоронить в мавзолее на территории поместья, а не в семейном склепе при деревенской церкви. Перед смертью старая дева ясно дала понять, что хочет остаться вблизи родного дома...и много лет мирно покоилась в Яксли-холле.
Яксли-холл (на его облик повлиял большой пожар, случившийся в 1992 году)
Но спустя время в поместье переехали новые владельцы, которые не захотели, чтобы мисс Нельсон оставалась на их придомовой территории. Они перенесли захоронение на деревенское кладбище, где ему и полагалось быть. Однако, как гласит легенда, с эти пор дух возмущенной пожилой дамы пробудился в её портрете. И порой выходит за пределы рамы, вероятно, желая добраться до Яксли-холла и обрести в нем покой.
Портрет мисс Нельсон переходил к разным владельцам, у которых не задерживался надолго. Многих пугал меняющийся вид дамы: то её лицо вдруг бледнело, как пергамент, и с щёк пропадал легкий румянец, то выражение, застывшее в глазах, становилось совершенно другим - более мягким или, напротив, угрожающим. Наконец, картину приобрел местный священник - мистер Холл.
Мистер Холл с портретом мисс Нельсон в руках
"Портрет казался завораживающим, лицо было очень живым", - рассказывал он о своем приобретении. Предполагалось, что в доме священника мисс Нельсон успокоится...однако пошли слухи, будто бы прихожане, навещая мистера Холла, замечали то в коридоре, то в гостиной тень пожилой дамы.
Сплетни, ходившие вокруг картины, придавали ей ценности. Однажды полотно было похищено, но затем вернулось к владельцу. Незадолго до своего ухода старый священник продал портрет мисс Нельсон вместе с другими картинами, которые ему удалось собрать за жизнь. В чьи руки попало загадочное изображение, увы, неизвестно.
"Портрет дамы" - художник Хуан Луна
Портрет дамы (предположительно, жены художника), худ. Х. Луна, 19 в.
История гласит, что филиппинский художник Хуан Луна запечатлел на картине свою жену - Марию де ла Пас Пардо де Тавера и Горричо. Их история любви оказалась полна настоящего трагизма.
4 декабря 1886 года Хуан Луна женился на своей избраннице, которую обожал пламенно и страстно. А еще - безумно ревновал. Когда они путешествовали по Европе и остановились в Париже, Луна заподозрил, что его жена закрутила роман с неким месье Дюссаком.
22 сентября 1892 года, во время грандиозного семейного скандала, Хуан в порыве ярости разрядил револьвер в дверь, за которой пряталась Мария, ее мать и брат. И - попал. В тот страшный день Марии и ее матери не стало, а Феликс Пардо де Тавера был ранен.
Суд оправдал Хуана, объяснив его преступление состоянием аффекта. Художник отделался лишь штрафом в 1651 франк, который должен был выплатить семье Марии. Его даже не лишили права воспитывать сына - малыша Андреаса, которого подарила ему жена!
В центре фотографии (верхний ряд) Мария рядом с мужем
Говорят, что несчастная судьба Марии бросила тень и на ее портрет: всех владельцев картины преследовали неудачи. Первый ее хозяин, Мануэль Гарсия, разорился. Вторая - Бетти Бантуг Бенитес - вскоре после покупки попала в автокатастрофу. Тяжело заболел третий владелец полотна - Тони Назарено.
А затем картину купила Имельда Маркос, жена филиппинского президента Фердинанда Маркоса. В 1986 году Маркоса свергли и изгнали из страны, а портрет Марии оказался в Национальном музее, где и остается по сей день.
"Художник и его мать" - художник Аршил Горки
Художник и его мать, худ. А. Горки, ок. 1926-1936 гг.
Жизнь армянского художника Востаника Адояна, родившегося в начале 20 века, оказалась очень непростой. Он был еще подростком, когда ему вместе с матерью и тремя сестрами пришлось оставить родной дом и бежать, спасаясь от османского нападения. Мать Востаника скончалась от голода в 1919 году, а ему чудом удалось выжить.
В 1920 году Адоян сумел перебраться в США, где, взяв псевдоним "Аршил Горки" (по одной из версий, новую фамилию он выбрал в честь писателя Максима Горького), поступил в Школу искусств, твердо решив стать художником. Судьба дала художнику немногим больше 20 лет относительно спокойной жизни.
С 1946 года на голову Аршила вновь посыпались несчастья: у него обнаружилась тяжелая болезнь, сгорела студия вместе с десятками картин и набросков, ушла жена, забрав с собой детей. Попав в аварию, Горки сломал позвоночник и вышел из больницы в жёстком корсете и с парализованной рукой...Не перенеся ударов судьбы, в июле 1948 года художник добровольно ушел из жизни.
Аршил Горки, 1936 г.
Ходят слухи, что на полотна Горки перешло "проклятие" художника: они приносят несчастье своим обладателям. "Художник и его мать" - картина, написанная Аршилом на основе воспоминаний о покойной матери, тоже создает гнетущую атмосферу.
Владельцы жаловались, что картины Горки без причины падали со стен и даже внезапно загорались. Когда в 1968 году самолет "Американ Эйрлайнс", на борту которого находились 95 человек и 15 картин Горки, рухнул спустя 2 минуты после взлета (никто из пассажиров и экипажа не выжил), все окончательно уверились в том, что ничего хорошего от творений художника
ждать не стоит.