Как сумел уничтожить 502-х фашистов и почему не стал Героем Советского Союза хитрый башкир Ахат

Oct 16, 2024 15:59





«Снайпер бьет издалека, но всегда наверняка» - поговорка, которая подтверждает, что с ними опасно связываться. Они ценились, но в то же время охотились друг за другом, зная, что каждый из них наносит непоправимый урон, от точного выстрела солдат сразу гибнет. В лице Ахата Ахметьянова советская армия получила снайпера-рекордсмена. За свою службу он устранил 502 врага, находил варианты, как выудить вражеского стрелка из укрытия, и делился знаниями со своими учениками. Но, невзирая на заслуги, ему так и не присвоили звание Героя Советского Союза, хотя такую награду вручали и за меньшее число убитых врагов. Виной всему оказалась злость и зависть командира роты, который не мог смириться, что Ахметьянова прославляют практически в каждой газете.


Военные тяготы как забава: меткость унаследовал от отца, солдата царской армии



Ахат Ахметьянов, снайпер. / Фото: veteranrb.ru

Ахат был башкиром, гордостью семьи - высокий, статный, с голубыми глазами, звонким голосом и исключительной дисциплиной. Закончил семилетку в родном селе, а потом педагогическое училище, после чего стал учителем математики за три года до войны. В армии с 1938 года, до войны успел побывать на советско-финской. Великая Отечественная его застала, когда он проходил службу в стрелковом батальоне. Когда услышал, что набирают снайперов в полковой школе, не задумываясь записался.

Ахат как будто был создан для военного дела. С детства привык преодолевать большие расстояния, и был отличным охотником. Вероятно, сказалась и наследственность - отец служил в еще царской армии и был отличным стрелком. За свою меткость был награжден подарком - золотыми часами, попадая в подброшенную пятикопеечную монету. Ахметьянову легко давалась и выучка, и требования, потому что был сторонником дисциплины. С августа 1942 был послан на Ленинградский фронт в состав 260-го стрелкового полка. Там и пробыл практически до освобождения Ленинграда, пока не был демобилизован из-за сложного ранения.

Охотник стал снайпером: пригодились навыки



Снайперы Ленинградского фронта. / Фото: veteranrb.ru

Ахат был сердит на врага, что по его вине пришлось взять оружие в руки не для того, чтобы идти на охоту. У него забрали мирную жизнь - ходить в школу, нести знания ученикам, заниматься любимым делом. Теперь учитель Ахметьянов должен был находить врага. В этом он и проявил свои навыки - выслеживать, применять хитрость и точность стрельбы.

Про то, как проходит первый день снайпера, мало кто знает, но когда Ахметьянов вернулся из своей первой засады, то у него в блокноте было записано 1+1. Его поздравили с таким началом, и это оказалось не случайностью. Его список поверженных врагов, или как он называл «список мести», пополнялся быстро.

Снайперы действуют в одиночку. Сами находят врага и сами принимают решения, как его устранить. У Ахметьянова был один сложный случай. Полку сильно досаждал вражеский снайпер - без промахов убивал солдат, и его никак не могли убрать. Поэтому это задание передали Ахату. Подготовка к вылазке напоминала подготовку к карнавалу. Он целый день пришивал к своему плащу пучки травы и листья. На печке в котле варилась какая-то трава. Он в ней замочил тряпку, а когда обсохла, то замотал ствол винтовки. Захватив со дна оставшуюся гущу, намазал лицо и руки. Своим видом он напугал вошедшего в блиндаж солдата, потому что больше смахивал на лешего. И только блеск глаз выдавал, что он человек, а не чудовище или кочка. Но этого и добивался снайпер.

Использовал хитрость



Снайпер Великой Отечественной войны. / Фото: dzen.ru

Сложная подготовка была не пустой тратой времени. Враг оказался опытным, и даже такое снаряжение практически не спасло Ахметьянова. Он очень осторожно полз от кочки к кочке, задерживался, всматриваясь в каждое движение. Выбрал место возле валежника для окопа, а потом и второй недалеко выкопал на всякий случай. Когда рассвело, в глазок прицела другая сторона стала видна как на ладони.

Ахат стал прикидывать, где может находиться снайпер, и в этот момент над ним пролетела пуля. Потом вторая щелкнула по шлему. Не задерживаясь на этом месте, он быстро переполз на другое, и в это время пуля оторвала каблук, потом задела одежду на плече. Ахат был зол, но никак не мог увидеть снайпера, только догадывался о его месте нахождении. Он понял, что тот залег за броней, поэтому так нагло себя ведет. Но даже бронебойная пуля не пробивала этот щиток.

Ахметьянов возвращался в полк сердитым, когда его осенила мысль. Он попросил мину, дождался полной темноты и пополз к засаде, с которой стрелял немец. Темень стояла непроглядная, и он на свой страх и риск, пробирался к ней. Помогла осветительная ракета, которую запустили немцы, и тогда увидел, что не сбился с дороги. Возле щитка к своей стороне закрепил мину и на нее приклеил маленький клочок бумаги размером с пятак. Отполз на свою позицию и ждал до самого утра, несмотря на то, что было сыро, и сильно прозяб. То, что немецкий снайпер уже у щитка, понял по появившемуся просвету в нем. Тогда Ахметьянов навел на белую бумажку и выстрелил. Вмиг взлетело все в воздух - и броня, и немецкий снайпер.

Гуси как приманка - вытаскивал врага из укрытия



Снайпер в годы ВОВ. / Фото: superarsenal.mirtesen.ru

Для снайпера важно было заметить любое шевеление, чтобы понять, что там враг. Но тот часто прятался в укрытиях и не показывался. Чтобы время не проходило зря, Ахметьянов придумывал разные уловки. Один раз, лежа в засаде, он увидел стаю пролетающих гусей, которые направлялись в сторону вражеских окопов. Он быстро сообразил, что голодные немцы поведутся на свежую дичь. Он выстрелил в стаю, убив двух гусей, которые упали недалеко от вражеских окопов. Сначала долго никого не было, и Ахат решил, что не сработало. Но вдруг начали появляться осторожно головы, а потом и полностью немцы, чтобы забрать гусей. Таким образом снайпер подстрелил еще несколько врагов и добавил их в свой список мести.

Один раз он выманил врага, привязав к их колючей проволоке веревку. Отполз на свою позицию, держа в руках другой край веревки, и когда рассвело, потянул за нее. На той стороне начали срабатывать мины, привязанные к заграждению. Из блиндажей выскакивали немцы, решив, что к ним лезет разведчик. Это и нужно было Ахату - он успел убить нескольких врагов, пока те поняли, что попались на удочку.

Таких случаев было много. Ахметьянов всегда возвращался с записью в блокноте, и часто это было 2-3 человека. Чтобы опыт не пропал, он взял учеников и им рассказывал, как нужно прятаться и как выманивать врага. Нужно предпринимать те шаги, которые бы врагу показались нелогичными и неуместными, а также что нужно у него учиться, потому что на той стороне тоже много умных снайперов со своей тактикой. Он обучил более 200 учеников, а в списке мести был отмечено 502 врага. И это не просто случайные цифры, каждая подтверждена записью в журнале.

Жизнь после войны мирная, а Героя так и не дали



Ахат Ахметьянов. / Фото: bashenc.online

У Ахметьянова была сложная работа, поэтому и ранений хватало. Были контузии и госпитали, но после последнего ранения его демобилизовали. Ахат мог гордиться заслугами как снайпер, которые смог показать за два года службы. В ноябре 1942 года ему вручили Орден Красного знамени за 83 врага, и почти через год - орден Отечественной войны за 359 врагов, но звание Героя не присуждали, хотя другим давали и за меньшее количество убитых. В конце своей службы в 1944 году на его счету было 502 убитых врага. Для снайпера было уже достижением - 125 противника, у Ахата их было в три раза больше.
О том, что его цифры не вымысел, подтверждает факт встречи с конструктором Дегтяревым в 1943 году. Он вручил на память свой портрет с автографом и подписью: «на долгую память хорошему снайперу, уничтожившему 250 врагов».



Заметка в газете о достижениях Ахата Ахметьянова. / Фото: smolbattle.ru

Как оказалось, сыграл человеческий фактор. Командир роты невзлюбил ловкого снайпера за то, что о нем много писали в газетах. Ему в лицо тыкали: «Ты - якут!» и звучало это как оскорбление. Ахат Ахметьянов не был якутом. Так его ошибочно назвал в своей статье известный журналист военного времени Илья Эренбург. В своей статье о снайпере он почему-то написал, что Ахат - якут. Так к нему и приклеилось это, а человеку было обидно.



Заметка об Ахате Ахметьянове. / Фото: soviet-aces-1936-53.ru

Ахат гордился своим происхождением, что он башкир, и вступал в перепалку, отстаивая свою честь. Такое поведение работало против него, поэтому никто и не подавал рапорт о присвоении ему звания Героя. Даже по прошествии лет после его смерти, когда совет ветеранов дивизии хотел в честь его светлой памяти восстановить справедливость. Подняли архив и доказали, что на его счету действительно 502 убитых немца, но ничего не получилось.



Памятник Ахату Ахметьянову в Макарово, в родном селе. / Фото: voshodnews.ru

При жизни для самого Ахметьянова звание не играло роли. Он считал, что просто выполнял свой долг, был обычным солдатом и не видел в своих действиях ничего исключительного. Когда его демобилизовали, он вернулся в родное Макарово, был одновременно и директором школы в своем селе, и заведующим районным отделом народного образования. Отдавал всего себя работе мирной, так же как и на фронте, не жалея сил, защищал блокадный Ленинград.

история, войны

Previous post Next post
Up