Фильм этот - "Нефтедобытчицы", у нас особо не известен. Хотя очень примечателен. Это был последний художественный фильм одного из знаменитейших французских кинорежиссеров. Один из предпоследних фильмов легендарной французской актрисы, иконы французского кино 60-х. Плюс вместе с этой французской иконой играла икона итальянского кино.
Жарким летом 1971 г., неподалеку от Мадрида, где уже несколько лет успешно снимаются итальянские спагетти-вестерны, француз Кристиан Жак снимает французский вариант вестерна с участием Брижит Бардо и Клаудии Кардинале в главных ролях.
Кинорежиссер, снявший мировые кинохиты 50-х-60-х годов - "Пармская обитель", "Фанфан-тюльпан", "Закон есть закон", "Бабетта идет на войну", "Черный тюльпан" ( оба "Тюльпана" в СССР вообще стали народными фильмами, а Жерар Филипп и Ален Делон народными любимцами), снимает вестерн с участием двух мировых суперзвезд всех времен и народов.
Клаудия Кардинале согласилась играть в этом фильме только при условии, что ее партнершей будет Брижит Бардо. А Бардо, узнав, что будет играть Кардинале, не читая сценарий, подписала договор на съемки - Кардинале в плохом сниматься не станет.
И никаких дрязг и свар между двумя суперзвёздами. Наоборот, прекрасные отношения. Бардо - 38 лет и она решат заканчивать свою карьеру в кино. Кардинале, которой 32 года, и она на пике карьеры.
За несколько лет до своего ухода из кино Брижит Бардо заявила:
Я не знаю, кому предназначено занять мое место. Существует только одна актриса. После Б.Б. придет К.К ....Клаудия Кардинале прелестна - очень профессиональная актриса и кинозвезда в полном смысле этого слова. У нас было не так уж много общего и никакого взаимного притяжения, но мы старались обращать друг на друга поменьше внимания, и все шло гладко.
Журналисты сразу же стали утверждать, что К.К. это итальянский вариант Б.Б. Но Клаудиа это не приняла.
Я не являюсь секс-символом, как Брижит Бардо. У меня красивое тело, но не эротическое. Я чрезвычайно стеснительная и замкнутая…
А та, кого Кардинале назвала секс-символом, так объясняла свой уход из кино ( примерно в таком же возрасте из кино ушла и другая суперзвезда - Грета Гарбо)
Раз уж мы затронули эту тему, позволю себе сказать следующее: я очень рада, что ушла из кино в то время, когда талант актеров стал определяться их умением раздеться, расставить ноги, лизаться друг с другом и все прочее под жадным взглядом кинокамеры.
Хотя я и была секс-символом, в душе у меня сохранилась стыдливость, не приемлющая такой стиль в искусстве. Меня тошнит от этой выставки человеческого мяса, в то время как воображение имеет над человеком большую власть, чем изображение - вспомним, какие чудеса творит гипноз.
Итак, о фильме. Сразу скажем - не шедевр. Но у него есть одно огромное достоинство, которое с горкой перекрывает незамысловатость сценария и простоту режиссуры. Это то, что у зрителя есть возможность насладиться зрелищем одновременного присутствия на экране легендарных актрис мирового кинематографа.
Есть многочисленные рейтинги самых красивых актрис мирового кино, самым цитируемым является рейтинг 2011 журнала Los Angeles Times, в котором Брижит Бардо занимает второе месть, а Клаудиа Кардинале седьмое.
Мы к этому рейтингу относимся скептически, там Мэрилин Монро на 35 месте, а Джина Лоллобриджида ( для нас всегда номер один!) вообще отсутствует ( ну не дураки этот рейтинг составляли?), но то что и Б.Б. , и К.К. должны быть в первой десятке - несомненно. Конечно, это только наше мнение, у кого-то может быть и другое.
Место и время действия фильма - основанный французами в 1858 г. городок Бужевиль (население почти все французы, но иногда разрешается говорить по-английски) в Техасе, около 1880 г.
В окрестностях городка действует беспощадная банда Френчи Кинга, которая грабит поезда и банки. Десятки поездов и банков ими уже ограблены. Одеты во все черное. Кристиан Жак решил напомнить нам про "Черного тюльпана".
Банда состоит из пяти дочерей разбойника Френчи Кинга, которого повесили 8 лет назад, а его девочки, все от разных матерей, решили продолжить семейный бизнес. Главарем старшая сестра Луиза. Ее и играет Брижит Бардо.
Как вам такие "Черные лилии"?
Во время одного из ограблений девчонки раздобыли документы на право собственности некого доктора Миллера на ранчо "Litl P" рядом с Бужевилем. И решили отойти от лихой жизни, немного пожить мирной жизнью на этом ранчо.
А "через забор" от их ранчо находится ранчо франко-корсиканской семьи Саразин. Живут там четверо братьев и их старшая сестра Мария, настоящая корсиканка. На Корсике главные женщины и Мария командует своими братьями. Лихая наездница и стрелок Мария - это, конечно, Клаудия Кардинале.
И Мария с братьями в свою очередь находит карту, где обозначено, что на территории соседнего с ними ранчо, куда поселились прекрасные бандитки, имеется месторождение нефти.
В итоге Мария с братьями и ружьями наносит "визит вежливости" нежным соседкам.
Давайте, выметайтесь милые барышни
Бандитки уже приняли благообразный вид, который совершенно не вызвал впечатления у атаманши Марии Саразин. Какие-то фифы. Вот мы сейчас их припугнем, они и продадут нам свое ранчо с нефтью.
Не, несерьезно. Вот мы сейчас их припугнем, они и продадут нам свое ранчо с нефтью.
Но как же она ошиблась в объекте. Луиза, хоть и в модной шляпке, но взгляд то стальной и беспощадный. Не дрогнет рука.
Бандитки про нефть ничего не знают. Но и продавать ранчо, даже за тройную цену не собираются. В итоге конфликт интересов хозяйствующих субъектов. А также вполне просматриваемый червовый интерес между братьями и сестрами.
Тех четыре и этих четыре. Атаманши не в счет. Тут Кристиан Жак недвусмысленно сплагиатил один из лучших американских фильмов-мюзиклов "Семь невест для семи братьев". В общем, "Черные лилии" против крутых техасских ковбоев.
Клаудия Кардинале тут во все оружии. Главное оружие - глубокое декольте и лихая езда на лошади. Она и такая
С ружьем
И Брижит Бардо не отстает.
Правда у К.К. насчет декольте покруче будет по сравнению с Б.Б.
Спрячь свои... не позорься
А еще в обеих атаманш влюблен местный шериф - американец. Во франкоязычном городке шерифом американец, который ни слова по-французски. Но учит по разговорнику. Но все равно - ботан ботаном. Мелкий, рыжий, влюбленный.
Приключений там масса. Шустрые и продуманные бандитки живо окрутили простодушных, привыкших подчиняться своей сестре, ковбоев. Нефть откопали, и тут же все сгорело.
В итоге образовалась уже укрупненная семейная банда. Мальчики в белом, девочки в черном. Вот прям - "мы красные кавалеристы и про нас..."
На дело поехали
Во главе с атаманшами. Спросите - как у них на личном фронте? Пока никак. И никаких намеков на всякое такое... толерантное... в их отношениях. Тогда до этого прогресс еще не дошел. Все традиционно. Может еще и надут они свое счастье с каким-нибудь поймавшим их шерифом или маршалом.
Одна в белом
Вестерн, конечно, сложнее давался Б.Б.
Сцены, где приходилось ездить на лошади, дались мне ценой неимоверных мучений. Я всегда испытывала ужас перед этими средствами передвижения, у которых нет ручного тормоза! Как только лошадь галопом брала с места и начинала подбрасывать меня, словно мешок картошки, я не знала, за что уцепиться. Клаудия великолепно ездила верхом. Она хохотала до слез, когда лошадь, получив шлепок от помощника режиссера, пускалась бешеным галопом, и я с воплем «спасите, помогите!» хваталась за седло или за гриву бедного животного.
Да, К.К. просто великолепно выглядит на скачущей галопом лошади. Это ведь не первый ее вестерн. За три года до этого она снялась в знаменитой эпопее Серджио Леоне "Однажды на Диком Западе".
А еще им надо было между собой драться. Атаманши делят власть на территории.
Эта сцена снималась неделю. Семь долгих дней, с утра до вечера, мы по-мужски лупили друг друга кулаками и по очереди валялись в пыли. Главная трудность была в том, чтобы уклониться от удара, делая вид, будто он попал в цель! Два или три раза я оказывалась с рассеченной губой. У бедной Клаудии с самого начала был страшный фонарь под глазом. Эта беспощадная драка сблизила нас. Когда очередной эпизод был отснят, мы бросались в объятия друг друга, извиняясь за неловкие движения.
Правда, в отличие от Б.Б. вторая участница драки вспоминала этот эпизод более в розовых тонах.
Как-то нам предстояло с ней подраться. Утром у нее подскочила температура до сорока градусов. Когда я навестила ее, она сказала: «Я не буду сниматься в этой сцене, потому что знаю: ты меня прикончишь…» «Ну как я могу тебя прикончить?» - удивилась я, а потом поняла, откуда этот страх. В те дни она наблюдала за мной, когда я занималась боксом и стрельбой по мишеням, потому она и сказала: «Я все видела, ты сумасшедшая… А я вовсе не хочу рисковать из-за этого жизнью». Тщетны были мои клятвы: «Брижит, обещаю, я тебя не убью». Она потребовала, чтобы ее заменили каскадером, и вот на съемочной площадке появился мужчина в ее костюме и с ужасными волосатыми ногами.
Я не выдержала и сказала: стоп. Потом я пошла к Брижит: «Ну просто смешно, что мне придется сражаться с каким-то типом, одетым в твое платье. Поверь мне, Брижит, ты от меня и царапины не получишь, только делай, что я скажу». Наконец я ее уговорила, мы отрепетировали сцену, а потом преспокойно ее сняли. Кадры получились потрясающими, и она была очень довольна: я ее даже не задела.
Но главное, что эти две суперзвезды, даже супер-супер, круче тогда в мировом кинематографе просто не было, оказались вполне нормальными людьми, без звездных комплексов по отношению друг к другу и остальным.
Поэтому, если хотите посмотреть легкое, красивое и занимательное кино с двумя великими актрисами всех времен и народов - этот фильм для вас.
И напоследок, одно из крылатых выражений Клаудии Кардинале
Я уверена, что нет некрасивых женщин, а есть женщины, просто не умеющие выбрать нужное платье, не способные себя преподнести. В отличие от них я всегда знала, что мне идет, что можно себе позволить, а чего следует
всячески избегать.