Какой мусор приносит доход во все времена, или Как старьевщики богатели в старину и сегодня

Feb 18, 2024 01:04







В домах часто можно найти вещи, которые не используются годами. Одни в хорошем состоянии, но не востребованы, а другие так износились, что остается только выбросить. Но, оказывается, что даже они представляют ценность, если их продать старьевщику. Выгоду получают обе стороны, хотя разную. Профессия старьевщика стала популярной в XIX веке, и тогда на улицах появились невзрачные мужчины, предлагающие купить ненужный хлам - крючочники и тряпичники, сдающие найденное маклакам. В XXI веке эта профессия сохранилась, только перешла на более современный уровень, и уже старьевщиков с мешками на улице не увидеть. Они открывают свои лавки и ездят на хороших автомобилях.

Тряпичники, крючочники, маклаки: каста собирателей ненужных вещей

Профессия старьевщика стала распространенной в середине XIX века. На улицах появились люди, которые зычно зазывали продать ненужные вещи.



В середине XIX века на улицах появились старьевщики, которые предлагали скупить ненужных домашний хлам. / Фото: forum.guns.ru

Работа старьевщика была неприглядной - копание в мусоре и хламе. В помойках отыскивали вещи крючочники. У них был длинный железный прут с крючком на конце, которым они рылись в мусоре и вытягивали вещи. Извлекая их из общей кучи, они быстро определяли, годится ли она на что-то еще. Это была низшая каста скупщиков, а из-за того, что они постоянно ковырялись в мусоре, к ним было и соответственное отношение.

Тряпичники были теми же старьевщиками, но находились уже на второй планке. Они скупали ненужные вещи у жителей. Кто-то передвигался по улочкам пешком, с мешком на спине, а другой мог и на лошадиной повозке. Они брали практически весь хлам - от порванных ботинок до меховых полушубков, посуду, предметы быта. Все это позже сортировалось и распределялось по заводам или лавкам, потому что сырья катастрофически не хватало.



Старьевщики работали в артелях, а руководителей называли маклаками. / Фото: pastvu.com

Над крючочниками и тряпичниками часто стоял высший руководитель - маклаки или их еще называли «тузами». Они были хозяевами артелей, в которых обитали крючочники и тряпичники. Для последних это был выход из сложных жизненных условий, потому что они всегда имели крышу над головой, еду, к тому же получали деньги за собранное хламье. За месяц можно было заработать до 15 рублей. На то время это была сумма, на которую можно прожить.

Тряпичники были в лучшем положении. Они получали от маклаков деньги на скупку вещей или мелкий товар, который шел на обмен. Часто это были какие-то безделушки, которые сложно найти на рынке, или сладости. Но были и независимые старьевщики. Ютясь в каморке, экономя на всем, некоторые позже могли открыть свою лавку, и тогда уже сами нанимали крючочников и тряпичников.

Как старьевщики торговались с клиентами: сколько платили и чем



Старьевщики покупали за деньги ненужные вещи или меняли их на продукты. / Фото: irossiya.ru

У старьевщиков быстро вырабатывалась интуиция, где искать вещи и как на них можно подзаработать. Они не шли к богатым домам, понимая, что там нечем поживиться. Хозяева знали цену своим дорогим вещам, и даже старые тряпки не отдавали, а пускали на уборку дома.

Тряпичники шли в кварталы, где проживал обычный люд. Они громко зазывали выносить ненужные вещи, предлагая их купить или поменять. Чаще старьевщиков даже ожидали, чтобы избавиться от хлама и заработать хоть немного денег. Детям же в радость было поменять вещи на сладости, поэтому кто-то нес исписанные тетради, а кто-то старательно собирал железо, стекло или кости. Всему находилось применение, и у всего была своя цена. Иногда старьевщики жалели детей, и тогда сверху вырученной ими суммы давали пряник или леденец.

Если товара на продажу было много, старьевщика приглашали в дом, и уже на месте велись торги. Окинув опытным взглядом, он сразу назначал цену за общую кучу, но хозяин пытался выудить с него больше. В основном сделка происходила, потому что оба понимали, что получают выгоду.

Порой старьевщик сильно выручал, когда нужны были деньги, а до зарплаты еще далеко. О таких торгах известно из книг, написанных, например, Аркадием Гайдаром. В повести «Судьба барабанщика» пионер, оставшийся сам дома, быстро потратил деньги, оставленные ему на проживание, поэтому позвал старьевщика, чтобы сбыть ему хлам. Накидав какие-то ненужные вещи, ему предложили всего 6 рублей, тогда мальчик добавил еще, и сумма выросла до 11 рублей. Но и этого было мало. Недолго думая, он вытянул из шифоньера серебристую меховую горжетку мачехи и бросил на общую кучу. Сумма поднялась до 70 рублей, но, видимо, мальчик хотел большего. На это старьевщик ему ответил, что горжетка не его, как и многие другие вещи, за которые может влететь обоим. Поэтому мальчик должен согласиться, или он уходит.

Рынки сбыта товара старьевщиков: куда и зачем продавался мусор



Скупленный хлам сортировался и продавался на фабрики, бедным людям или в лавки. / Фото: webkamerton.ru

То, что для одного человека кажется хламом, другой использует его впрок. Бедные люди покупали у старьевщиков одежду и обувь, а дорогие вещи предлагались коллекционерам, сдавались в лавки и магазины. Но даже рваные вещи, которые годились только на тряпки, тоже приносили пользу.

Материя шла на фабрики на переработку. Из нее делали бумагу, на которой печатали не только новости, но и деньги. Голенище сапог забирали себе сапожники, кости шли на фабрики по производству сахара. Их пережигали и использовали в фильтрах. Хорошие вещи просто перепродавались. Материя делилась по качеству и шла как набивной материал, на подложку или вместо утеплителя при пошиве новой одежды.

Современные старьевщики, превратившиеся в продавцов антиквариата



Старьевщики в современном обществе переименовались в продавцов антиквариата. / Фото: letsgoshop.ru

Времена меняются, но некоторые профессии из прошлого остаются, просто видоизменяются, приобретая более цивилизованный вид. Скупка ненужных вещей так и продолжается, только старьевщики стали называться продавцами антиквариата. Но ведь раритетные вещи должны откуда-то появляться. Вот тут и происходит скупка старых вещей из квартир, которые готовятся к продаже по утрате хозяина. Наследникам эти предметы не нужны, а кто-то просто устал от вещей и хочет уменьшить их количество. Причин может быть много, но, как говорят новые старьевщики, с каждым годом уникальных вещей становится все меньше. Они были проданы на блошиных рынках еще в 90-е годы за копейки.

Макс Верников принадлежит к разряду новых старьевщиков. Он антиквар, имеющий свою лавку, и с первого взгляда может определить стоимость предлагаемых вещей или предметов. Это нелегкая работа. Обычно звонят, находя его адрес в рекламе, что хотят продать вещи из квартиры. Предпочтительны сталинские дома, которые бывают напичканы антиквариатом, потому что старые хозяева берегли все как память о молодости. Макс рассказывал, что ему попалась такая квартира, вещи которой обошлись в 6 млн рублей, но на этом товаре он заработал 1,5 млн рублей.



Вещи в антикварной лавке. / Фото: skitanie.com

На 80% предлагаемые вещи действительно представляют хлам, который нужно только выбросить. А остальное нужно еще реставрировать и отмывать. Старую мебель покупают, но редко, больше интересуются фарфором, статуэтками, картинами. Купив за 200 рублей, можно некоторые продать за несколько тысяч рублей. Многое зависит от продавца. Иногда человек думает, что у него бесценная вещь, а она на самом деле стоит копейки. Как, например, коллекции пробок, марок, фантиков и другой бесценной мелочи. Но бывают моменты, когда действительно случайно находятся очень старинные вещи. Так было найдено свидетельство о рождении девочки, оформленное еще в царские времена. Оно было сложено в несколько раз, потому что подпирало ножку стола, чтобы он не шатался. Такие вещи могут выкупать музеи, равно как и старинный номенклатурный шкаф со штемпелем.

Как продаются и покупаются старые вещи: где хлам, а где раритет



Антикварная мебель. / Фото: sadov0d.ru

В 90-е годы антикварам было легче скупать старинные вещи. Макс Верник рассказывает, что тогда скупщики ездили по селам и присматривались к домам. Если через окно видели чугунную люстру, предлагали хозяевам новую, модную. Конечно же, те были рады обновить свой дом, считая, что делают выгодный обмен, еще к тому же сверху получают деньги. Новая люстра стоила 15 рублей, еще столько же давали сверху хозяевам, но старьевщик ее продавал за несколько тысяч. Теперь в деревнях делать нечего, потому что поменялось несколько поколений, а все ценное продано или выброшено на мусор.

В мире антиквариата ценятся раритетные вещи, которые были выпущены малым тиражом. Например, пластинками Аллы Пугачевой никого не удивить, а рок-группы будут цениться. То же самое с посудой - граненый стакан ничего не стоит в сравнении с лафитными рюмками, ценятся собрания сочинений классиков и другие предметы, которые в свое время были дефицитным товаром.



Картина Шилова, пейзаж. / Фото: sparklogic.ru

Макс Верник утверждает, что нужно разбираться в стоимости предмета, если хочется его продать. Обыватель не интересуется его историей, поэтому может продать вещь дешево. Так получилось с картиной Шилова, которую он приобрел за 60 тыс. рублей, а продаст, вероятно, за 500 тысяч рублей. Он советует обращаться в магазины, которые могут предложить достойную цену, чем отдавать на рынке за копейки. Но никто не даст больше, если человек установит низкую цену своему товару. Запросив 10 тысяч рублей, столько он и получит, а продадут намного дороже.

Previous post Next post
Up