Мистика: понятие и сущность

Sep 20, 2017 17:28

                           
 Это - наиболее обобщающая статья на сайте про мистику и ее суть.
Как бывает обычно в подобных случаях, строгого определения понятия "мистика" нет. То, что интуитивно подразумевается под словом мистика имеет больше различий в зависимости от проявлений и условий понимания, чем общих черт. Если мы попытаемся систематизировать представления различных субкультур, различных мыслителей-теоретиков, то такой общей чертой всегда окажется необъясняемая и поэтому не определенная взаимосвязь чего-то в окружающей объективной или субъективной реальности и того, что ожидают от этого люди-мистики. Эта черта и определяет суть мистики, которая, как станет ясно позже, сводится к прогностическим механизмам психики. Ниже будет обосновано такое выделение "необъяснимого" и раскрыта его естественная природа.Вне разума людей мистика (то, что безусловно относят к мистике) никак не обнаруживается (это сейчас будет показано), во всяком случае, на сегодняшний день не известно ничего достоверного, что исследователь мог  бы приписать к явлениям, вызывающим интуитивную оценку как "мистическое". Вопрос о том, может ли реально, вне зависимости от человеческого сознания, существовать нечто не познаваемое методами науки, противоречащее такой аксиоматике науки как причинность (нарушение причинно-следственной связи, нормального закона распределения вероятности, возможности предсказания будущего и т.п.), дальнодействие (мгновенное взаимодействие), трансперсональные явления (психика вне мозга), непосредственные психокинетические явления и т.п. Немалое время в различных научных лабораториях очень интенсивно исследовали возможность существования таких мистических явлений. Последний оплот таких исследований - недавно закрытая лаборатория в Принстонском институте, за 28 лет работы который не удалось зафиксировать ни одного достоверного результата. На сегодняшний день общий итог: при корректном сопоставлении (наличие бесспорно документированных данных) нет ни малейших оснований говорить о существовании в мире мистических явлений самих по себе (в отличие от воображаемых).
Несмотря на это, существует огромное количество "свидетельств", которые выдаются за проявление мистического, от "доказательств" реинкарнации и спиритизма до экстрасенсов, фотографий ауры и духов. Но абсолютно всему такому рано или поздно находится рациональное объяснение, и даже попытки привлечь квантовую физику на помощь оказываются лишь следствием невежества таких попыток.
Т.е. нет ни одного достоверно документированного материала, который говорил бы о "сверхъестественном" явлении. Все, что ходит по рукам и по умам в этом плане - фальшивки, не подтверждаемые свидетельства, откровенная ложь. Об этом на сайте говорит большое количество материалов, показывающие конкретные и наиболее массовые случаи влияния мистики на современное общество.
Тот, кто желает возразить на это и имеет на своих руках бесспорно достоверные материалы или способен сам продемонстрировать мистическое явление объективно, может это попробовать сделать. Естественно, что тот, кто имеет что-то доказать именно он доказывает это, а не просто декларирует. Существует специальный фонд, обязующийся выплатить миллион долларов любому, кто продемонстрирует нечто сверхъествественное, любой паранормальный феномен или способность. Более, чем за 30 лет существования фонда этого не удалось никому, несмотря на большое количество претендентов.
Это вовсе не означает строгое, "научное" доказательство не существования сверхъестественного. Это означает, что все достоверно документированные проявления сверхъествественного имеют психическую природу. Мало кто из мистиков доходит до утверждения, что мистика сама себя охраняет (скрывается от любых попыток ее исследовать, но только почему-то - лишь от достоверной ее констатации :) ), а те, кто доходит, ничем не обосновывают, зачем ей нужно так скрываться, т.е. это есть лишь жалкая попытка оправдания :) А если мистика специально не скрывается, то должна была бы уже многократно и повсеместно быть зафиксированной достоверно, судя по множеству утверждений мистиков. Но этого не произошло.
И здесь нужно оставаться в тех границах понимания мистики, которая наиболее представительствует в культурах, выделяя общее из нее, а вовсе не то, чем склонен наделять мистику пытающийся ее оправдать конкретный мистический теоретик. Так, мистик может заявить, что мистика - это просто особое состояние сознания, дающие определенные духовные преимущества ("высокодуховность", как обычно говорят). Казуистике оправданий Великой Идеи нет конца и вставать на ее позиции, чтобы понять и простить изнутри, означало бы не выявить объективно присутствующую в культурах общность мистического, а погрузиться в субъективный мир частных субъективных представлений. Что же касается попыток найти некие преимущества мистического, то на сайте апологетами предпринималось множество таких попыток в обсуждениях, рассмотрены и откомментированы множество мистических книг и статей, и никаких реальных преимуществ не обнаружено. Напротив, вместо "высокодуховности", как правило, демонстрируется мелочность, несдержанность, эгоизм и желание власти. Вот пример попытки таким образом обелить мистику: Необходимость добра
Сказанное призвано локализовать понимание известных проявлений мистики психическими феноменами, и утверждение этого имеет настолько сильные эмпирические основания, приведенные выше, что никто до сих пор не противопоставил что-то более сильное (достоверно обоснованное). Что же касается понимания сути мистики, то оно будет укрепляться по мере понимания развития мистических проявлений в психике с древнего времени до современного мистицизма. Причем, как это бывает вообще для всех феноменов психики, мистика и сегодня проявляет себя во всех своих формах, от самых древних до наиболее изощренно развитых. Самое время более пристально рассмотреть ее основы, откуда напрямую следует понимание.
Французский философ Л. Леви-Брюль (1857-1939) собрал и систематизировал огромное количество этнографических фактов, относящихся к первобытной мистике. Вот некоторые примеры проявления первобытной мистики. Если при помощи какой-нибудь сети удалось наловить особенно много рыбы, если стрела несколько раз подряд попала в цель, если при работе каким-нибудь орудием удалось особенно удачно изготовить какой-либо предмет, то эта сеть, эта стрела, это орудие считаются счастливыми. Им оказывается особенное внимание, уход за ними особенно тщателен. Все, что принесло неудачу - избегается. Пока что здесь нет мистики, но есть ее основание.
Существует много современных работ, обобщающих исследования по различным периодам развития этносов, например, книга Алексеева Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири.
В этих работах показывается, что самое ранее проявление мистики, какое только можно зафиксировать основывается на совершенно естественном процессе адаптации к новому на основе личной оценки значимости. Это то, что формирует распознавание ситуации, все более уточняя ее в разных условиях при проверке реальностью. Конкретно - использование оценки результата пробного испытания чего-то нового в желаемых целях. Если человек впервые сталкивается с новым и вынужден попробовать его использовать с желаемой целью, результат будет или удачный или неудачный. Чаще - случается второе. Поэтому любой удачный результат испытания нового очень значим и закрепляется как уже испытанный вариант действий, стимулируя прибегать к нему и в следующий раз. Неудачные результаты сразу фиксируют блокировку такого варианта и впредь к нему уже прибегать будет трудно (см. Адаптивные механизмы распознавания).
Все удачные результаты действия переводят восприятие в позитивный эмоциональный контекст, неудачные - негативный. Удача окрашена радостью, она желанна и мотивирует все то, что прогнозирует ее. Способы достижения удачи ищутся и находятся, в том числе - особое, мистическое отношение ко всему, что принесло удачу или приносит неудачу. Но только в том случае, если причины удачи или неудачи не очевидны. Дырка в сети, куда уходит рыба - неудача с очевидными причинами, не способная вызвать мистическое отношение.
Все такие проявления мистики невольно (неосознанно) наблюдаются и сегодня практически у любого человека. Первый опыт, показавший связь нового с желаемым и теперь доступный как прогноз возможного удачного воздействия на внешнюю реальность - это основа формирования специфически мистического стиля восприятия и действия, - мистического эмоционального контекста, при том, что она же - основа рационального исследовательского контекста (все будет зависеть от уровня опыта оценки происходящего - мировоззрения).
Для мистического эмоционального контекста характерно, что даже если удачное действие будет повторяться множество раз, то вовсе не как исследование его различных свойств и причин достижения удачного результата, а как использование того, самого первого результата, основанное на повышенном доверии (вере) к нему.
В книге Токарева С.А. Ранние формы религии:
...“объяснения” явлений природы, содержащиеся в мифах, никогда не бывают основаны на объективном восприятии причинных связей между указанными феноменами. Напротив, они всегда субъективны и выражены путем персонификации явления, нуждающегося в объяснении.
... “объяснение” данного факта часто организуется по наивной формуле прецедента: иначе говоря, дается как бы повторение того, что уже однажды случилось... Эта характерная тенденция подменять каузальное объяснение ссылкой на предшествующий пример уже была отмечена Леви-Брюлем.
... в этиологических мифах очень часто встречается объяснение от противного (a contrario): то или иное явление существует потому, что некогда существовало прямо противоположное.
... Слабо развитый интеллект человека, пребывая в плену традиционного мышления, удовлетворялся подобным решением проблемы и не задавался другими вопросами.
... чисто экспликативная (разъясняющая - Ред.) функция мифа нередко усложняется вторжением морализующей мысли. В любом мифологическом повествовании всегда присутствует идея кары за какое-либо запретное или предосудительное деяние...
Именно недоопределенность опыта, необходимость довериться ему, несмотря на недопонимание взаимосвязи, создает специфический, мистический контекст поведения. Это отражено в самом названии: мистика (от греч. mуstikos - таинственный). Если взаимосвязь познана, то ничто более не провоцирует мистический стиль восприятия-реагирования, а вполне адекватен объективной реальности, он познан, понят (оценена значимость) для всех актуальных условий использования, и уже не безусловная вера, а хорошо взвешенная, обусловленная реальностью уверенность определяет характер его использования.
Этот главный признак имеет настолько определяющее значение, что можно сказать: чем больше неопределенного, тем больше мистики. Так, фундаментальным для мистики является принцип сверхрациональности, сознательного отказа от рационально-логических методов. Это воплощалось уже в самых древних архаических оргиастических культах с целью снятия в момент ритуального действа границы между приземленным миром человека и сакральным миром духов предков. Далее - растворение в Абсолюте посредством специальных медитативных техник. Очень важным при всем этом является привлекательность относительно легкого, усилием мысли (молитвы, медитации, магии), получения желаемого результата, противопоставляемая непреодолимым реалиям мира. Мистику делает привлекательной акцент на чувстве и отсутствие необходимости трудоемкого обучения для постижения "абсолютной истины" (предпочтение отдается изнуряющим молитвам, медитациям и т.п. чем тому, что требует серьезного трудоемкого обучения потому, что молитвы  однотонны и не требуют постоянного напряжения в постижении нового).
Мистический эмоциональный контекст провоцируется всем тем, что в текущем восприятии имеет высокую значимости проявлений еще непознанного явления или иллюзии такого явления, основанной на множестве особенностей восприятия. Эти условия исследовались многими учеными и религиоведами. В качестве обобщения работ в контексте возникновения мистического восприятия, предлагается статья исследователя таких явлений В.И. Лебедева Как рождаются духи. Приведу несколько коротких отрывков, которые очень обстоятельно рассматриваются в работе (поэтому очень стоит прочесть саму статью).
Такое психическое состояние “присутствия кого-то”, не воспринимаемого ни зрением, ни слухом, мистики давно используют для доказательства бытия “святого духа”.
... В наших исследованиях, проводимых совместно с психиатром кандидатом медицинских наук О. Н. Кузнецовым, в одном из экспериментов в условиях сурдокамеры (от латинского слова “сурдо” - глухой) испытуемый Т. сообщил, что на десятые сутки у него появилось странное и непонятное для него ощущение “присутствия постороннего в камере”, находившегося позади его кресла и не имеющего определенной формы. Т. логически не мог объяснить причину возникшего особого психического состояния и ответить на вопрос: кто это был - мужчина или женщина, старик или ребенок. Его ложное восприятие не опиралось на зрительные или слуховые ощущения.
... Аналогичное переживание возникло у французского спелеолога М. Сифра во время двухмесячного одиночного пребывания в пещере. В конце эксперимента он стал ощущать, что помимо него кто-то незримый присутствует в пещере и постоянно преследует его. Сифр заметил, что “преследователь” появился в тот момент, когда у него развился немотивированный страх.
... Одной из причин появления эмоциональной напряженности в условиях экспериментальной изоляции является прекращение воздействия привычных звуковых, световых, температурных и других раздражителей, нарастающая астенизация (истощение) нервной системы по мере увеличения времени пребывания в изоляции.... Записи биотоков мозга показывают, что в условиях изоляции в сурдокамере, в пещере и т. д. в коре полушарий головного мозга развиваются гипнотические фазы.
...
“пришельцы” из потустороннего мира являются в различных видениях. Посланники ада, как правило, в образе черного человека с рогами, хвостом, копытами, со страшным лицом и длинным носом, козлиной бородкой и т. д. Ангелы - в белых одеяниях, с крыльями, сияющими нимбами вокруг головы. Но дает ли это право утверждать о неземном происхождении этих образов? Нет. И вот почему.
В течение жизни человек накапливает информацию, в виде образов и мыслей, понятий, хранящихся в памяти.
Одним из существенных свойств памяти является возобновление, репродукция, восстановление в максимально возможном приближении копии какого-либо объекта, события и т. д. Например, когда вы встречаете знакомого, которого вы могли забыть, на вас может сначала воздействовать внутренний сигнал “знакомости” благодаря звуку его голоса, улыбке, манере разговора. Почти сразу же механизм памяти вам даст “матрицу” для сравнения. Если мгновением раньше вы не могли обрисовать образ этого человека, то теперь вы отмечаете мельчайшие изменения, замечаете, что его движения замедленны, волосы, увы, поредели, плечи ссутулились. Иными словами, сравниваете настоящее, с прошлым. ...    Необходимо подчеркнуть, что воображение - это процесс отражения реальной действительности, но в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.... Несмотря на фантастичность художественных образов, созданных процессом воображения, при тщательном рассмотрении их можно увидеть, что все элементы, из которых они сотканы, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта и синтезированы в процессе творчества.
... Эмоциональные состояния влияют и на память, о чем говорят следующие наши наблюдения. Так, на шестой день сурдокамерного эксперимента испытуемый Г. явно находился в тоскливом настроении. По условиям опыта он каждый день вскрывал конверт, в котором содержалось задание провести репортаж на ту или иную тему. В тот день ему предлагалось рассказать что-нибудь смешное. Однако испытуемый, характеризующийся как пунктуальный и исполнительный человек, категорически отказался выполнить психологический тест. По окончании испытания Г. так объяснил причину своего отказа: “Предложение рассказать смешное не соответствовало моему настроению, что представлялось совершенно неприемлемым и неуместным. Ничего веселого вспомнить не удалось. В голову лезли не смешные, а скорее грустные воспоминания”.
... галлюцинация дьявола появилась в тот момент, когда больной переживал состояние тревожности, вызванное мыслями о скорой смерти. Анализируя образ дьявола, легко увидеть, что он был скомпонован из восприятии, которые в прошлом сочетались с пережитым страхом. Общий вид дьявола- фашист в каске; светящиеся фосфорическим светом глаза-глаза волков; белые клыки, торчащие кверху,- клыки кабана. Под влиянием отрицательных эмоций на фоне туберкулезной интоксикации эти фрагменты были извлечены из памяти, преобразованы воображением и предстали в образе посланца из ада.
Галлюцинаторные образы ангелов, архангелов, святой девы и других святых, как правило, появляются в состоянии религиозной экзальтации, которая по своему характеру приближается к эйфорическому.
... Как показали экспериментальные исследования, в ответ на недостаточность внешних впечатлений и эмоциональных переживаний активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память.
... Именно в промежуточной фазе между бодрствованием и сном, а не во время сна можно наблюдать изолированные четкие восприятия, не сложившиеся еще в сновидения. Они не сопровождаются чувством чужеродности, навязчивости и не ведут к пробуждению.
... Появление "внутри головы" приказывающих голосов при развитии психических заболеваний, которые сопровождаются утратой воли, нередко интерпретируется людьми как воздействие на них либо "великих гипнотизеров" либо экспериментов с помощью какой-то "электронной аппаратуры".
Психический автоматизм, возникающий в границах религиозного сознания, может восприниматься как божественное провидение.
Так, больной Г. в период заболевания рассказывал, что постоянно слышит внутри головы "голос бога". Этот "голос" полностью владеет его мыслями и настроением, "руководит его поступками". Он отчетливо различает свои "собственные" мысли и те, которые "идут от бога". Они открывают ему "новые законы", сообщают о "космических тайнах". Больная П. в своих бредовых высказываниях утверждала, что все ее движения и мысли используются людьми другой веры и ей навязывают чужое вероисповедание.
Психический автоматизм возникает не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей в периоды умственного и физического напряжения, духовного подъема. У людей творческого труда они могут появляться в состоянии вдохновения.
... В мистических сектах для вызывания необычных психических состояний, возникающих в результате дезинтеграции, расщепления психической деятельности, чаще всего прибегают к длительным постам, изоляции, к ночным богослужениям и т. д. В сектах для этой цели применяются, говоря современным языком, интенсивные методы.
... Больная, о которой идет речь, с детства воспитывалась у фанатично религиозной тетки. "По вечерам тетка рассказывала мне о сатане, о его царстве, о всяких соблазнах, которыми он совращает людей. Я слушала ее с волнением и страхом. И мне так ясно, отчетливо представилось, как сплетники, подвешенные за языки, обжоры с вырезанною глоткою, неверующие извиваются, горят на медленном огне. Видела я самого сатану, черного, с кровавыми глазами, который протягивает к грешникам когтистые пальцы и хохочет над их мучениями... И до того мне делалось страшно, что, бывало, и тетя уснет, а я никак не могу спать".
... интимное общение с духами умерших стало в Англии массовым занятием. Можно обойтись без медиумов, купив игру под названием "Вийа" - от сложения французского и немецкого "да". Игра представляет собой четырехугольную доску, по периметру которой нанесены буквы алфавита и слова "да" и "нет". Общаться с духами можно в группе и в одиночку. Для этого нужно слегка притрагиваться пальцами к лежащему на доске маленькому деревянному треугольнику. В результате идеомоторных актов треугольник движется и указывает своей вершиной на буквы. Допустим, треугольник "пишет" Джон. Играющие спрашивают, имеет ли этот Джон отношение к кому-нибудь из присутствующих. Треугольник указывает на "да" или "нет" и т. д.
Министерство внутренних дел Англии вынуждено было запретить продажу этой "забавы" после того, как в результате увлечения спиритизмом стали возникать массовые истерии, сопровождающиеся самоубийствами и убийствами.
Дополнительно: Для объяснения феномена не нужны ни понятие души, ни астрального тела.
Каковы психофизиологические основы традиций и веры? В статье Александра Панчина Может ли склонность к мистике передаваться по наследству?:
Полностью здесь:Источник: http://scorcher.ru/art/mist/mist/mist.php

мистика

Previous post Next post
Up