Пираты: как это было на самом деле

Mar 03, 2020 14:15


Прекрасные писатели: Рафаэль Сабатини, Роберт Стивенсон, Чарльз Хэйес - создали образ пиратов, который до сих пор эксплуатируется кинематографом, мультипликацией и поп-культурой в целом. Веселый Роджер, развевающийся на ветру, железные крюки вместо рук, деревянные ноги, повязка на глаз, сундуки, полные золота и самоцветов, ром, льющийся рекой - представления о морском разбое, привычные нам всем. Но в реальности, как всегда, дело обстояло не совсем так. «Отвратительные мужики» традиционно рушат стереотипы и рассказывают, какими пираты были на самом деле.

Пиратские клады





Многочисленные сказочно-богатые клады, закопанные тут и там на райских островках среди Карибского моря, - это, пожалуй, самый распространенный миф о пиратах. Дело в том, что пираты вовсе не были так богаты, чтобы накапливать целые сундуки золота и драгоценных камней. Чаще всего пиратский корабль представлял собой небольшую быстроходную посудину, вооруженную 12-20 пушками, которая позволяла охотиться лишь за мелкими торговцами и слабо вооруженными транспортными судами. Поживиться какой-то стоящей добычей, которую перевозили многопушечные галеоны и военные корабли, у них не было никакой возможности.

Именно небольшие суденышки частных купцов, перевозившие всякое барахло, и становились самой распространённой добычей пиратов. К тому же захваченный товар приходилось сбывать с большим дисконтом, чтобы у перекупщиков не возникало лишних вопросов о природе его происхождения. Добычу делили на множество равных долей, а затем распределяли их между всем экипажем в зависимости от заслуг: больше всего получал капитан, затем те, кто непосредственно участвовал в сражении, а оставшееся доставалось рядовым морякам.



Все это отнюдь не способствовало появлению у пиратов каких-то сверхдоходов. В большинстве своем они были довольно бедны, а всю свою прибыль быстро спускали в ближайшем портовом кабаке, чтобы налегке отправиться в очередное рискованное плавание.

«Веселый Роджер»



Знаменитый пиратский флаг с ухмыляющимся черепом видится чуть ли не обязательным атрибутом любого морского разбойника, но в реальности все обстояло совсем не так. В зависимости от национальной принадлежности своей жертвы и окружающей обстановки, пираты использовали государственные флаги тех стран, которые не вызывали лишних подозрений и позволяли подобраться к атакуемому судну как можно ближе - настолько близко, чтобы спасаться бегством было уже поздно. С другой стороны использование флагов нейтральных стран позволяло избежать лишнего внимания со стороны военно-морских кораблей, действующих в этом районе.



Черный флаг, ставший основой «Веселого Роджера», использовался для обозначения смертельно опасной болезни, поразившей экипаж - чумы или холеры, свирепствовавших в то время повсеместно. Он сигнализировал всем окружающим, что от этого судна следует держаться подальше. Использование пиратами такого флага могло быть эффективной защитой от нападения военных кораблей - никто не хотел лишний раз рисковать своей жизнью, чтобы проверить, не скрываются ли там опасные разбойники, или же это действительно несчастные моряки, обреченные на гибель.

Череп и кости, появившиеся на флаге в более позднее время - лишь свидетельство своеобразного художественного вкуса пиратов. Некоторые историки считают, что ухмыляющийся мертвец, изображенный на флаге, сообщал жертвам, что в случае сопротивления пощады им ждать не следует.

Само название, «Веселый Роджер», согласно популярной версии, происходит от французского «Joyeux Rouge», что означает «ярко-красный». Такой флаг должны были поднимать «официальные» пираты-каперы, прежде чем атаковать вражеское судно. Со временем сложные французские слова превратились в более привычное английскому уху «Jolly Roger».

Жизнь на борту



Пьяные песни, драки, азартные игры и абсолютная вольница - все это отнюдь не про пиратов. Представьте себе замкнутый мужской коллектив с преимущественно очень непростыми характерами, запертый на ограниченном пространстве на полгода или даже более долгий срок. Любой мало-мальский конфликт мгновенно приводит к кровавым разборкам стенка на стенку и потере боеспособности экипажа. Именно поэтому капитаны пиратских кораблей старались исключить любые развлечения, могущие послужить причиной таких конфликтов.

Пьянство было строго запрещено, но каждый день морякам выдавали по кружке грога для профилактики здоровья, и чтобы они не забывали вкус рома. Чистый ром чаще использовали для дезинфекции или в качестве обезболивающего, пить его чистоганом было сущим расточительством.



Азартные игры также были запрещены на большинстве кораблей. Вместо них пираты развлекались «конными боями», бегом в мешках и прочей самодеятельностью.

Капитан пользовался непререкаемым авторитетом и строго следил за порядком на борту своего корабля, при этом зачастую этот авторитет доставался не за счет его жестокости и беспощадности, а благодаря гораздо более полезным в море качествам - образованности, способности ориентироваться по звездам и организовать работу коллектива наиболее эффективным способом. Капитан должен был быть уравновешенным человеком, ведь ему приходилось выступать третейским судьей в любых спорах между рядовыми пиратами. В случае необходимости он же и назначал жестокие наказания.



Самым распространенным было наказание плетью или «законом Моисея» - провинившегося привязывали к деревянной скамье и секли длинной кожаной плетью. Суровость этого наказания варьировалась в зависимости от количества назначенных ударов: если 10-15 ударов оставляли страшные шрамы на спине и память о своем проступке до конца жизни, то «библейские» 40 приводили к неминуемой смерти - тело человека буквально полосовали в клочки.

Другим распространенным наказанием было присвоение почетного звания «губернатора острова». Этот необычный эвфемизм означает высадку человека на необитаемый остров. Причем чаще всего речь шла о действительно необитаемых островах - скалах посреди моря, небольших рифах или островках песка, скрывающихся под водой во время прилива. В полном одиночестве и тишине у провинившегося было достаточно времени, чтобы подумать о своих грехах перед коллективом.



Жертве оставляли немного еды, небольшой бочонок с водой и пистолет с единственным зарядом, которым можно было воспользоваться, когда надежд на спасение уже не останется. А их, действительно, было очень мало - если такого отшельника подбирало проходящее судно, то его наверняка ждало повешение в порту за пиратство.

Еще одним страшным наказанием было «протаскивание под килем». Осужденного привязывали за руки и за ноги к прочной цепи и протягивали под килем с одного борта на другой. Даже если ему удавалось не захлебнуться водой, он получал страшные раны от моллюсков, наросших на днище корабля, что влекло за собой смерть от заражения крови. Позднее этот метод наказания переняли в военно-морском флоте Великобритании и некоторых других стран.

Широко растиражированное в пиратской поп-культуре «хождение по доске», когда человек с завязанными глазами шагал по доске, выдвинутой с палубы в море - скорее вид своеобразного развлечения, а не само наказание. Куда проще было просто бросить жертву за борт с привязанным к ногам ядром.



Но вся эта жестокая дисциплина заканчивалась, когда корабль с награбленным добром входил в нейтральную гостеприимную бухту. Пираты высаживались на берег с кошелями, набитыми золотом и жаждой восполнить недостаток развлечений во время долгого плавания и тяжелой работы в море. Тут уж вино текло рекой, бордели закрывались на спецобслуживание, а всяческие гражданские крысы прятались по щелям - лишь бы не попасться свирепым разбойникам на пути.

Протезы



Железный крюк вместо руки, деревянная колотушка, торчащая из рваной штанины, черная повязка на глаз, за которой так удобно прятать «черную метку» - таким образ пиратов для нас рисовали художественные фильмы и детские мультики.

Безусловно, полная опасностей пиратская жизнь зачастую влекла за собой потерю тех или иных конечностей или жизненно-важных органов, но в действительности пиратов-инвалидов было не так уж много. Дело в том, что ампутация руки или ноги - это довольно сложная операция, требующая качественной анестезии, постоянных перевязок и противоинфекционной терапии.

Во времена расцвета пиратства корабельные лекари, вооруженные остро отточенным ножом и плотницкой пилой для перепиливания костей, могли предложить своим пациентам разве что добрую кружку рома, тряпичную повязку и личинок навозных мух вместо антибиотиков. Немудрено, что немногим удавалось выжить после такого лечения. Пациенты умирали от потери крови прямо на хирургическом столе или от занесенной инфекции несколько позже, но в девяти случаях из десяти итог был один - неминуемая смерть.



Что касается повязки, закрывающей один глаз, то вокруг нее появилась интересная теория. Ее частое применение пытаются объяснить желанием сохранить «ночное зрение» хотя бы на одном глазу, чтобы быстро адаптироваться к темноте вражеского трюма и не оказаться слепым котенком в окружении вооруженных врагов в первые секунды после попадания туда с ярко освещенной палубы. Но на практике эта теория не выдерживает критики.

Куда более логичным видится более традиционное объяснение: дерево, из которого строились тогда все корабли, при попадании пуль, картечи и ядер разлетается на тысячи мелких щепок - именно они и были самой частой причиной потери зрения у моряков, а повязка была призвана защитить поврежденный глаз от попадания инфекции.

Способы ведения боя



Вот в этом вопросе мифология пиратства практически никак не расходится с его практикой. Действительно, основным приемом ведения боя у пиратов был абордаж и последующая рукопашная схватка. Конечно, гораздо безопаснее было бы расстрелять жертву из пушек, но это не гарантировало сохранности ценного груза или самого корабля, который можно было продать в ближайшем порту.

При атаке пиратский корабль стремился как можно ближе подобраться к жертве, а затем открывал огонь из пушек специальными книппелями или ядрами, прочно связанными между собой цепью. В полете они раскручивались и наносили повреждения рангоутам и такелажу. Судно жертвы теряло ход и управляемость, и вот тогда наступало время абордажа.

Но перед этим следовало основательно подготовиться: над палубой пиратского корабля натягивали веревочную сеть, чтобы спасти ее от падающих обломков, на марсы мачт забирались стрелки, чтобы с наиболее удобных позиций обстреливать противника, а все проходы к квартердеку и полуюту баррикадировали бочками и мешками, чтобы создать цитадель для обороны в случае, если абордаж пойдет «не по плану».



Как только приготовления были закончены, корабль пиратов вплотную сближался с противником, с расстояния в 5-10 метров абордажная команда производила дружный залп по вражеской команде и затем бросала кошки, абордажные крючья и багры. Как только два судна сцеплялись намертво, через борта перебрасывались мостки и пираты перебирались на вражескую палубу. Здесь в ход шло разнообразное холодное оружие: шпаги, кортики и ножи.

Особой популярностью пользовались также короткоствольные кремневые пистолеты, которыми очень удобно орудовать в стесненных условиях, к тому же они имели довольно приличный вес, что позволяло после неудачного выстрела проломить голову жертве с помощью металлического навершия рукояти. Пираты также часто использовали гранаты - полые ядра с фитилем, начиненные порохом. Это было страшное оружие, особенно при его применении внутри трюмных помещений. Многочисленные осколки и мощная ударная волна от взрыва оставляли противнику ничтожные шансы на выживание.



Абордажные схватки были крайне жестоки и очень быстро превращались в индивидуальные поединки. На тесной палубе и в замкнутом трюме ни о какой тактике речи не шло, исход боя решали личные навыки бойцов и их ожесточенность. В девяти случаях из десяти победу одерживали нападающие. Пираты проходили жестокий естественный отбор и набирались внушительного опыта в предыдущих сражениях. Гражданские моряки или плохо обученные солдаты с трудом могли противостоять их натиску.

Жестокость



Судить по прошествии времени о садистских предпочтениях настоящих пиратов довольно трудно. Согласно сохранившимся показаниям свидетелей их нападений и растиражированному в художественной литературе образу, пираты были крайне жестоки и убивали чуть ли не всех, до кого могли дотянуться.

На самом деле убийство экипажа корабля-жертвы отнюдь не было самоцелью разбойников. Главная цель - это товары, деньги и иногда сами суда. Если их можно было заполучить без лишнего насилия, то это значительно упрощало работу. К тому же, несмотря на свою жестокую профессию, многие пираты были верующими людьми и не хотели брать лишний грех на душу.



Если экипаж покорно сдавался на милость победителя и гостеприимно распахивал трюмы, полные добычи, то убивать матросов было незачем. К XVIII веку, когда торговцы стали широко пользоваться возможностью страхования своего груза, дело и вовсе значительно упростилось. В случае захвата судна капитан безропотно отдавал все имущество, рассчитывая затем получить страховку.

С другой стороны, иногда жестокость была оправдана: выжившие могли сообщить властям об орудующих поблизости пиратах, пока те не ушли достаточно далеко. В таком случае экипаж либо ссаживали на шлюпки и отправляли в свободное плавание, пока их судно догорало, покачиваясь на волнах, либо уничтожали паруса и оснастку корабля, что затрудняло возможность оперативно сообщить о своей беде военным.

На службе короля



«Веселый Роджер» пляшущий на ветру, «Ни Бога! Ни короля! Ни Отечества!», анархия и свобода боевого братства - вся эта романтика легко продавалась за возможность легально грабить суда под защитой государственного флага. Когда пираты стали многочисленны и начали доставлять слишком много неудобств национальным интересам, мудрым государственным деятелям пришла в голову очень простая и старая как мир мысль: «Не можешь победить - возглавь!».



Начиная с XVI века, некоторые морские державы по сути легализовали пиратство и начали выдавать морским разбойником «каперские грамоты». Эта грамота официально разрешала грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего такой документ.

Подобная практика была выгодна обеим сторонам: пираты получали возможность легально сбывать награбленное и сужали круг своих ненавистников, а государство получало надежных союзников, действующих на неприятельских коммуникациях глубоко в тылу противника.

Более того, некоторые «каперские грамоты» подразумевали раздел добычи между пиратами и государством, выдавшим лицензию. Король мог получать четверть, а в некоторых случаях до трети их добычи, что становилось заметной прибавкой к государственному бюджету.

Испанские каперы, французские корсары и английские приватиры широко развернулись во время морских войн XVII и XVIII веков в Карибском море и по всему Атлантическому океану. Они действовали группами по 5-10 кораблей и могли нападать даже на военные караваны, перевозившие богатую добычу. Все самые известные пираты в мировой истории являлись именно каперами, со временем они и вовсе вытеснили «честный» разбойничий промысел с морских просторов, полностью оправдав изначальные цели своих нанимателей.

Заключение



Реальность всегда выглядит гораздо прозаичнее качественной выдумки, что, конечно же не делает ее блеклой, скучной и неинтересной. Проза жизни вовсе не убивает романтику, а лишь подчеркивает ее действительную ценность. Золотые времена пиратов давно прошли, современные сомалийские и индонезийские банды являют собой лишь тень славных морских разбойников, державших в страхе все Карибы и Атлантику. И если в реальной жизни XXI века уже поздно наниматься на борт пиратского судна, то сделайте это в жизни выдуманной. Скорее берите в руки геймпад, отключайтесь от этой серости за окном и наслаждайтесь голубыми солеными брызгами жарких тропиков под развевающимся «Веселым Роджером».

Роман Сорокин

пираты

Previous post Next post
Up