Маска, я тебя знаю!

Mar 03, 2020 11:55


Как оживить духа



Человечество так давно использует маски, что кажется - они были всегда. Эти искусственные личины применялись в разных целях, но всегда занимали в истории особое место.

Самая древняя разновидность маски - ритуальная. Далёкие предки людей, населяющих сегодня Америку и Азию, Океанию и Африку, начали создавать закрывающие лицо конструкции из дерева, кожи, ткани, кости и даже травы. Все они предназначались для магических обрядов: надевая маску, человек как бы перевоплощался в предков, животных, духов или богов и на время утрачивал собственную личность.



Доказательством использования масок ещё в доисторический период служат наскальные рисунки: на них охотники каменного века изображены в ритуальных масках животных. Сохранилась также информация о том, что специальные маски использовали при похоронах - они помогали духу усопшего найти путь в загробный мир. Но особенно важную роль ритуальные личины играли в религиозных обрядах разных культур. С помощью масок можно было изобразить предков, которым оказывались почести, или животное - родовой тотем, или «оживить» духа, защищавшего людей от враждебных магических сил.

Признанными образцами считаются ритуальные маски, изготовленные народами Чёрного континента. В наши дни африканские маски служат подлинным украшением этнографических музеев, их высоко ценят коллекционеры многих стран. Мастерство создания обрядовых личин традиционно передавалось внутри племён Африки от отца к сыну как почётное занятие. Изготовитель маски считался человеком, способным вложить в своё произведение энергию, соответствующую создаваемому образу, а потому имел среди соплеменников особый статус, схожий со статусом колдуна.

Интересно, что личины могли просто закрывать лицо, но существовали и другие их виды: налобные, гребневые или нательные (например, с обширным бюстом и выпуклым животом, предохраняющие беременных от злых сил).

Африканские племена верили, что единожды созданная маска продолжает служить прибежищем духа и после ритуала, для которого она была изготовлена. Поэтому её бережно хранили в семье или на племенном алтаре и пользовались ею для разнообразных обрядов. Для ношения маски выбирался такой член племени, который умел во время ритуала впадать в транс и вступать в диалог с духами посредством танца. Одновременно жрец или шаман должен был находиться рядом с исполняющим обряд и объяснять происходящее остальным членам племени.

К сожалению, многовековая традиция ритуалов, в которых использовались маски, в наши дни почти утрачена, и теперь африканские личины занимают место в музейных экспозициях.

Вторая натура актёра

В некоторых странах ритуальные маски из религиозных символов со временем сделались театральным реквизитом. С их помощью театр разделил людей на типажи. Однако каждый из них есть лишь застывшая форма, и только мастерство актёра позволяет наполнить её жизнью, придать маске неповторимый характер.

В Японии многие столетия сохраняются приёмы и образы средневекового театра масок но. Традиционно в нём играют только мужчины, а для того, чтобы они могли изобразить любого персонажа, в театральных представлениях используется более 200 разнообразных масок. Театроведы утверждают, что каждая маска может «прирасти» к актёрскому лицу и при высоком мастерстве исполнителя даже стать его второй натурой. Интересно, что некоторые личины театра но представляют собой портреты вполне реальных персонажей, имена и биографии которых сохранила история. Например, прототипом «тюдзё», призрака молодого аристократа, считается внук одного из императоров эпохи Хэйан, принц Аривара-но Нарихи-ра. Эта маска отличается особой красотой и изяществом. Женские маски театра изображают более общих персонажей, таких как юная невинная девица «ко-омотэ», сверхкокетка «мамби» (она часто использовалась в ролях гейш) или уставшая от жизни «сякуми». Ещё одна любопытная группа личин театра но - злобные духи. К ним относятся разгневанная «хання», женщина-демон с двумя длинными рогами, и могущественный призрак «тигусааякаси», жаждущий отомстить за свою смерть.

Маски корейского театра Хахве (названные в честь известной фольклорной деревни) представляют собой неких обобщенных персонажей разного возраста и социального положения. Всего их девять - аристократ, учёный, мясник, монах, раб, дурачок, наложница, невеста и вдова. По мере необходимости к ним присоединяется также одно животное (оно походит на льва или дракона), призванное защищать людей от злых духов. Личины Хахве - больше, чем просто реквизит для спектаклей, они считаются оберегами, хранящими деревню, актёров и зрителей от злобных демонов. Маски традиционно вырезают из ольхового дерева, почти не раскрашивают, но зато непременно покрывают лаком. С момента своего возникновения в XIII столетии ни размеры, ни рисунок масок не претерпели никаких изменений, так что и в наши дни зрители представлений Хахве как будто погружаются в далёкое прошлое. Среди местных жителей и туристов считается полезным после спектакля приобрести брелок, магнит или украшение для дома в виде одной из масок - существует поверье, что они приносят удачу своим владельцам.

Знаете ли вы что…В средневековой Англии бытовало такое наказание для женщин: им на лицо надевали маску, а от неё в рот отходил кляп с шипом, причиняющим боль при попытке заговорить. Так ведьм лишали возможности колдовать.

Венецианские тайны

Не менее популярны были маски и в европейских странах. Там они сделались хранителями разнообразных тайн: все, кто хотел сохранить инкогнито, прятали лица под искусственными личинами. Способностью маски скрывать личность хозяина широко пользовались и посетители карнавалов, самый знаменитый из которых возник в Средние века в Венеции.

Там личины вошли в такую моду, что их надевали постоянно, а не только в дни праздника. Под изделиями из тканей, картона или дерева мог скрываться кто угодно - от женатого кавалера, направляющегося к любовнице, до настоящего преступника, выходящего «на дело». Безнаказанность упрятанных под масками персон вынудила правительство Венецианской республики издать закон, запрещавший повседневное ношение масок. Нарушивший его мужчина на два года отправлялся в тюрьму да вдобавок платил изрядный штраф, а пойманных на нарушении женщин публично наказывали розгами.

Венецианские маски традиционно делятся на две основные группы. Первая из них - персонажи комедии дель арте, небольших уличных пьесок, возникших в эпоху Возрождения: ловкий Арлекин, прелестная Коломбина, печальный Пьеро, алчный хитрец Бригелла и другие. Все они имеют собственный характер,» ухватки и костюмы, перепутать которые совершенно невозможно.

Кроме театральных масок карнавал имеет и собственных персонажей. Угловатая Баута благодаря особой форме меняет голос того, кто её надевает. В прошлом она считалась наиболее подходящей для особ королевской крови, желавших без помех окунуться в бурлящее венецианское торжество. Маска Дамы с помощью пышных украшений превращает любую женщину в красотку Ренессанса. Мелькающие повсюду маски Шута, увенчанные трехконечным колпаком, вносят в праздник нотку священного безумия. Всю эту пестроту уравновешивает персонаж в чёрном - Доктор Чума. Его личина с застеклёнными глазницами и клювом, в который доктора прошлого набивали травы для очистки вдыхаемого воздуха, пришла в современный мир прямиком из тех времён, когда чума выкашивала едва ли не половину населения города. Сегодня Дотторе Песте (Доктор Чума) веселится вместе со всей карнавальной толпой и не помышляет о лечении недужных.

Маска смерти

Один из древнейших видов масок, доживший до наших дней, - посмертные изображения усопших, снятые с их лица в первые часы после кончины. Именно они позволяют потомкам увидеть, как выглядели знаменитые личности давно ушедших лет. Подобные слепки создаются иногда из желания сохранить черты почившего предка для будущих поколений, иногда для последующей работы над памятником, посвящённым выдающемуся представителю человечества.

Одна из парижских легенд гласит, что в 1880 году из реки Сены поблизости от Лувра извлекли тело юной утопленницы. Установить её личность так и не удалось, поскольку никто не заявлял об её исчезновении и никто не смог назвать её имени полиции. На теле девушки не было ни малейшего следа насилия, поэтому её сочли самоубийцей. Она вскоре отправилась бы в общую могилу, но служащий морга был так поражён красотой покойницы, что создал с её лица слепок. Маска «девушки из Сены» и её таинственная история так впечатлили поэтическую братию, что ей принялись посвящать стихи. В их числе оказался и Владимир Набоков.

Иногда при рассмотрении посмертных масок образуется парадокс: обычно маски призваны скрывать лица и личности, посмертные же, наоборот, раскрывают тайны, связанные со смертью. Посмертные слепки с лиц Маяковского и Есенина опровергают версию об их самоубийстве.

Виды масок бесконечно разнообразны и служат разным целям. Людям же остаётся любоваться ими и сохранять их для потомков.

познавательное

Previous post Next post
Up