29 июня 2013 года завершился 35 ММКФ. Объявлены победители. Киноманы и киножурналисты уже на следующий день перестали делиться своими впечатлениями и жаловаться на невозможность посмотреть все фильмы во всех программах в киноцентре «Октябрь», в кинотеатре «Иллюзион». В Центральном доме кинематографистов шли сеансы нового русского кино. Там же проходили и «круглые столы» на актуальные темы.
Что смотрели в июле на 35 ММКФ
В Большом зале Дома кино во время 35 ММКФ с 21 по 28 июня зрители посмотрели: «
Легенда №17» (режиссер
Николай Лебедев), «
Метро» (режиссер
Антон Мегердичев), «
В ожидании моря» (режиссер
Бахтияр Худойназаров), «
Разносчик» (режиссер
Андрей Стемпковский), «
Майор» (режиссер
Юрий Быков), «
Жажда» (режиссер Дмитрий Тюрин), «
Долгая счастливая жизнь» (режиссер
Борис Хлебников), «
Небесные жены луговых мари» (режиссер
Алексей Федорченко), «Война принцессы» (режиссер Владимир Алеников), «
Пока еще жива» (режиссер
Александр Атанесян), «
Чапаев Чапаев» (режиссер
Виктор Тихомиров), «Дом…милый дом» (режиссер Александр Басов), «
Дублер» (режиссер
Евгений Абызов), «Репетиции» (режиссер Оксана Карас (дебют), «Прощание» (режиссер Дмитрий Константинов), «Упакованные» (режиссер Петр Гладилин), «Снегурочка» (режиссер Дмитрий Светозаров), «
Это не я» (режиссер
Мария Саакян), «
Отдать концы» (режиссер
Таисия Игуменцева, дебют).
В большом конкурсе 35 ММКФ участвовали: «
Скольжение» (режиссер
Антон Розенберг, дебют), «
Роль» (режиссер
Константин Лопушанский), «
Иуда» (режиссер
Андрей Богатырев).
Состоялись гала премьеры и спецпоказы: «
Совсем не простая история» (режиссер
Федор Попов), «Зеркала» (режиссер Марина Мигунова), «
Игра в правду» (режиссер
Виктор Шамиров), «
Марафон» (режиссер
Карен Оганесян), «Роман с кокаином» (режиссер Геннадий Сидоров).
Впечатляющий список, не правда ли? Хороший ответ тем, кто беспокоится про государственные инвестиции, мол, где кино. И чтобы не пришлось вам считать - напишу цифру - только за фестивальную неделю было показано 28 (!) новых отечественных фильмов. Если добавить еще с десяток из конкурсной программы «Кинотавра» - то следует признать очевидный факт - наша киноиндустрия работает. Конечно, хочется большего. Хочется и актуальности тем и сюжетов, и адекватности замысла, и качества исполнения и так далее. Хочется ярких героев.
Увы, не герои, а персонажи
И потому я нисколько не пожалела, что вместо очередного просмотра 25 июня пошла на дискуссию «Зеркало для героя». Заявленная тема руководителем российских программ, киноведом Ириной Павловой, бескомпромиссно точно озвучила главную проблему отечественного кино: «У нас преобладает «безгеройное» кино» и спросила: «Современный герой в кино - демиург, разрушитель, жертва?».
Из просмотренных фильмов выбрать героя - демиурга (в понимании Платона - создателя мира, творца) почти невозможно. В 28 картинах мною были обнаружены лишь пара подобных героев - подходит тренер Тарасов в исполнении
Олега Меньшикова («
Легенда №17») и Марат, сыгранный
Егором Бероевым («
В ожидании моря»).
Конечно, можно насмехаться над простодушием зрителей, которые аплодисментами сопровождают эпизоды тренировок в «
Легенде №17». Но ведь действительно процесс претворения рядовых хоккеистов в сборную с высокими амбициями и мастерством увлекательнее, чем изобретательно снятые криминальные разборки. Зритель ведь понимает, что связка мастер-ученик применима не только в спорте.
Егор Бероев, как и
Олег Меньшиков, убедителен в одержимости своего героя. Большое кино наконец-то предложило артисту и большую роль, в которой есть где показать и накопленное мастерство, и проартикулировать наиважнейшие проблемы нынешнего мира. Но два героя - демиурга (творца) из почти 30 картин - не мало ли? Что же творят (в смысле поступков) другие герои? И можно ли их назвать героями? Они, скорее персонажи, воплощающие идеи авторов о том, что в мире правят разрушители, а не творцы.
«Майор» и «Скольжение»
Персонажи этих фильмов вполне могли бы столкнуться и в одном пространстве. Все они, что менты провинциального города, что московские силовики живут в альтернативной стране. Там свои порядки, которые нормальными людьми воспринимаются как хаос. В этой, параллельной с нами жизни, они сами порой не могут разобраться, кто у них главный и что надо делать, чтобы спасти собственную шкуру. И чаще спасается тот, кто первым успевает вытащить оружие. Оба фильма честно предупреждают - нельзя нам, простым людям, и в нашем мире терять бдительность. Иначе не успеем спрятаться «от них» и в собственных дворах, и в супермаркетах, и даже в травмопрунктах или больницах…
И мне хочется аплодировать мастерству режиссеров
Юрия Быкова и
Антона Розенберга, сумевших воплотить на экране мир, о котором мы знаем лишь по информационным сообщениям о вспыхивающих межклановых войнах или ментовском беспределе.
На «Кинотавре» фильм «
Майор» жюри не заметило. А во время просмотра в кинотеатре «Фитиль» напряженную атмосферу, казалось, можно было ножом резать.
Юрий Быков обладает редким качеством. Он доверяет зрителю и не проговаривает за него смыслы, выводы. Его персонажи (особенно тот, кого играет сам режиссер) успевают несколько раз меняться и менять отношение зрителей к себе.
И в «
Майоре», и в «
Скольжении» - прекрасные, вызывающие доверие актерские ансамбли.
Но, увы, все эти персонажи - мужчины совсем не герои женских сердец. И потому столь неубедительными в «Скольжении» выглядят эпизоды между женой и главным героем. Подобная лирика в том, альтернативном и жестком мире, явно лишняя. Тем более, что ни один из персонажей - ни один! - включая и женские образы, не обладает ни малейшим обаянием. Пусть даже отрицательного, но все же героя. Хотя режиссер «Скольжения» и пытается намекнуть на общие духовные корни между Бельмондо («На последнем дыхании») и Владиславом Абашиным.
Главная черта персонажей фильмов «
Майор» и «
Скольжение» - они опасны и для мира, и для самих себя. Их не за что любить.
И потому мой ответ на простой вопрос - станут ли всенародно популярными артисты Денис Шведов («Майор») или парни из «Скольжения»:
Владислав Абашин (Пепл) и Михаил Солодко (Рыма) - будет отрицательным, независимо от прокатных историй.
Во время 35 ММКФ пришла прекрасная весть из крупнейшего в Китае Шанхайского международного кинофестиваля. 23 июня там были объявлены призеры. Победителем в трех номинациях, в том числе двух главных - «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа» - стал «
Майор»
Юрия Быкова, ранее показанный в секции «Неделя критики» Каннского кинофестиваля и конкурсной программе «Кинотавра». Фильм, в котором Юрий Быков также выступил в роли композитора, стал первым еще и в категории «Лучшая музыка к фильму». Нет пророка в своем отечестве?
«Жажда», «Разносчик», «Долгая счастливая жизнь»
О героях из других фильмов говорить сложнее, потому что они сами с трудом идут на контакт со зрителями. Надо, например, самим по крупицам собирать факты биографии про парней с пост-чеченским синдромом («
Жажда»), и не читавшим роман Андрея Геласимова трудно будет разобраться, чем занимаются персонажи вне поисков своего друга. Жюри «Кинотавра» решило поддержать дипломом «За энергию и обаяние» актерский ансамбль, скорее аванс, чем признание актерского мастерства Михаила Грубова, Сергея Лавыгина и
Романа Курцына. Но это проблема режиссера, которого устраивает, когда актеры не меняют выражение лица с первого по последний кадр.
И, надо сказать, Дмитрий Тюрин не единственный, кто в нашем кино именно так работает с артистами. Мода такая - равняться на манеру Жана Габена?
Сложнейшая, например, роль досталась
Александру Плаксину («
Разносчик»). Парень идет на преступление, чтобы оплатить операцию тяжело больного отца в Германии. К тому же, у него запутанные отношения с девушкой и их общим другом. Но мало того, что режиссер в самые напряженные ситуации показывает лишь затылок разносчика пиццы Алексея, так и в те моменты, когда камера заглядывает ему в лицо, зрителю приходится самому доигрывать-додумывать мысли и эмоции за артиста. Я вовсе не за то, чтобы актер суетился в кадре, но, глядя на абсолютно бесстрастную фигуру главного героя, на такие же лица
Дарьи Екамасовой и
Евгения Ткачука, на остальных актеров, начинаешь думать о том, что режиссер
Андрей Стемпковский, добиваясь «эффекта Жана Габена», запрещал всем даже моргать перед камерой. Вот и смотрят актеры в даль, даже разговаривая друг с другом…
Из выделенной группы фильмов классическим героем - воином, да еще одиночкой, мог бы стать Александр из «
Долгой счастливой жизни». Но, увы, ни участие на МКФ в Берлине, ни положительная пресса, ни опыт дистрибьюционной кинокомпании «Вольга» не способствовали успешным кассовым сборам: 43 копии, 1 285 077 руб. и 5 339 зрителей. Актер
Александр Яценко снимается не первый год, играет и главные роли, но его имя - как и имена всех нынешних российских артистов - не является причиной, чтобы купить билет в кино.
И, зритель, на мой взгляд, прав. Для такого рода фильмов пространство экрана уже слишком большое по объему и слишком краткое по времени. За 77 минут не успеваешь ни разобраться в проблемах героя, ни полюбить его, ни запомнить окружающих его людей. Зато достаточно времени, чтобы понять его никчемность и чуждость фермерскому делу и общую декларативность замысла. И мне во время просмотра в Берлине мечталось, что из фильма «
Долгая счастливая жизнь» получился бы отличный телесериал, какие транслируют телеканалы HBO или Starz. Но если в США, в Великобритании телезритель уже созрел для умного многосерийного кино, то у нас этот навык советских времен уже утрачен. Надо контакт с аудиторией выстраивать заново.
Про женщин
Среди 28 фильмов с трудом можно отыскать сюжеты, в которых женщинам отведена роль хотя бы наравне с мужчинами, я не говорю уже о том, чтобы женщина стала главной. В основном функции наших женщин на экране ограничены рамками «кухня-постель-истерика-дети».
Правда, есть две криминальные драмы, в которых режиссеры не только не стремятся как-то смягчить участь героинь, но и выводят их на первый план. И это сближает фильмы «Война принцессы» о детках - беженцах - жертвах распада СССР с жертвами новых криминальных времен в фильме «
Пока еще жива».
И юная героиня Юля в исполнении Екатерины Черепухиной, и ее подружки, которых сыграли такие же юные
Лянка Грыу и Наталья Ионова (ставшая затем популярной поп певицей под именем Глюк’oZa), наравне с парнями воюют за свою территорию на окраинах Москвы. Воюют с такими же беженцами, как и они, только с «чужими, с разными абреками». Фильм режиссера
Владимира Аленикова долго шел к зрителю, но, надо сказать, съемки начала 2000-ых не устарели. А желание девушки любить и умение бороться за свою любовь будет актуально всегда.
А Полина, героиня фильма
Александра Атанесяна, за гибель мужа крошит его врагов, словно и родилась киллером.
Евгения Трофимова весьма органично смотрится с оружием в руках, так что лишние мысли о том, как можно женщине стрелять-убивать, не возникает. Таковы условия криминального жанра, и то, что в нем главнее всех хрупкая красавица, даже радостно. Хоть в жанре «нуар» героиня получает компенсацию за повальное прикладное применение в других фильмах.
Но если серьезно говорить о том, какими же в кино видят нас, женщин, режиссеры с продюсерами, то хочется плакать. Например, один из персонажей - дама с вибратором, которую играет
Юлия Ауг в фильме «
Интимные места». Она - актриса без комплексов. Но... смотрела я на нее, красивую и яркую, и жалела о том, что проявить свой талант актрисе пока негде. Как, например, блистали Нонна Мордюкова или Наталья Гундарева. Им, чтобы получать народное и профессиональное признание, достаточно было просто играть разнообразные характеры. Их тела к образам прилагались, но никогда не были главным аргументом роли. Очень надеюсь, что для
Юлии Ауг творческая судьба будет все-таки доброй. И еще будут роли - полноценные характеры, а не только ее тело в режиссерских пейзажах. И тогда нам, зрителям, будет счастье.
Что и когда?
Список появившихся за первое полугодие картин, естественно, неполный. Прячет, например, от Москвы свое новое кино режиссер
Лариса Садилова и продюсер
Рустам Ахадов. Премьерный показ фильма «
Она» состоялся в Трубчевске (Брянской области) на Первом российском фестивале «Наше кино на пленке». И, может быть, повезет еще тем, кто поедет в Выборг, на фестиваль «Окно в Европу».
Когда выйдет к зрителям «
Стыд» (режиссер
Юсуп Разыков), не знают и продюсеры Владимир и Андрей Малышевы. Хотя качество фильма - участника конкурса «Кинотавра» гарантирует приглашение представлять Россию в основном конкурсе МКФ в Карловы Варах (мировая премьера состоится там 4 июля).
Дополнительный сеанс пришлось устроить в кинотеатре «Фитиль» для картины «
Интимные места» (режиссеры
Наталья Меркулова и
Алексей Чупов), столько было желающих увидеть сенсацию «Кинотавра». Мировая премьера 29 июня прошла на МКФ в Карловых Варах с таким ажиотажем, что даже авторам не досталось билетов на сеанс. Но о российском релизе ничего не известно. Вопрос становится особенно актуальным после известных депутатских инициатив.
На 7 ноября компания «Наше Кино» решила перенести релиз картины режиссера
Александра Велединского «
Географ глобус пропил». Придется продюсерам и дистрибьюторам восстанавливать интерес к фильму - триумфатору «Кинотавра» - (лучший фильм и лучший исполнитель главной роли - актер
Константин Хабенский). Но осенний релиз не так уж плохо - в тот день в прокат выходит лишь голливудское фэнтези «
Тор 2: Царство тьмы» и французская анимация.
Зато под сильным давлением (сразу девять релизов, в том числе и несколько разнообразных артфильмов!) окажется 8 августа фаворит моего внутреннего рейтинга - фильм
Юрия Быкова «
Майор». Одна надежда, что Bazelevs Distribution сумеет привлечь внимание зрителей к нашей картине.