С 5 июня 2013 года Департамент кинематографии перешел в полное подчинение Министра культуры
Владимира Мединского. Это решение вызвано новыми задачами, поставленными перед Министерством в ходе совещания по вопросам развития отечественной кинематографии, проведенного Президентом РФ В. Путиным 24 мая 2013 года.
Курировавший отрасль заместитель министра
Иван Демидов отныне будет заниматься информационной политикой, координировать деятельность Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, а также займется модернизационными программами.
Интересно, будет ли входить в эти программы и модернизация киноиндустрии, в том числе и наработки по «дорожной карте»?
Ее составлению господин Демидов, которого острословы сообщества окрестили «кризисным менеджером», посвятил немало времени. Наш портал подробно освящал все «мозговые штурмы», на которые собирались непосредственные участники кинопроцесса и пытались определить новую стратегию отечественного кино. («
Дорожная карта» отечественной киноотрасли…», «
Еще не дорога, но уже «дорожная карта» и «
2/3 денег в российской киноиндустрии - государственные»).
Идея «дорожной карты», на мой взгляд, была здравой и своевременной, и многие детали, подсказанные самими кинематографистами во время обсуждений, могли бы оздоровить отрасль. И мне жаль, если с этим переназначением будут забыты полезные наработки, и все ограничится лишь усилением давления на кинематограф.
Всегда управляемый
О том, как государство управляло кинематографией подробно описано в уникальном труде «История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат». Коллектив авторов - киноведов - Ирины Гращенковой, Александра Дерябина, Ольги Зиборовой, Марины Косиновой и руководителя проекта Валерия Фомина впервые в нашем киноведении систематизировали отечественное кино не с позиции искусства, а с точки зрения истории отрасли.
Исследование, заказанное Министерством культуры у НИИ киноискусства, получилось солидным. Я имела честь прочитать все 9 томов пока еще неизданной версии и с последней страницей поняла, что научной монографии можно дать и неформальный подзаголовок - «Управление кино, как история постоянного наступления на одни и те же грабли».
Судьба у кинематографистов странная - ходить по спирали.
Я процитирую лишь выбранные отдельные факты, постановления, реплики. Но и они позволяют осознать, что 2013 год для отрасли вновь становится началом крупных перемен, о чем уже было разъяснено 3 декабря 2012 года в Белом доме («5,3 миллиарда рублей на долю российского кино»).
История перемен
Первые кинопредприниматели: Ханжонков, Дранков, Либкен, Талдыкин, Трофимов, Ермолаев в начале 20 века конкурировали друг с другом, совершенствовались и самостоятельно развивали отрасль. Им была известна резолюция Николая II на бумагах Департамента полиции: «Я считаю, что кинематография - пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством…». Государь поддерживал лишь официальную документалистику в виде «царской хроники», не более того. Лишь в 1911 году за подписью Министра внутренних дел Столыпина все губернии получили циркуляр «Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов», а к 1913 году депутаты IV Государственной Думы отправили в Совет министров проект, в котором предполагали начинать собирать от кино налоги, однако Правительство инициативу отклонило. И лишь Первая мировая война напомнила о богатой отрасли. Так в декабре 1914 года был принят закон о государственном налогообложении кинематографа, а в 1915 году было официально запрещено в Россию ввозить фильмы германского производства.
Если возникала нужда, то предприниматели - конкуренты объединялись и добивались от правительства содействия, как, например, разрешения ввезти в военное время позитивную и негативную пленку из Америки морским путем. Просили не денег, а разрешения и его получали.
Правда, уже в начале 1916 года стали в стране появляться проекты по огосударствлению кинематографа.
Внимание!
Был радикальный вариант - национализация и превращение в «государственную регалию», и другой - умеренный, в котором оговаривалась государственная поддержка определенных его секторов, оставляя частным предпринимателям производство и прокат.
Ничего не напоминает?
Национализация и много руководителей. Без подробностей никак нельзя.
Как знаем из истории, после 1917 года, пусть не в первый год, но советская власть выбрала самый радикальный вариант - национализацию.
27 августа 1919 года Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР о переходе кинематографической и фотографической промышленности и торговли в ведение Народного комиссариата просвещения. Правда, нарком Анатолий Луначарский сам был за частно-государственную модель, но к его мнению не прислушались.
Главы в девятитомнике про методы советской власти с 1917 по 1991 год в укрощении кинематографа, читаются как увлекательный, но печальный детектив. Слишком много в истории нашего кино было трагических нюансов и не менее трагических судеб.
Был, правда, и краткий период НЭП, когда стали возникать новые частные киноорганизации, но они совсем не нуждались в структуре Госкино (первого руководителя, члена партии большевиков с 1901 года звали Эразм Кадомцев).
Большевики же понимали значение кино, и потому разрабатывать идеологию, стратегию развития самим кинематографистам не доверили.
Апрель 1920 года - создается Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). По решению Политбюро, Агитпроп курировал Сталин.
Так на долгие десятилетия в отрасль государство вошло не только главным финансистом, говоря сегодняшним языком, продюсером, но и главным идеологом.
23 - 31 мая 1924 года - XIII съезд ВКП(б) принимает специальное решение о создании комиссии по вопросам кино при ЦК партии на постоянной основе. В резолюции записано - «Кино должно явиться в руках партии могущественным средством коммунистического просвещения и агитации».
Но национализированная отрасль требовала больших средств, а их не было. В стране надо было восстанавливать промышленность. И чтобы поправить ситуацию, была придумана остроумная экономическая схема с полным сохранением идеологического контроля:
1924 год - создается Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» (неофициально - «Совкино», рук. Константин Шведчиков). АО зарабатывало на прокате зарубежных фильмов и пополняло бюджет для производства собственных. К тому же Совнарком освободил «Совкино» от промыслового налога. АО просуществовало до 5 июня 1930 года. Под чутким, естественно, партийным руководством.
Февраль - март 1925 - в Агитпропе ЦК РКП(б) решают учредить организацию «Общество друзей советского кино» (ОДСК). Председателем ОДСК был утвержден Феликс Дзержинский. В 1930 году это общество объединяло 110 тысяч членов, издавало свою газету под названием «Кино».
2 -19 декабря 1927 - на XV съезде ВКПб официальной партийной и госпрограммой первой советской пятилетки становится задача замены доходов от водки доходами от кино.
15-21 марта 1928 - состоялось Всесоюзное партийное киносовещание, на котором был установлен полный в отрасли контроль ВКПб.
Тогда же завершилась и относительная еще вольница 20-х. Об этом попросили и сами кинематографисты. История сохранила коллективное письмо - обращение в секретариат совещания, подписанное Эйзенштейном, Александровым, Козинцевым, Траубергом и другими. Советские режиссеры писали о том, как они нуждаются в идеологическом руководстве и просили создать более крепкий руководящий орган советской кинематографии.
29 января 1929 - Совнарком СССР утвердил положение и состав Кинокомитета при правительстве СССР. Председателем был назначен Ян Рудзутак. Структура в этом виде просуществовала год.
Краткая справка:
на территории РСФСР, на первое августа 1924 года всего имелось 849 кино-установок. На 1апреля 1927 года - 4839, из них: коммерческих - 1491, клубных - 1788, сельских стационарных - 232, кино-передвижек -1328 (из них работающих в деревне -1186). Оборот по прокату на территории РСФСР составлял: в 1924-1925г. - 7500000, в 1926-1927г. - 15000000. В 1922-23 году всеми советскими кинопредприятиями СССР было выпущено в прокат 12 художественных картин. 1296-27г. - 98 картин. В том числе собственного производства Совкино - 48 художественных программных картин. Таким образом, за 5 лет советская кинематография выпустила 298 программных художественных картин.
1930 - 1933 - при Президиуме ВСНХ СССР организованы Всесоюзный фотокинокомитет и Совет по делам кинопромышленности. Руководителем 5 марта 1930 года был назначен профессиональный большевик Мартемьян Рютин, освобожден - в октябре того же года.
21 ноября 1930 - Председателем Правления Союзкино назначен Борис Шумяцкий. Его место работы дважды меняло названия.
1933 - 1935 - Главное управление кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР,
1936 - 1938 - Главное управление кинематографии (ГУК) Комитета по делам искусств при СНК.
Работать Борису Шумяцкому было нелегко. Конфликтный по натуре, он быстро поссорился с ведущими режиссерами, не смог поладить с руководителем отдела культурно-просветительной работы ЦК ВКП(б) (Культпрос), а по совместительству еще и генеральным секретарем Союза советских писателей Александром Щербаковым. А в 1935 году две серьезные жалобы на Шумяцкого написал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косырев, обвиняя в провале работы по развитию детского кино и в позорнейшем состоянии дел во ВГИКе.
И случилась ревизия, которая выявила много недостатков в работе. ЦК ВКП(б) констатировало: а) невыполнение ГУКФом производственного плана 1935г. (вместо 100 картин по плану - выпущено 38) и производственного плана первого квартала 1936 года (вместо 40 картин по плану - выпущено 10); б) плохую организацию и слабое руководство производственными процессами (слабая загрузка режиссеров, большие простои, плохое использование кинооборудования и съемочных площадей, перерасход пленки, высокая стоимость и медленные темпы производства картин, недопустимо большой брак, в результате чего, только за 1935 год забраковано и не выпущено на экран 13 кинокартин стоимостью в 11186200 руб.
В первые дни января 1938 года председатель ГУКа был арестован, а полгода спустя расстрелян.
7 января 1938 по июнь 1939 - председателем Главного управления кинематографии решением Политбюро ЦК ВКП(б) стал Семен Дукельский.
23 марта 1938 - правительство Советского Союза создает Комитет по делам кинематографии при СНК СССР. В системе КДК была организована Всесоюзная контора по прокату фильмов «Союзкинопрокат» (на базе ликвидируемого треста «Росснабфильм»), КДК переданы газета «Кино», журналы «Искусство кино», «Кинофотопромышленность», «Киномеханик», а также портфель рукописей и договора, относящиеся к кинолитературе.
В 1938 году - введены новые правила кинопроката, которые предусматривали обязательную регистрацию всех киноустановок трестированной и нетрестированной (ведомственной, клубной и пр.) сетей. Незарегистрированным установкам картины перестали отпускаться.
8 декабря 1938 - Постановление СНК СССР «Об установлении на территории СССР единых тарифов за прокат кинокартин». Согласно этому документу за прокат звуковых картин кинотеатры должны были выплачивать 40% от своего чистого дохода, за прокат немых фильмов - 30%.
8 декабря 1938 - «О ценах на билеты в кинотеатры и другие киноустановки». Этим постановлением цены на билеты устанавливались в зависимости от качества оказываемых киноуслуг и разряда, присваемого той или иной киноточке. Все кинотеатры были разделены на 6 разрядов (первые четыре - звуковые кинотеатры разного уровня, пятый и шестой - звуковые и немые кинопередвижки соответственно).
1939 - 1946 - Председателем Комитета по делам кинематографии при СНК СССР назначен Управляющий делами Совета Народных Комиссаров СССР Иван Большаков.
20 марта 1946 - на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство кинематографии СССР. Министром становится Иван Большаков. Структура ликвидирована 15 марта 1953 года.
Главный редактор
Валерий Фомин: «В разговорах с руководителями кинематографии Сталин вникал во все детали кинопроизводства. В Кремлевский кинотеатр привозили и показывали вождю образцы новой советской киноаппаратуры. Их с живым интересом осматривали и обсуждали. По горячим следам этих разговоров запросто могло быть принято и какое-нибудь очень важное решение о путях развития технической базы советского кино, о дополнительном его финансировании и т.д.
При всей своей сумасшедшей занятости Сталин находил время, чтобы самым внимательным образом, с карандашиком в руках, читать даже сценарии будущих картин. Вот почему его имя в качестве редактора могло бы с полным правом значиться в титрах едва ли не каждого сколь-нибудь значимого фильма 30-40-х годов. Вождь не гнушался писать заключения на прочитанные сценарии будущих фильмов, оставляя массу всевозможных замечаний на полях рецензируемых рукописей…Кинематографисты, которым возвращались прочитанные в Кремле рукописи, долгое время не могли разгадать значение многочисленных загадочных точек, оставленных сталинским карандашом на страницах сценариев. Как правило, Сталин ставил их в самых неожиданных, случайных местах, и практически невозможно было уловить, что именно означала та или иная точка. В конце концов, один из самых догадливых режиссеров сообразил, что, скорее всего, вождь ставил на полях сценария точку, когда в его кабинете звонил телефон. Это делалось просто для того, чтобы отметить то место, на котором пришлось прервать чтение, чтобы потом долго не искать его.
Впрочем, Сталин не просто контролировал и утверждал сценарии намечаемых к производству фильмов. Он и сам лично инициировал многие проекты. Определял их постановщиков. Собственно весь грандиозный цикл историко-биографических фильмов от «Александра Невского» и «Суворова» до «Ивана Грозного» и «Композитора Глинки» был персональным продюсерским проектом вождя…
…Когда посягательства служителей Агитпропа заходили слишком далеко, он всегда имел возможность поставить их на место. Так было и в 30-е годы, и в годы военного лихолетья. Особенностью же послевоенного периода развития отечественного кино стало то обстоятельство, что вождь изменил свою тактику «сдержек и противовесов» и практически безраздельно отдал «важнейшее из искусств» в руки Агитпропа. Началось массовое перемещение сотрудников и выдвиженцев Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) на ключевые руководящие должности в системе кинематографии. Агитпроповцы получили должности первых заместителей министра кинематографии...»
Из главы 3. «Кинематограф по Сталину» (1930 -1940)
Дела и слова Агитпропа
26 апреля 1946 - в ЦК ВКП(б) прошло совещание творческих работников кинематографии. Обстановка была сложной и драматичной, так как ранее утвержденный, производственно-тематический план 1946-1947 годы был практически зарублен и пришлось на ходу, в лихорадочной спешке, составлять новый план.
9 августа 1946 - один из самых черных дней в истории советской культуры. На «историческом» заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) было рассмотрено три вопроса: о журналах «Звезда» и «Ленинград», о второй серии фильма «Большая жизнь», о мерах по улучшению репертуара драматических театров.
Парадокс. За сценарий и режиссуру 15 марта 1941 года кинокартина Леонида Лукова «Большая жизнь» награждена Сталинской премией II степени. В 1946 году вторая серия фильма была объявлена «порочной в идейно-политическом и крайне слабой в художественном отношении» и отправлена на полку. В прокат вторая серия вышла 1958-ом. Леонид Луков был не одинок. Под пресс Агитпропа попали - Эйзенштейн (вторая серия «Иван Грозный»), Козинцев и Трауберга «Простые люди», Пудовкин («Адмирал Нахимов»).
Классиков партийные чиновники обвиняли в невежестве! И это стало вершиной той системы управления, которая была заложена большевиками еще 20-ые годы.
24 апреля 1947 - Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О составе художественного совета Министерства кинематографии СССР». В целях ужесточения контроля над содержанием фильмов был полностью изменен и состав ключевого органа Министерства кинематографии - Художественного Совета, в котором уже не нашлось ни единого (!!!) места для самих кинематографистов. Руководителем Художественного совета был назначен сотрудник Агитпропа Леонид Ильичев. Худосовету предписывалось рассматривать по каждому художественному фильму: а) литературный сценарий, б) пробы актеров на пленке, в) отснятые материалы по основным объектам фильма,
г) готовый фильм. А также при необходимости рассматривать режиссерские сценарии, эскизы декораций и костюмов, музыкальные партитуры, генеральные репетиции с актерами до начала съемок фильма».
Власть над кино была тотальной - партийной (идеология) и государственной (финансирование). И неважно, как называлась структура, посредством которой управляли киноискусством. Важно, что конец 40-х-начало 50-х по этим причинам советское кино подвело к гибельной черты - к малокартинью.
Борьба за частичку самостоятельности
14 апреля 1953-года ведущие кинематографисты по инициативе Ивана Пырьева коллективным письмом обратились к Никите Хрущеву и министру культуры ССС Пантелеймону Пономаренко о необходимости серьезных изменений в системе производства и выпуска художественных фильмов.
Реакция была. В рамках общей государственно - управленческой реформы по укрупнению досталось и кинотрасли. С полной потерей самостоятельности. (Похожая история повторится и в 2000 -ом году)
В 1953 происходит преобразование министерств СССР. Пункт №5 объединял - Министерство высшего образования СССР, Министерство кинематографии СССР, Комитет по делам искусств, Комитет радиоинформации, Главполиграфиздат и Министерство трудовых резервов СССР, Совинформбюро - в Министерство культуры СССР.
Конечно, забавнее проходило укрупнение в 30-ые годы, когда кино было передано в ведении Комиссариата легкой промышленности.
В мега-министерстве во главе Управлений кинематографии стояли Владимир Сурин (позже - директор «Мосфильма») и Игорь Рачук (перешел в Союз Кинематографистов СССР).
Иван Пырьев не сдавался. Он вел своих коллег на борьбу за возвращение самостоятельности в управлении, в учреждении Союза Кинематографистов. По его инициативе в ЦК КПСС был направлен проект реформ, в котором предлагалось связать в единое целое творческий и производственный процессы; поставить экономические результаты деятельности киностудий в прямую зависимость от идейно-художественного достоинства выпускаемых ими произведений и количества зрителей, посмотревших тот или иной фильм.
И в проект был хитроумно вписан пункт про усиление и укрепление руководство кинематографией. Мол, Управление не управляет, нужно создать Государственный комитет по делам кинематографии, что «будет прогрессивной мерой и поможет советской кинематографии преодолеть недостатки и трудности, о которых речь шла выше».
И вновь с Комитетом
В 1963-1965 - Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии. Главой назначен Алексей Романов.
В 1965-1972 - Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР. Главой назначен Алексей Романов.
В 1972-1978 - Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии. Главой назначен Филипп Ермаш.
В 1978-1991 - Государственный комитет СССР по кинематографии. До 1986 года структурой руководил Филипп Ермаш, с 1986 года до момента ликвидации в 1991 -ом Александр Камшалов.
С 1992-ого года начался очередной новый этап управления киноотраслью.
Первым руководителем Госкино России стал киновед
Армен Медведев. Пробыл он на своем посту до 1999 года.
Финал?..
В первое десятилетие 21 века государство заставило отечественный кинематограф почти повторить судьбу своих коллег начала 20 века.
Надо было выживать в новых экономических условиях и осваивать рыночные правила. Госдотации были скромными, зато - никакого идеологического давления. Молодое государство искало оптимальных решений управления. Кино попадало под эти реформы не потому, что в них нуждалось. Всех заставляли объединяться - разъединяться и так далее.
1999 - 2000 год - Председатель Госкино России -
Александр Голутва (экс-директор «Ленфильма»).
2000 - Госкино России вливается в структуру Министерства культуры. На протесты кинообщественности Правительство внимания не обращает.
2004 - в рамках всероссийской управленческой реформы, из состава министерства культуры и массовых коммуникаций России выделяется Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) - председатель Михаил Швыдкой. Агентство было ликвидировано в мае 2008 -ого, а все функции по управлению кинематографом вновь были переданы Министерству культуры. Швыдкой ушел в отставку, а Департаментом по кинематографии стал руководить Сергей Лазарук. Его в 2011 году Вячеслав Тельнов (экс-директор «Ленфильма»).
21 мая 2012 - Министр культуры Владимир Мединский назначил своим заместителем Ивана Демидова, которому поручил курировать вопросы поддержки кинематографа.
5 июня 2013 - вопросы кинематографа переходят в подчинение лично Министра культуры Владимира Мединского.
Огромный труд наших ученых из НИИ киноискусства пока находится в рукописном варианте. А жаль. Потому что он, на мой взгляд, может стать полезным пособием для освоения уроков прошлого. Иначе, опять будем шагать, натыкаясь на все те же любимые грабли.