Статусное потребление

Sep 29, 2016 12:37

Статусное потребление давно стало неотъемлемой частью социальной жизни, порождая множество событий, которые оказывают сильное эмоциональное влияние на нашу повседневную жизнь. В этом вопросе люди сплошь и рядом впадают в эмоциональные крайности и зачастую оказываются не в состоянии чётко определить для себя роль и место этого явления в своей жизни.

Осуждение статусного потребления чаще всего сводится к тому, что оно не рационально. Действительно, за дорогой автомобиль, одежду и технику некоторых брендов приходится дорого платить. Более того, это часто приводит к ненужным негативным последствиям, когда человек придерживается принципа «понты дороже денег» и живёт не по средствам. На это обычно возражают, что, мол, вы просто завидуете и вообще нечего считать чужие деньги. Что, согласитесь, не лишено смысла и логики.

В защиту статусного потребления
Высокий доход является вполне нормальным маркером наличия хороших деловых качеств у человека. Безусловно, этого недостаточно, чтобы положительно оценивать человека в целом. Но это хороший плюс ему, если мы хотим быть объективны. Главное не забывать, что в некоторых не денежных нишах фигурируют совершенно другие маркеры успешности. Занимаясь, наукой, альпинизмом, искусством и различными видами творчества, можно вполне преуспевать и иметь признание при весьма скромных доходах от своей деятельности.

Кроме того, статусные вещи почти всегда имеют большую утилитарную ценность, чем их бюджетные аналоги. Автомобили дорогих марок оборудованы более комфортными и просторными салонами и имеют куда как более выдающиеся технические характеристики, например. И это справедливо даже для дорогих безделушек. Ведь если основная задача аксессуара украшать и производить впечатление, то дорогие аксессуары справляются с этой задачей намного лучше.

Проблемы статусного потребления
Прежде чем рассмотреть ситуацию с долговыми ямами, в которые закапывают себя горе-потребители, давайте рассмотрим чудесный механизм, заставляющий всё это дело работать.

Человек смотрит на себя в зеркало и думает: «Я хорош(а)». Успешно достигает поставленной цели и опять думает: «Да я вообще молодец». Ну, или, наоборот, унывает и ставит себе сплошые минусы, если ни в делах, ни в зеркале ничего хорошего не происходит. И это вроде как естественно.

А вот теперь добавим к этому личное имущество. Следите за руками: не собственное тело и не собственные дела, а вещи и предметы становятся поводом для того, чтобы оценивать себя. У меня хороший автомобиль, значит и я хорош, плохой автомобиль - я никчёмный неудачник. Вещи становятся как бы продолжением человека и их утилитарная ценность отходит на второй план.

Попробуйте сказать кому-то, что у него плохой сотовый телефон. Вы думаете, что критикуете модель конкретного производителя, а получается, что критикуете владельца этого телефона. Человек и правда думает, что вещь - это часть его самого. Сказать девушке, что у неё некрасивая сумка, это примерно как заявить, что у неё некрасиво уложены волосы. Не самое страшное оскорбление, но...

Собственно это и порождает разнообразные эмоциональные ошибки. Даёт одним чувство мнимого превосходства, а другим чувство мнимой неполноценности. Кстати, третьим это приносит баснословные прибыли.

Так, мужчина, добившись хороших результатов в продвижении по карьерной лестнице, окружает себя всевозможными материальными благами, подчёркивающими его состоятельность. Но при отсутствии должных навыков коммуникации и социального взаимодействия он рискует жестоко разочароваться из-за неудач в отношениях с противоположным полом, если будет полагаться только на свои материальные достижения.

Так называемые блондинки часто искренне не понимают, почему их не ценят окружающие, ведь с точки зрения «подать себя» у них всё прекрасно. Хотя все понимают, что для успешного долгосрочного социального взаимодействия умения произвести впечатление совершенно недостаточно.

Но намного более печальными являются ситуации, когда люди недооценивают себя и перестают верить в свои силы только потому, что живут беднее чем те, кто их окружает. А если к этому добавляется пренебрежительное отношение окружающих (а оно часто добавляется), то ситуация принимает настолько мерзкий и отвратительный характер, что в пору говорить об озверении людей, ведь подобное социальное унижение человека - самое что ни на есть прямое проявление чисто обезьяньего иерархического инстинкта. Ведь в человеческом обществе иерархический инстинкт окультурен и проявляется в первую очередь в виде признания и возвышения реальных достоинств, а не в виде унижения и пренебрежения за мифические недостатки.

Собственно здесь и лежат проблемы закредитованности населения, тезис «бери от жизни всё» и прочая эмоциональная ахинея, которая в основном даёт сиюминутные эмоциональные выгоды за непомерную расплату в долгосрочной перспективе.

Рационализация
Застраховать себя от описанных выше проблем достаточно просто. Нужно лишь отделять себя и других людей от вещей. Вопрос этот не новый и поговорка «по одёжке встречают, а по уму провожают» появилась не вчера и содержит в себе прекрасный совет.

Поскольку по одёжке действительно встречают, то и впадать в другую крайность, в отрицание необходимости производить хорошее впечатление, тоже, разумеется, не стоит. В коммерческой деятельности есть понятие «представительских расходов». Оно прекрасно применимо и к личной повседневной жизни. Какие-то деньги, силы и средства должны тратиться на то, чтобы производить должное впечатление, в конце концов это делает нашу жизнь намного красивей.

Да и проводить человека «по уму» не так уж сложно, достаточно критически относиться к тому, что видишь, помня о волшебной силе первого впечатления. Немного времени и терпения и с человеком всё становится понятно.

самооценка, рациональность, социальное взаимодействие

Previous post Next post
Up