Вообще, мне тут подумалось, что любое удачное художественное произведение - это спекуляция на чувствах людей. Скорее, даже так: художественное произведение можно назвать успешным, трогающим душу, чувственным, именно если спекуляция на чувствах людей удалась. Если во время просмотра хотелось вскочить, закричать, заплакать или, наоборот, молчать, забиться в угол, копаться в себе… Если чувства непереносимо сильны.
Именно так было со «100% FURIOSA». Было не только у меня, но и у других зрителей из полного в день спектакля зала. Люди смеялись и плакали, потому что узнавали себя, признаваясь себе в тех мыслях, в которых, наверное, зачастую стыдно бывает признаться. Это был тот случай, когда актеры, обнажаясь физически, не демонстрировали навязчивой пошлости, а помогали зрителям приобрести «душевную наготу», срывая покровы с сокровенных мыслей и чувств каждого из нас.
Каждый любил и был любим. Или не был. Спектакль, по большому счету, о втором варианте. О тех, кого отталкивают и о тех, кто отталкивает.
Конечно, в основе сюжета лежат не просто отдельные зарисовки: мы определенно видим цельное и законченное повествование. Сюжет постановки основан на итальянской поэме Лудовико Ариосто "Неистовый Орланд". Как пишут источники, «спектакль оставляет от средневекового произведения лишь имена героев и степень накала страстей», что, видимо, действительно так. Впрочем, последовав примеру героев и демонстрируя искренность и честность, я могу без стыда признаться, что с итальянской поэмой я абсолютно не знакома. Однако, забегая вперед, отмечу, что это совершенно не важноJ Я думаю, что любой человек, который от итальянской литературы далек, однако когда-либо в жизни трагически и безответно любил, не останется равнодушным и прочувствует сюжет пьесы от начала и до конца.
От начала…
Про начало спектакля одновременно хочется и не хочется писать. Хочется, потому что это - потрясающий воображение, завлекающий и не просто погружающий, а моментально швыряющий тебя со всего размаха в пучину действия интерактив. Не хочется - потому что каждый сам должен прийти и прочувствовать. Так, как мы чувствуем любовь, а не читаем ее черными буквами на белом фоне.
…и до конца.
На протяжении всего действия где-то у меня в голове тоненько и ненавязчиво крутился вопрос: «Чем же ТАКОЕ может закончиться?». И у меня не было ни малейшей зацепки, чтобы на него ответить. Сейчас я понимаю, что, скорее всего, ответа не было не от скудности воображения, а именно от того, что в сюжете не было единого вопроса. Мы, зрители, благодаря актерам, просто жили свои жизни, проживали своё прошлое или настоящее еще раз, испытывали ЧИСТЫЕ эмоции, плакали и смеялись. И каждый о чем-то сокровенном спросил СЕБЯ и ответил СЕБЕ. Ведь жизнь не заканчивается с финальными титрами под бравурную музыку, и нам не требуется непременно понять, что «убийца - дворецкий», иначе время будет потрачено зря. Поэтому ту концовку, которую нам показали, я считаю самым органичным из того, что вообще только могло бы быть, но при этом даже не приходило в голову. Хотя каждый, я уверена, КАЖДЫЙ, из сидящих в зале, когда-нибудь обязательно говорил себе: «Я больше никогда не…». Да, «Больше никогда не…!» - сначала весело, с огоньком, с радостью свободы, а потом - с осознанием того, что ведь, действительно, НЕИЗБЕЖНО - «БОЛЬШЕ НИКОГДА»…
И так, чтобы сначала открылись и закровоточили старые раны, а затем, прожив всё, что было (у каждого - своё) еще раз, мы стали сильнее и мудрее. Спектакль не поучает, но учит, и эти полтора часа - будто сеанс личной гештальт-терапии.
«Я люблю тебя! - Я тебя - тоже…»