Эту колонку на "МАМЕ" ставить не захотели. Сказали: а где психологические советы? Людям нужны советы. А тут советов нет.
От плохих новостей портится настроение: опять терракт,опять вооруженный конфликт, опять военные действия... Есть ли у нас способ противостоять волнам насилия?
Включаешь утром радио, а там утреннее шоу, и вот какую тему обсуждают: «Бьете ли вы лицо своему партнеру по бизнесу или коллеге по работе, если тот не сделал, что обещал?», а дополнительный вопрос такой - специально для начальников: «Надо ли физически наказывать подчиненных, если они опаздывают, пропускают сроки и воруют»? И звонков много: люди делятся мнениями, рассказывают, что вообще-то они против насилия на службе, но вот недавно был случай: не сдержался, отходил одного ножкой от табурета, но для его же пользы: тот не хотел, шельмец, проект новый начинать, а ведь какой талантливый... Многие говорят, что вот их начальник бил частенько - и ничего, превратились в хороших специалистов, так что далеко, далеко не всем это средство вредно, есть такие, которым только на пользу идет...
И тут вдруг звонит какой-то отмороженный и начинает нудеть: да вы тут с ума посходили! Это же форменное хулиганство! Да за такое 15 суток как минимум надо давать, а то и год колонии! Это же подсудное дело, нарушение прав личности и превышение служебных полномочий одновременно! Мы, продолжает, что ли в средние века живем? Как же вы, образованные люди, журналисты, всерьез можете такие вещи обсуждать? Люди же решат, что так и надо!
Что скажете? Бред сивой кабыли? Околесица? Сбрендила тетя-психолог, дописалась колонок, что у нее слуховые галлюцинации начались? Мы же приличные люди, как можно конфликты с помощью рукоприкладства решать? Да и точно - подсудное дело, легко получить срок за хулиганство. Все так, согласна. Но если чуть-чуть изменить текст и вставить вместо «подчиненных» и «коллег» другие существительные: «дети», «ребенок», то ситуация сильно меняется, и такое обсуждение, увы, не то, чтобы неприлично, а даже вполне возможно. Вот буквально на днях, именно его я имела счастье случайно услышать на популярном «Нашем Радио» - две молодые ведущие ( мамы, кстати) предложили обсудить тему воспитания и в частности - правомерность физического наказания. Нет, конечно же они, Боже упаси, не выступали апологетами порки по субботам! Но вполне допускали, что бывают случаи, когда просто вот сил нет терпеть и бедному родителю ничего не остается, кроме как наподдать дитяте. Или вот, например: лезет неразумное чадо к розетке, ты ему и раз сказал, и два, и три - а он не отстает. И в таком случае, конечно, лучшее средство, дать как следует по ручке - тогда и запомнит запрет лучше... И все в таком же духе.
Знаю, что в наших СМИ не принято обременять себя лишними знаниями. Если бы обычаи были другие, то уважаемые ведущие выяснили хотя бы следующие факты:
- Принуждение ребенка к чему-либо с помощью физического воздействия относится к жестокому обращению с ребенком, за что даже в нашем дремучем в отношение детей законодательстве предусмотрена ответственность.
- Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, в которой, между прочим, есть 19-ая статья, говорящая о том что «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtmlТо есть, строго говоря, СМИ, в котором обсуждается как один из вариантов воспитательного воздействия на ребенка физическое наказание, нарушает закон и вступает в противоречие с положением Конвенции о правах детей. И, в общем-то, если бы наши олбудсмены были порасторопнее или, скорее всего, покультурнее и понимали, что “наподдать за дело” и “один раз шлепнуть” - это, собственно, и есть жестокое обращение, то такому СМИ пришлось бы нести ответственность за некорректно поднятую тему и попытку оправдать насилие в отношение ребенка.
А если бы ведущие были чуть-чуть покультурнее, они бы сами догадались, что обсуждать такие темы в духе «Вообще, конечно, бить детей нельзя, но иногда можно, потому что очень хочется» в приличном обществе стыдно. Ну, примерно также стыдно, как справлять нужду в парадном или заявить, что во всех бедах русского (испанского, французского, немецкого и т.д.) народа виноваты евреи.
Ллойд Де Моз, психоаналитик, психоисторик и директор Института психоистории в Нью-Йорке, автор психогенной теории истории, рассматривает всю историю человечества как последовательную смену стилей воспитания детей. Его ядерная идея заключается в том, что экономические и политические перемены в обществе следуют за переменами в воспитательных подходах. В своей книге «Психоистория» Де Моз доказывает, что война, как и другие виды политического насилия, отражают способы воспитания детей. Ученый считает, что настает время «Помогающего» стиля, для которого характерно внимание к потребностям ребенка и отсутствие насилия в семье. Одновременно он констатирует, что Восточная Европа, в том числе и Россия, сильно отстает от Запада в этом отношении: «По сей день тугое пеленание, регулярные побои и плохое обращение с детьми распространены во многих бывших советских республиках и странах Восточной Европы». Ученый далее пишет: «Чем больше я изучаю войну с точки зрения психоистории, тем больше убеждаюсь, что все войны являются извращенными... ритуалами, цель которых - избавиться от невыносимого чувства, что тебя не любят, результата предшествующих традиций воспитания детей... Подозреваю, что экономические цели войны - просто рациональное оправдание... Если кошмар войны берет начало в кошмаре детства, то новый дух любви и свободы в семье, возможно, превратит Европу из вечного поля битвы в ссорящийся, но миролюбивый континент».
Судя по разговору, который вели две как бы интеллигентные дамы в эфире очень популярного радио, нам до «нового духа любви и свободы в семье» еще очень далеко. С другой стороны, у каждого из нас есть реальная возможность приблизить это время очень простым, но действенным способом: не бить детей и сторониться тех, кто даже в теории допускает эту возможность. Сторониться даже в том случае, если эти люди не стесняются сообщать о своем крайнем невежестве в этом вопросе с экрана телевизора, компьютера или из радиоприемника.