Сергей Седов, сказка про маму слоненка. Комментарий 1

Dec 29, 2011 01:26

Сказка про слоненка:
"Жила была мама. А сын у нее был слоненок. И он был очень неуверенный в себе.
-Нельзя быть таким неуверенным!- говорила ему мама,- Ведь когда ты вырастешь, то станешь царем джунглей, могучим и великодушным!
-Я??!!- удивлялся слоненок.
-Неправда!- раздавался из кустов голос тигра.- Настоящий царь джунглей- тигр!!!
-Слышишь!- говорил слоненок маме,- Тигр- настоящий царь.
-Нет ты!- настаивала мама.
-Нет тигр!- топал ногой слоненок.
Но мама не уступала и спорила с сыном до тех пор, пока он не вырос и, топнув ногой, не наступил (случайно) тигру на хвост.
-Ты!!!Ты царь джунглей!- закричал тигр,- Только сойди с моего хвоста!
Слоненок отпустил тигра и вдруг почуствовал, что он, в самом деле, царь, могучий и великодушный.
-Ну наконец-то!- сказала мама и перестала его воспитывать".


Я:
- Надень зимние ботинки, на улице холодно
Сын:
- Не, не холодно, нормально. Жарко будет в зимних.
Я:
- Что значит - не холодно? Вон яндекс пишет - минус 5. Какое жарко? Надень!
Сын:
- Оооооо!
Я:
- Вот что за споры по пустякам? Мать сказала: надень ботинки, так надень и все. Ну это же мелочь.
Сын:
- Тебе дай волю, ты все в мелочи запишешь: «мать сказала»...
Я:
- И тем не менее - надень ботинки. Спасибо скажешь же через два часа матери.
Сын раздражается, но ботинки надевает:
- С тобой легче согласиться, чем спорить. Вот если упарюсь я в этих ботинках, будешь виновата...
Он уходит, а я чувствую себя странно: с одной стороны, испытываю удовлетворение, что ребенок пошел на улицу одетый по погоде и мое материнское сердце не будет зябнуть целый день заодно с его озябшими лапами 45-го размера, между прочим. С другой - мне не нравится железо в собственном голосе, безапеляционность, мне не нравится, , что со мной легче согласиться, чем спорить.
Через пару часов - действительно - сын звонит по какому-то делу и между прочим сообщает, что ни разу пока не пожалел, что надел теплые ботинки: «Мам, ты была права».
Мое материнское сердце тает, а сердце психолога тревожно вздрагивает: сколько этих «мама всегда права» я выслушала от клиентов, как часто это мамина «всегда права» отравляет людям жизнь.
То есть я думаю, уже понятно, что мне живется нелегко. Потому что в словах сына есть правда жизни - со мной действительно, скорее всего, легче согласиться чем спорить (однажды сын, настроенный поэтически, назвал меня асфальтовым катком, увитым розами). Мои домашние, кстати сказать, обычно соглашаются быстро. Это я готова биться до последнего патрона. Но победа дается мне почти всегда слишком легко. И понять это мне дьявольски трудно, потому что в случае, если я считаю, что делать надо вот так, и никак иначе, оппоненту приходится поработать, чтобы заставить меня отказаться от своего намерения. Ну так и я готова искать аргументы, убеждать и оппонировать! Но, как показывает практика, таких же, готовых на все ради истины, бойцов попадается мало. По крайней мере, среди моих домашних их почти нет. Оказывается.
Вообще-то это настоящая драма. Мои убеждения - демократические, даже слишком, я за свободу, равенство и братство. Но натура берет свое и я, просто как США, то и дело насаждаю эту демократию авторитарными, даже абсолютски-монархическими методами.
И выходит, что вся моя история отношений с детьми - это в том числе история моей внутренней борьбы между явно «авторитарными» замашками и демократическими убеждениями. Добавьте еще сюда психологическое образование и будни практикующего психолога... Одним словом, мне живется не просто и бесконечный диалог между мною-тираном и деспором и мною же, сторонницей гуманизма и всячески свобод часто приводит к тому, что я не всегда в курсе, кто из них сегодня победил.
А ведь были времена, когда я искренне считала себя если не образцом гуманизма, то уж точно мамой-либералкой. Это продолжалось ровно до тех пор, пока старший не вырос настолько, чтобы практиковаться в остроумии. И как только с его стороны посыпались шутки про материнские монархические замашки, я сначала очень удивилась («Я тиран? Да ты с ума сошел! Просто я не люблю, когда со мной спорят по пустякам!»), потом задумалась, а потом у меня от души немного отлегло. Ну потому что, если может шутить и глумиться, значит, не совсем затоптала я его своими приказами и командами. Хотя могла, могла - теперь-то я уж точно знаю, что могла.
Ну не затоптала - и слава Богу. Радуйся - пронесло. Но радоваться мне рано, потому что второму сыну вот-вот стукнет два года и, конечно, его любимое слово теперь «Нек» («Нет» - в переводе) даже в тех случаях, когда в глазах читается явное «Да». И мне нужно знать механизм - как не затоптать-то?
Вернемся к сказке. И - мысленно - проэкспериментируем. Предположим на секунду, что слоненкина мама оказалась не вот эта, пусть и довольно авторитарная, но во всех других отношениях достойная слониха, истинно любящая своего сына, а какая-то неправильная, злая, обиженная слониха-пессимистка, но тоже с железной хваткой. Спорила бы она со своим слоненком иначе. Как бы про то же самое, но... Она бы ему говорила: «Если ты не станешь царем зверей, я тебя накажу», «Какой же ты неуверенный! Смотреть противно!» «Давай уже становись настоящим мужиком, а то размазня какая-то»... Или вот так: «Не будешь меня слушаться, вырастишь таким же хлюпиком, как твой папаша». Можно еще вот эдак: «Горе ты мое луковое! Когда же ты, наконец, научишься защищаться!» И можно быть совершенно уверенным: никогда бы ее слоненок не стал царем джунглей, сильным и справедливым, сколько ни топай она на него ногой, сколько не дави своим, быть может, в общественной жизни и немалым авторитетом.
Почему так? Обе наши воображаемые слонихи хотят одного и того же - чтобы ребенок в один прекрасный момент почувствовал себя царем джунглей. Но мама из настоящей сказки сама нисколечко не сомневается в том, что однажды так и будет. У нее нет на эту тему вопросов - это так, потому что это так, и никак иначе. А наша вымышленная мама-слониха пессимистка очень, очень хочет, чтобы ее сын, стал, наконец, сильным. Хочет - но сама не верит в это, боится, что все будет как раз наоборот.
И, я думаю, если уж так случилось, что вы чувствуете себя время от времени асфальтовым катком и умираете от непреодолимого желания топнуть ногой, то лучше себя на этот счет не обманывать - про это в сказке ничего нет, но мой личный опыт говорит именно об этом. Чем лучше осознаешь свои особенности, те, что кажутся идеологически чуждыми, тем легче их контролировать. А вот про что в сказке точно есть, так это про то, что маме, у которой демократия только на языке, а не на деле уж точно нельзя позволить себе сомневаться в своих детях. Их единственный способ минимизировать вред от своей властности - это вера в собственных детей. Если сил нет не утюжить, не давить и не насаждать, насаждайте, по крайней мере, то, что для вас очевидно как день. «Ты талантливый, и не спорь со мной!» «Ты все поймешь, я даже не сомневаюсь», «У тебя все получится, я это точно знаю» - на эту тему можно топать ногой сколько влезет. А дитя пусть спорит, пусть упорствует - тренирует свои способности.

дети психология

Previous post Next post
Up