Немногим более года назад отмечали столетие начала Первой мировой войны. В связи с этим до сих пор еще попадаются тексты, авторы которых сравнивают ситуацию, сложившуюся тогда в мире, с современностью. Впрочем одно существенное отличие всё же есть, отметил его в свое время обозреватель BBC, писавший текст на эту тему (сам текст сейчас уже вряд ли найду). В 1914-м буквально все хотели войны, а в 2014-м никто большой войны не хочет. Тут я полностью согласен и в 2015-м ситуация в этом смысле нисколько не изменилась.
Думаю, гораздо правильней будет сравнить ситуацию 2014-15 гг с 38-40 годами прошлого века, предверие и начало Второй мировой. Вот как раз тогда никто из крупных мировых игроков не хотел большой войны. И ВСЁ-ТАКИ ОНА НАЧАЛАСЬ!
Поэтому имеет смысл очень тщательно проанализировать причины, приведшие к той "НЕЖЕЛАЕМОЙ" всеми войне. В обозримом будущем я возможно размещу здесь свой вариант такого анализа, а пока лишь небольшая зарисовка:
Период с осени 1939 года (после разгрома Польши) по апрель 1940-го историки Второй мировой именуют термином "Странная война". По существу война в тот период свелась лишь к некоторым столкновениям на море, да к отдельным перестрелкам, в основном из стрелкового оружия, на суше. Воевать по настоящему никто из воюющих сторон не желал. ПОЧЕМУ?
Основная конспирологическая версия, распространенная на территории стран бывшего СССР еще с советских времен, о том, что страны Запада (Франция, Великобритания и США) вовсе и не собирались воевать с Германией, а основной их целью было натравить Германию на Советский союз, не выдерживает критики:
Во-первых, это именно СССР еще до начала войны, заключив с Германией пакт о ненападении, открыл для Гитлера дорогу для нападения на Польшу.
Во-вторых, если Франция и Великобритания воевать не собирались, то зачем было объявлять Германии войну?
Нет причина пассивности Запада на начальном этапе войны была другой. Сейчас, когда мы можем наблюдать на вполне аналогичную реакцию стран Запада на аннексию Крыма и агрессию в Донбассе уже можно кое что об этих причинах сказать.
Ни Великобритания, ни Франция большой войны не желали, но в то же время и не хотели мириться с гитлеровской политикой аннексии территорий. В то же время экономическое положение Германии в то время было довольно неустойчивым. Аналогично тому, как экономическая ситуация в России сейчас на 90% зависит от возможности экспорта углеводородов, экономическая ситуация в Германии 1939 года на 90% зависела от импорта. Германия производила много промышленных товаров, но почти все ресурсы импортировала из-за границы. В числе этих ресурсов были: железная руда, резина, нефть, редкоземельные металлы и аллюминий, необходимые в том числе и для производства вооружений и даже хлопок! Отсюда и тактика, избранная странами Запада на начальном этапе войны: организовать как можно более плотную блокаду Германии с тем, чтобы перекрыть поставки ресурсов, самим же отсидеться за "неприступной" линией Мажино. Продлись такая блокада чуть дольше, в Германии не только наступил бы экономический коллапс, но ей бы было просто нечем воевать.
Ну, а что же Гитлер? Почему он не сразу начал воевать по настоящему? Гитлер какое то время надеялся на мир! Дело в том, что в 1939-м Германия еще не была готова к БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ. К войне с Польшей пожалуйста, но не к войне против Франции и Великобритании при негласной поддержке их США. Слишком неравные у них экономические ресурсы, по сравнению с Германией. Когда Гитлер напал на Польшу, он надеялся, что пронесет и в этот раз. Ну почему нет? Пронесло же с Рейнской областью, и с Австрией, и с Чехословакией. Почему в этот раз должно быть по другому? Даже, когда война уже была объявлена, он надеялся, что через некоторое время удастся договориться о мире. Действительно, из-за чего началась война? Из-за Польши, но нет больше Польши, съели ее, и кстати не мы одни. Да и потом вы же знаете, что ни Германия, ни СССР свои части Польши уже не отдадут. Так к чему же воевать? Вот, по-видимому, таковы были мысли Гитлера в то время.
И как это все похоже, на то, что происходит теперь? Вот очень характерный отрывок из интервью бывшего министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера Новой газете:
- Говорят: нужно, чтобы Путин вернул Крым. Он его не вернет никогда! Будем воевать за Крым, а не только бороться за (восточную. - Ю.С.) Украину? Это нереально. Перестанем фантазировать. Нужно пытаться найти компромисс. И далее...
Я уже говорил, что Крым, его связь с Россией - это что-то такое, чего мы не смогли осознать до конца. Там порт, Черноморский флот, много русских (не знаю - большинство ли, но много). Мы могли бы понять, что нужно было договариваться. Кто мы? Мы - Евросоюз - не имеем тех же интересов, что украинцы. Это должна была делать Украина. А Европейский союз должен был сыграть свою роль. Мы говорили: захват Крыма - это плохо, это скандально… Это, правда, скандально. Путин действовал силой. И я это осуждаю. Но есть скандальные вещи, которые мы терпим или делаем вид, что не замечаем, и договариваемся о компромиссе. Таких вещей много, особенно на Ближнем Востоке. И так далее и тому подобное...
Так что подобная логика у отдельных представителей западного истеблишмента до сих пор в ходу, да и тогда и в 37-м и в 38-м годах надежда на нее была оправдана.
Вот примерно всё на сегодня, а в конце очередной отрывок из Берлинского дневника Уильяма Ширера, как раз об одном из эпизодов этой "странной войны":
Берлин, 27 января (1940 г.)
Странная война. Сегодняшние сводки с фронта сообщают исключительно о том, как немецкие пулеметы борются с французскими громкоговорителями! Вроде бы французы передают вдоль рейнского фронта какие-то записи, которые, по словам немцев, носят характер личного оскорбления фюрера.
«Французы не понимают, - говорится в сводке без тени юмора, и это так удивляет в немцах, - что любые нападки на фюрера получат незамедлительный отпор со стороны германских войск». Итак, немцы открыли огонь по французским громкоговорителям в Альтенхайме и Брейзахе. Военные рассказывали мне, что на самом деле французы транслировали записи старых речей Гитлера, в которых он поносил большевиков и Советы.
P.S. Сообщили о катастрофе российского авиалайнера. Мои искренние соболезнования родственникам погибших и всем, кто так или иначе, физически или духовно пострадал в результате этого события.
Похоже, что это всё-таки не было терактом, но, когда осознаешь в какой близости от международных туристических путей идет война, становится не по себе. Раньше еще можно было сказать, - "За, что нас то, это не наша война". Сейчас мы уже этого сказать не можем! Но пока это не теракт, и не дай бог?