ОТСЮДА: По результатам опроса ВЦИОМ, 93% россиян поддерживают захват Крыма, в том числе 80% готовы вести за это войну. Осуждают аннексию только 4%...
...Это, как говорится сухие цифры статистики. Вот как это выглядит на практике - процитирую некоторых моих корреспондентов:
"Я не помню 70-е - но с начала 80-х помню всё неплохо. И того, что происходит сейчас, я не видел никогда в жизни. Коррупция, дороги, ЖКХ, цены - всё забыто в один миг. Глаза на выкате и только одно имя на устах. Будь выборы на 4-й срок сейчас - безо всяких подтасовок будет 95%. Скоро вся страна будет маршировать строем по улицам и орать гимн. На работе всегда считал коллег адекватными людьми. А сегодня я слышал в свой адрес "этот, который пятая колонна" и "против - значит предатель, а каждый предатель - мразь". До кулаков пока не дошло - но такими темпами дойдет уже завтра. Умные, образованные люди... были. Причем, я ведь не "размахиваю флагом" - я вообще стараюсь сводить обстановку в "общественных местах" к "безъядерной зоне"... Бесполезно"...
А ведь вся эта эйфория и безумие совершенно иррациональна. И я берусь это доказать:
Так получилось, что последние три года я регулярно, каждый год ездил в Крым. Для этого в общем то ничего не надо, просто купить билет и взять с собой паспорт. Так, что я три года подряд весьма успешно присоединял к себе Крым (или Крым меня присоединя, что, согласно теории относительности одно и то же) и при этом прекрасно обходился без патриотического визга и салютов (хотя бутылочку хорошего крымского вина мы по случаю прибытия и выпивали).
Скажете, что ж ты путаешь пребывание в Крыму и суверенитет над Крымом. Тоже не проходит. Суверенитетом у нас в стране обладает всего один человек - Путин В.В. Именно он может с полным основанием сказать "Государство - это я", что же касается остальных, то нас здесь не стояло. Потому что ну вы же понимаете - Голосуй не голосуй, всё равно получишь Путина!
Какие еще рациональные доводы могут быть? Часто говорят, что, сли пустить ситуацию на самотек, то Украина непременно вступит в НАТО и натовские ракеты будут размещены в непосредственной близости от Москвы.
Несомненно безопасность весьма рациональный довод, однако в данном случае свершившаяся аннексия Крыма, не только не увеличивает безопасности, а как раз наоборот. Потому что представьте себе натовские базы в Крыму? Нельзя этого себе представить, при том настроении местного населения, которые там были еще до событий, это привело бы к восстанию и несомненно к отделению Крыма. Угроза отделения и была основной гарантией неприсоединения Украины к НАТО.
Но, как только отделение произошло угроза отделения перестаёт действовать. Лишите Украину еще и юго-востока и вот она уже и готовый кандидат на присоединение к НАТО, тем более, что от угрозы с востока это единственная защита!
Так что, восторги, по поводу присоединения Крыма, совершенно иррациональны. Но иррациональное, не значит непознаваемое, так давайте попробуем понять природу этой иррациональности:
Про одну из причин я писал вот
ЗДЕСЬ - в посте Символ Нации, который есть ЗЕМЛЯ. Отсюда и стремление к собиранию земель до полного распада. Кстати причина эта также вполне иррациональна, потому что понять с рациональной точки зрения, почему житель огромной страны должен жить лучше жителя какого-нибудь Лихтенштейна невозможно.
Но этого явно недостаточно для того, чтобы превратить "нацию борцов за мир" в "нацию агрессора". Имеются и другие причины, которые мы и разберем:
Вертикаль.
Все, наверное, помнят с чего Путин начинал? Он выстраивал "ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ", ну а что такое вертикаль, как не структура, позволяющая отдавать приказы сверху вниз. Какое то время, пока путинская вертикаль еще не была выстроена до конца, мы все жили так, как будто нас это всё не касается, приказы сверху еще не доходили до самого низа. Но с началом третьего срока вертикаль уже выстроена и понеслось:
Нам запрещают курить в подъезде,
указывают с кем нам можно трахаться, а с кем нельзя,
что можно обсуждать, я что нельзя осквернять и т.д. и т.п., в общем "взбесившийся принтер" приказы идут один за другим и касаются буквально каждого.
Или вот еще, не знаю, как у вас читатели, а моим родственникам начальство звонило перед выборами с настоятельной рекомендацией сходить на выборы. И не просто сходить, а сразу после этого позвонить и доложить о выполнении. И попробуй не выполни? Уволить, конечно не уволят, а премии вполне лишить могут. Так что рекомендация эта по сути тоже ПРИКАЗ.
Приказ.
Вот поэтому давайте разберемся, что же такое приказ с точки зрения социальной психологии? А я использую для объяснения книгу Элиаса Канетти "Масса и власть". Все следующие цитаты оттуда.
Действие, исполняемое по приказу, отличается от всех других действий. Оно воспринимается как нечто чуждое, оно вспоминается как нечто задевшее, царапнувшее. Что-то чуждое мне промелькнуло как странное дуновение. Возможно, в этом виноват автоматизм исполнения, требуемый приказом, но только для объяснения этого мало. Важнее тот факт, что приказ приходит извне. Наедине с самим собой человек не может подпасть под власть приказа. Он относится к тем элементам жизни, которые навязываются извне, а не вырабатываются в самом человеке...
Источник приказа - другое существо, а именно более сильное существо. Приказу подчиняются потому, что сопротивление безнадежно: приказывает тот, кто все равно победит. Власть приказа не допускает сомнений; стоит лишь раз пробудиться сомнению, ей придется вновь утверждаться в борьбе...
Но простота и единство приказа, на первый взгляд абсолютные и самоочевидные, при более близком наблюдении оказываются лишь видимостью. Приказ поддается разложению. Не разложив его на составные части, понять его нельзя.
Каждый приказ состоит из движителя и жала. Движитель побуждает к исполнению приказа, а именно к такому, которое следует из его содержания. Жало остается в том, кто исполнил приказ. Если приказы функционируют нормально, как от них ожидается, жала не видно. Оно спрятано, о нем не догадываются; если же оно проявится, то лишь в едва заметном нежелании подчиниться приказу.
Но жало глубоко погружается в человека, выполнившего приказ, и остается в нем, нимало не изменяясь. Среди душевных структур нет другой, столь постоянной. В жале сохраняется содержание приказа, его мощность, последствия, границы - все зафиксированное раз и навсегда в миг, когда приказ был отдан. Могут пройти годы и десятилетия, пока эта глубоко погруженная и сохраненная часть приказа, представляющая собой его уменьшенное, но точное отображение, вновь не появится на поверхности. Важно понять, что ни один приказ не теряется - никогда исполнение не исчерпывает его целиком, он сохраняется вечно.
Таким образом в каждом человеке, вынужденном выполнять приказы, со временем скапливается множество жал этих приказов. Эти жала, поскольку имеют внешнюю инородную природу не только вызывают у человека негативные эмоции, но могут вызвать тяжелое психическое заболевание шизофренического типа.
Обращение.
Каким же образом человек может избавиться от застрявших в нем жал приказов?
Есть два способа:
Вот как описывает Канетти первый способ:
Жало возникает во время исполнения приказа. Оно отделяется от него и впечатывается в исполнителя как точное отображение приказа. Оно мало, глубоко спрятано и скрыто от сознания; его главное свойство, о котором много говорено, - это его абсолютная неизменяемость. Оно изолировано от остального состава человека как нечто чуждое его плоти. Сколь бы глубоко оно ни погрузилось, как бы ни было замкнуто на себя самого, оно всегда в тягость владельцу. Оно странным образом застревает в нем как в ловушке.
Оно само рвется наружу, но не может выйти. От него невозможно как-либо избавиться. Сила, потребная для освобождения, должна быть равной той, с какой оно было воспринято, то есть, будучи редуцированным приказом, оно должно превратиться в полный приказ. Для этого требуется обращение первоначальной ситуации, ее неизбежное точное воспроизведение. Кажется, будто жало имеет собственную память, и эта память настроена на особый импульс, будто оно способно ждать месяцы, годы, десятилетия, пока не возникнет та же ситуация, которую оно мгновенно опознает. Внезапно все стало так же, как раньше, только роли полностью сменились. Оно мгновенно рассчитывает возможность и мчится к своей жертве. Обращение произошло.
Интересно, что мы здесь имеем дело с глобальным законом природы. Дедовщина в российской армии и издевательства американских военных над узниками Гуантанамо имеют одну и ту же природу, а именно переложить собственные жала приказов на более слабого. Ведь американская армия тоже вполне вертикальная структура. Другое дело, что американское государство весьма слабо напоминает вертикальную структуру, а потому ему удается со многими эксцессами этого рода справляться.
В нашем случае, такими более слабыми по мнению большинства российского населения являются украинцы, отсюда одобрение агрессии, как способа избавления от жал собственных приказов или собственных унижений. А радость это иллюзорная радость избавления от собственных жал. Но только новые жала очень скоро накопятся снова, ведь в устройстве государства ничего не изменилось, только хуже стало. И тогда понадобится новая агрессия, и так до тех пор пока не последует отпор.
И что тогда? Что делать, если ниже и слабее никого не осталось?
Тогда сработает второй способ избавления от жал:
Но один и тот же приказ может, повторяясь, приходить из разных источников. Если это происходит часто и с неумолимой последовательностью, жало утрачивает ясность своего образа и превращается - иначе это не назовешь - в опасного для жизни монстра. Оно обретает чудовищные пропорции и целиком заполняет своего хозяина, который вынужден таскать его с собой, не имея возможности забыть о нем ни на мгновение и стараясь избавиться от него при любой возможности. Бесчисленные ситуации напоминают ему первоначальную, кажутся подходящими для обращения. Но это не так, повторения и скрещения замутили образ, ключ от первоначальной ситуации пропал. Одно воспоминание накладывается на другое, как одно жало на другое. Этот груз не сбросить по частям. Как ни пытайся, все остается как прежде, в одиночку от этого груза уже не освободиться,
Главное здесь - в одиночку. Ибо есть способ освобождения от любых, даже самых чудовищных жал - это освобождение в массе. О массе обращения говорилось уже неоднократно. Но прояснить ее сущность было невозможно, пока мы не разобрали природу приказа.
Масса обращения формируется из многих индивидуумов для их совместного освобождения от жал, когда нет надежды справиться в одиночку. Множество людей сплачивается против группы тех, кого они считают источником приказов, отягчающих их жизнь. Если это солдаты, то любой офицер становится на место того, кто действительно отдавал им приказания. Если это рабочие, то любой предприниматель замещает того, на кого они на самом деле работали. Классы и касты в этот миг действительно существуют, они функционируют так, будто в самом деле состоят из равных. Поднявшиеся низшие классы сливаются в одну всеохватную массу, высшие, оказавшиеся под угрозой, окруженные превосходящим числом врагов, образуют ряд испуганных, готовых к бегству стай...
Ситуация, которая здесь описана, называется революцией (во всяком случае это ее психологический портрет). Именно это и произошло в Украине. Янукович строил там точно такую же вертикаль власти, что и Путин в России, но обратить жала приказов жителям Украины (особенно ее западных областей, ведь правил восток) было не на кого. Никого слабее не было, потому произошло обращение в массе.
В России подобные ситуации возникали не раз и в этом смысле мы ничуть не лучше, но и не хуже украинцев. Например, хотели отыграться на японцах, но в результате японцы нас самих побили, в результате обращение в массе на царя, вот вам революция 1905 года. То же самое и в 1917-м. Легкой прогулки до Берлина не получилось и произошло обращение в массе опять на царя - февральская революция.
Я хочу закончить этот текст еще двумя цитатами-предостережениями ученого:
Только выполненный приказ оставляет в том, кто ему подчинился, свое жало. Кто отклоняет приказы, тот не хранит их в себе. Свободный человек - тот, кто научился отклонять приказания, а не тот, кто лишь впоследствии от них освобождается. Но тот, кому требуется больше всего времени, чтобы освободиться, или кто вообще к этому не способен, тот - без сомнения - самый несвободный…
С какой стороны ни поглядеть, приказ в его компактной готовой форме, какую он приобрел сегодня в результате долгой истории, является опаснейшим элементом человеческого общежития. Надо отважиться противопоставить себя приказу, поколебать его господство. Надо искать пути и средства освобождения от него большей части человечества. Нельзя позволять ему больше, чем царапнуть по коже. Пусть его жала станут как репьи, которые легко сбросить одним движением.