Наверное надо было бы разместить этот пост вчера, но занят был весь вечер увлекательным чтением,
ВОТ ЭТИМ. Называется это - Эссе на тему "Основные контуры политической реформы для постпутинской России". Там еще полагается выбрать лучшие и проголосовать. Ну, голосовать я не собирался, по крайней мере, сейчас, но всё равно было интересно, что же это за личности собрались руководить протестным движением. Слушать дебаты, времени нет, а эссе, как раз форма, которая позволяет достаточно быстро определить who is who.
Вообще говоря, обескуражило сильно, из 50-ти эссе я смог отобрать только 5-ть, которые условно можно еще как-то назвать более или менее приемлимыми. Условно, потому что понять этот поток сознания зачастую можно было лишь с превеликим трудом, мысли у автора вроде правильные, но предугадать, куда эта мысль вильнет завтра, решительно невозможно. Многие, например, согласны, что нужно разделение властей, да только, что это такое, по-видимому, не понимает абсолютно никто. У большинства это разделение ассоциируется с парламентской республикой. Я тоже был бы всецело за, если бы был уверен, что этот путь гарантирует нас от тирании, да только, боюсь, приведет нас всех этот путь к одной партии, которая "ум, честь и совесть" во главе с генеральным секретарем, т.е., по сути, к такой же тирании, если не хуже. Да и проходили мы уже этот путь, вспомните, должность президента для того и вводилась, чтобы его избежать. Быстро же всё забылось! Впрочем был среди этих эссе и просто откровенный бред.
Но самое главное, что сути, стоящей перед всеми жителями нашей страны, проблемы, похоже, так никто и не понял. Я не говорю тут о решении, его действительно может никто и не знать, но хотя бы понимать, что происходит и почему мы все оказались там, где мы сейчас есть, надо. Без этого любые реформы будут в лучшем случае топтанием на месте, а революция...? Революция выродится в русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Я хочу предложить вам небольшой отрывок из очень старой книги. Конечно, если вы надеетесь найти здесь какое-то универсальное решение, то будете разочарованы, тем не менее этот текст удивительно точно описывает то состояние, в котором находится сейчас наше общество. Это тем более поразительно, что книга была написана очень давно в 1835-м году. Ну откуда автор, тогда в первой половине 19-го века мог знать, что случится с нами в начале 21-го века?
В демократические века абсолютная власть по сути своей не бывает жестокой или дикой, но лишь мелочно-въедливой и придирчивой. Такого рода деспотизм, хотя он и не топчет людей, тем не менее открыто противостоит свойственному им коммерческому духу и предпринимательской жилке. Следовательно, люди, живущие в века демократии, нуждаются в свободе, она необходима им для того, чтобы без особых трудностей получать те материальные блага и удовольствия, которые они беспрестанно вожделеют.
И все-таки иногда случается, что все та же чрезмерная тяга к удовольствиям заставляет их подчиниться первому объявившемуся повелителю. В такой ситуации жажда благополучия подрывает свои собственные основы, и люди, не осознавая этого, удаляются от предмета своих вожделений. Действительно, в жизни демократических народов иногда наступают очень опасные периоды.
Когда стремление к материальным благам у одного из этих народов опережает развитие образования и свобод, наступает момент, в который люди как бы выходят из себя, захваченные созерцанием тех новых благ, которые они готовы заполучить. Занятые исключительно заботами о своем собственном благосостоянии, они перестают понимать, что процветание каждого из них тесно связано с благополучием всех. Нет никакой необходимости отнимать у таких граждан принадлежащие им права - они сами добровольно отказываются от них. Исполнение своего гражданского долга кажется им несносной помехой, отвлекающей их от своего дела. Идет ли речь о выборе их представителей, об оказании властям поддержки, о совместном обсуждении общих вопросов, у них никогда нет на это времени: они не станут тратить свое столь драгоценное время на бесполезную работу. Это - игры бездельников, которые не приличествуют солидным людям, занятым серьезными, жизненно важными делами. Подобные люди верят, что следуют философскому учению о реальных интересах, хотя понимают это учение весьма примитивно, и, чтобы лучше следить за тем, что они называют «своим делом», они пренебрегают своей главной обязанностью - умением держать себя в руках. Если труженики не желают думать об общественных делах, а класса, который мог бы взять на себя заботу о них, дабы заполнить свой досуг, более не существует, место правительства оказывается как бы пустым.
Если в такой момент какой-либо честолюбец захочет получить власть, он обнаружит, что путь открыт для любой узурпации. Проявляй он в течение некоторого времени заботу о материальном процветании граждан - и ему с легкостью простят пренебрежение всем остальным. Пусть в первую очередь гарантирует полный порядок. Люди, испытывающие склонность к материальным благам, как правило, замечают, что любые проявления освободительного движения угрожают материальному благосостоянию, прежде чем понимают, каким образом свобода способствует процветанию, и при малейших слухах о том, что общественные страсти начинают накаляться, мешая им наслаждаться мелкими радостями их частной жизни, они пробуждаются и испытывают беспокойство; переживаемый ими в течение долгого времени страх перед анархией постоянно держит их в состоянии напряженного ожидания и готовности шарахаться прочь от свободы при первых же беспорядках.
Я совершенно согласен с утверждением о том, что общественное спокойствие - великое благо, но я не желаю меж тем забывать и о том, что народы приходили к тирании именно путем установления образцового общественного порядка. Из этого, разумеется, не следует, что народы должны презирать общественный покой, но они не должны удовлетворяться этим. Нация, не требующая от своего правительства ничего, кроме поддержания порядка, в глубине души уже поражена рабством; она порабощена своим благополучием, и всегда может появиться человек, способный заковать ее в цепи.
Деспотизм группировок не менее опасен, чем тирания отдельного человека. Когда большинству граждан хочется заниматься только своими личными делами, даже самые малочисленные партии не должны отчаиваться, ибо и у них имеется шанс взять управление общественными делами в свои руки. В этих случаях на огромной сцене мира, как и на подмостках наших театров, нередко можно наблюдать игру нескольких человек, изображающих собой многолюдные толпы. Лишь эти немногие люди говорят от имени отсутствующих или же равнодушных масс; лишь они действуют в обстановке всеобщей неподвижности; подчиняясь собственному капризу, они управляют всеми делами; они изменяют законы и по своей прихоти издеваются над нравственностью. Поражаешься тому, как великий народ может оказаться в руках малого круга недостойных людей.
Алексис де Токвиль
Демократия в Америке
Книга, называется "Демократия в Америке", после этого текста у Токвиля следует пассаж, в котором он восхищается американцами за то, что, несмотря на всю их страсть к личному материальному обогащению, они никогда не забывали, что процветание каждого из них тесно связано с благополучием всех.
Американцы не забывали, а мы, выходит, забыли!