После долгого перерыва побывал я на
Московском экономическом форуме, проходившем 2 и 3 апреля. Большое спасибо организаторам, всё было на достойном уровне!
Во второй день состоялась III Пленарная дискуссия «БРИКС+: путь к новому миропорядку», в которой приняли участие представители России, ЮАР, Бразилии, Индии, Китая, Египта, Ирана. Напомню, что сейчас в БРИКС+ входят 10 стран - помимо упомянутых ещё входят Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты и Эфиопия. Суммарно страны БРИКС+ - это 30% мирового ВВП и 40% мирового населения. И вот на этой дискуссии был затронут вопрос единой валюты, общей для стран БРИКС+.
Хочу дать свой ответ на этот вопрос: единая валюта для БРИКС+ не нужна и даже вредна. Собственно, я уже писал об этом, когда говорил о
единой мировой валюте, тут аргументация точно такая же. Да, конечно, двусторонние механизмы слишком неповоротливы и привносят лишние транзакционные издержки, становящиеся слишком неудобными при большом числе участников и разнообразии товарно-денежных потоков, но пытаться разрешить это противоречие при помощи единой валюты - это неверный путь. Нужна не единая валюта, а единая валютная биржа с автоматическим межвалютным арбитражем.
Во-первых, каждой стране жизненно важно иметь свою национальную валюту, эмиссию которой осуществлять суверенно, без оглядки на какие-либо иностранные государства или международные организации. Причём, валюта в стране должна быть только одна - только своя. Причина крайне проста, её легко увидеть даже из уравнения обмена Фишера - валюты конкурируют между собой за товарное наполнение.
Во-вторых, нужно выстраивать международную торговлю без участия нынешней мировой финансовой олигархии. Т.е. странам БРИКС+, очевидно, нужны свои финансовые институты для организации международной торговли среди стран БРИКС+, но категорически недопустимо участие в этой деятельности старых финансовых институтов - МВФ, Всемирного банка и иже с ними. Вся финансовая инфраструктура стран БРИКС+ должна быть создана волей стран БРИКС+ за счёт стран БРИКС+ и в интересах стран БРИКС+ - чтобы никакие иностранные субъекты не могли влиять на них. А то в начале 2024 года несколько китайских банков под американским влиянием отказались принимать платежи из России - вот чтобы подобной хрени в принципе не могло произойти!
Собственно, можно посмотреть хотя бы на два примера - союзное государство России и Белоруссии и Евросоюз. С одной стороны, много лет уже как принято политическое решение о переходе России и Белоруссии на единую валюту, но до сих пор этого не произошло и не произойдёт - никакая из стран по очевидным причинам не хочет отказываться от преимуществ, которые даёт собственная валюта. И противоположность интересов не даёт возможности создать, скажем, совместную эмиссию единой валюты - тут договориться невозможно. На равных - это совершенно невыгодно для России, достаточно сопоставить население и размеры экономики России и Белоруссии. Если в долях, пропорционально весу экономики, то это категорически невыгодно для Белоруссии, тогда уж проще сразу войти в состав Российской Федерации на правах Белорусского федерального округа - это будет выгоднее.
Или вот Евросоюз. Там эмиссию банкнот осуществляет ЕСЦБ (Европейская система центральных банков), а эмиссию монеты они милостиво отдали государствам (там сеньораж отрицательный, банкстерам чеканить монету невыгодно). Впрочем, это неважно. Тут проблема вот какая. Если представить себе все страны зоны евро, то очевидно, что эта система - замкнутая. Т.е. если хотя бы у одной страны сальдо внешней торговли будет положительное, то обязательно у какой-то другой страны сальдо внешней торговли должно быть отрицательное. Отрицательность сальдо внешней торговли может быть только за счёт заимствований, а этот долг там никто никому прощать не собирается. Более того, по этому долгу ещё и проценты начисляются. Грубо говоря, если у Германии и Франции положительное сальдо внешней торговли, то с этим неразрывно связаны проблемы ПИГС - для того, чтобы ПИГСы смогли рассчитаться со своими долгами, нужно, чтобы у них долгое время держалось положительное сальдо внешней торговли, чтобы было чем по долгам расплачиваться, а у Германии и Франции, соответственно - отрицательное. Для этого требуются поистине революционные изменения в структуре производства и потребления всех стран Евросоюза!
Так что оптимальная финансовая конструкция для БРИКС+ по моему мнению такая:
1. Каждая страна занимается выпуском своей валюты самостоятельно. Оптимальный механизм - через дефицит госбюджета. Заметьте - это не эмиссия производится для покрытия дефицита госбюджета, а дефицит госбюджета, т.е. превышение госрасходов над госдоходами, должен иметь место, чтобы эмиссия произошла. Каждая страна должна просто печатать столько денег, сколько ей нужно для обеспечения своей экономики расчётными средствами (включая опережающее финансирование инфраструктурных проектов развития), а не брать эти деньги в кредит у банкстеров, не покупать их у метрополии за невосполнимые природные ресурсы и т.д. Никакого «обеспечения» у валют быть не должно! Это ложный тезис.
2. Расчёты между странами должны осуществляться через специально созданный для этой цели финансовый институт, осуществляющий расчёты по клирингу, т.е. взаимозачётом. Этот институт должен быть создан коллективным органом БРИКС+ и действовать в интересах БРИКС+, быть неподверженным влиянию как отдельных стран-членов БРИКС+, так и иностранных государств или каких-либо других иностранных или международных институтов.
3. Должна быть создана единая валютная биржа с автоматическим межвалютным арбитражем. Именно этот автоматический межвалютный арбитраж снимет проблемы расчётов в национальных валютах.
4. Тут надо понимать, что создание такой структуры внутри БРИКС+ категорически невыгодно существующей мировой финансовой мафии. Поэтому совершенно недопустимо привлекать к этому делу «авторитетных международных экспертов» даже хотя бы для консультаций! Сами! Только сами! Своим умом! В своих интересах!