Как играть в Khet 2.0

Sep 06, 2019 18:09


Эта игра в русском переводе называется «Фараон», а неофициальное название - «лазерные шахматы». Хоть эта игра несколько проще шахмат, тем не менее, мне она очень нравится, и в целях её популяризации я расскажу, как победить Думбота на портале boardspace.net. Этот портал предоставляет совершенно бесплатную и свободную от рекламы площадку, где можно играть в различные версии настольных игр, в том числе, в мою любимую Khet 2.0, за что выражаю свою безмерную признательность Дэвиду Дайеру (David Dyer)! Разумеется, эта игра реализована и на коммерческих платформах, про которые я деликатно промолчу. Думбот - это «искусственный интеллект», с которым можно поиграть, если нет живого противника. (Название намекает на «-бот» от слова робот, а «dumb» на английском означает «тупой, глупый». Ну да, так и есть, что уж…)


Вкратце об игре. Имеется поле 10х8 клеточек, на которых размещаются игровые фигурки двух цветов - красного и серебряного - фараоны, анубисы, скарабеи, пирамидки и сфинксы. Сфинксы - это особые фигурки, они никуда не ходят, стоят на выделенных для них позициях, но могут поворачиваться на 90 градусов, а при нажатии на неё из груди сфинкса вырывается луч лазера. Задача игрока - поразить вражеского фараона лазерным лучом.

Игроки ходят поочерёдно. Первыми начинают серебряные. На каждом ходу игрок ходит только одной фигуркой - либо поворачивает её на 90 градусов в любую сторону, либо перемещает на соседнюю клеточку, если это возможно. При этом скарабеи могут меняться местами с пирамидками и анубисами, но не с фараонами и другими скарабеями. После хода игрок обязательно нажимает на голову сфинкса. Если при этом луч попал в своего фараона - проиграл! Если попал во вражеского фараона - выиграл. Если попал в пирамидку с тыльной стороны или в анубиса сбоку или со спины - поражённая фигурка снимается с поля.

Фишка в том, что пирамидки и скарабеи оборудованы зеркальцами, которые отражают лазерный луч на 90 градусов вбок, что позволяет выстраивать из них замысловатые комбинации, чтобы добиться своей цели. Скарабеи имеют двустороннее зеркало, у пирамидок же зеркало только одно, а две стороны уязвимы.

Клеточки обозначаются буквами и цифрами, полностью аналогично, как в шахматах. Не все клеточки на игровом поле одинаковые. Некоторые клеточки помечены серебряными или красными знаками, что означает, что на эти клеточки могут становиться только фигурки соответствующего цвета.

В отличие от шахмат начальное размещение фигурок на игровом поле правилами не закреплено, хотя для простоты авторы игры предлагают три варианта начального размещения - «Классический», «Имхотеп» и «Династия».

Есть модификация игры, когда по одному из скарабеев заменяются на «Глаз гора» - полупрозрачное зеркало. Это несколько усложняет игру и делает её более динамичной, но я пока этой модификации касаться не буду.

Не буду задерживаться на пересказе правил игры, а перейду именно к описанию тактики и стратегии, чтобы победить Думбота. В принципе, в этом нет ничего сложного - Думбот, скажем честно, неважнецкий игрок, хотя простых ошибок не прощает, а когда фигурок на поле остаётся мало, становится на редкость дальновидным.

Вкратце стратегия игры преследует две задачи:

1) Провести свою пирамидку и двух скарабеев поближе к вражескому фараону, чтобы поразить его лазерным лучом.

2) Выстроить вокруг своего фараона защиту, на взлом которой противник потратит больше ходов, чем вы потратили на её создание.

Тактических приёмов много, но я расскажу только об одном, самом любимом, который я называю «бульдог». Как писал Джек Лондон, бульдог, вцепившись в любое место, начинает потихоньку пережёвывать шкуру, не разжимая челюстей, приближаясь к горлу, а добравшись до горла - задушит насмерть. Комбинация из двух скарабеев обладает подобным свойством - она может пережевать все фигурки противника, если, конечно, противник не успеет этого сделать с вашими фигурками раньше вас. ;)

Дебют для «Классической» начальной позиции



Рис.1 - начальное положение

Пусть у нас Думбот ходит первым. Начинает он ходить, в общем-то, достаточно случайно выбирая фигурки. Видимо, слишком много фигур на доске не позволяет программе далеко просчитывать. Ходы можно уверенно разделить на «темповые», полезные ходы, и ерундовые.

Самый темповый ход в этой позиции для Думбота (играющего за серебряных) - двинуть пирамдку J5 вперёд на клеточку J6. Но он почему-то никогда так не играет. Соответственно, для нас самый сильный ход - A4 A3. Этот ход мы сделаем, если Думбот будет заниматься ерундой.

Обратите внимание на серебряные пирамидки C4, C5 и D6, а также красные пирамидки H5, H4 и G3. Задача наших пирамидок - мешать противнику, наша задача - уничтожить пирамидки противника, чтобы они нам не мешали, но эта задача не приоритетная; наша цель - вражеский фараон, эта цель главнее. Соответственно, вражеские пирамидки мы уничтожим по ходу дела, не увлекаясь этой важной, но второстепенной задачей. Защитить свои пирамидки совсем мы не сможем, но можем сделать так, чтобы на их уничтожение противник потратил слишком много ходов. Тут есть четыре возможных варианта. Первый - выстроить пирамидки в один ряд по вертикали H (так часто делает Думбот по вертикали C). Второй - выстроить пирамидки по диагонали I5-H4-G3 (мой любимый). Третий - отвести пирамидку H5 к нашему фараону - она пригодится для выстраивания защиты вокруг нашего фараона. Четвёртый (и так тоже иногда делает Думбот) выстроить пирамидки в подобие квадрата «спина к спине». Разумеется, скарабей может легко разломать строй и расправиться с этими пирамдками, но когда Думбот так делает, лучше на эти пирамидки не отвлекаться, а двигаться к его фараону.

Второй самый опасный ход, который может сделать Думбот  - двинуть скарабея F4 по диагонали на G5. Так Думбот иногда играет. Из этой позиции он может сделать два хода - либо двинуть скарабея дальше к нашему фараону (что самое опасное для нас, но почему-то Думбот так почти никогда не делает, а когда всё-таки играет, то совершенно теряет меру - его скарабей приходит вплотную к нашему фараону и совершенно беспомощно там стоит без огневой поддержки, тем временем второй его скарабей бестолково пытается помешать нашей слаженной атаке на его фараона), либо поменяться местами с нашей красной пирамидкой на H5 и поразить пирамидку на G3. Защита от этого хода крайне проста - повернуть пирамидку H4 на 90 градусов по часовой стрелке (чтобы стала в такую же ориентацию, как её соседки H5 и G3). Этот ход обозначается cw H4 (cw означает clockwise - по часовой стрелке, ccw означает counter-clockwise - против часовой стрелки).

Думбот может двинуть пирамидку H2 на H1. Это хороший ход, атакующий нашу пирамидку H4 - следующим ходом Думбот может повернуть сфинкса и поразить её, если мы не защитимся. Защита точно такая же, как и в предыдущем варианте - cw H4.

Думбот может двинуть пирамидку H2 на H3 или J4 на J3. Эти варианты чуть слабее предыдущего, но цель тут в обоих случаях та же самая - пирамидка H4, и защита та же - cw H4.

Ещё Думбот может двинуть пирамидку D6 вперёд на D7 с конечной целью либо мешать нам по 7 горизонтали, либо, если мы прошляпим, прорваться на 8 горизонталь - потенциально это очень опасно, поэтому наша цель - эту пирамидку туда не пустить, а по возможности - сбить или хотя бы отогнать подальше.

Во всех остальных случаях первое, что мы должны сделать - двинуть пирамидку A4 вперёд на A3. В итоге эта пирамида должна придти на A1 и оттуда грозить. Но поворачивать её против часовой стрелки не надо торопиться! Повернуть её в рабочее положение мы можем, только когда достигнем второй горизонтали, если Думбот туда поставит своего анубиса, или наш скарабей туда добежит - чрезмерная спешка нам самим повредит!

Второе, что мы должны сделать как можно скорее - это двинуть нашего скарабея F5 по диагонали на G4 - в этом месте наш скарабей сильно мешает противнику расправиться с нашими пирамидками, а мы, когда придёт время, будем прорываться к фараону, чтобы не дать тому по линиям J-I-H добраться в левый нижний угол доски - в этом месте вражеского фараона, оказывается, чрезвычайно трудно достать! Если он туда прорвётся - партия затянется ходов на 200, и ещё неизвестно, кто победит - Думбот в этом эндшпиле удивительно хорошо играет, поэтому нам надо его победить как можно раньше!

Ещё у Думбота есть вариант - поменяться скарабеем F4 с нашей пирамидкой G3. В этом случае мы меняемся своим скарабеем с нею - F5 F4. Следующим ходом Думбот поменяется с нею своим скарабеем E4 F5. Казалось бы, приближение вражеского скарабея к нашему фараону - дурной знак, в общем-то так и есть, но этот скарабей бежит слишком рано - он представляет мало угрозы, пока не будет поддержан лучом пирамидки с вертикали J, а её ещё надо туда довести, а тут ещё вопрос, кто быстрее. Так что в ответ на это снова поменяемся с этой пирамидкой своим скарабеем E5 E4. (Потом эта многострадальная пирамидка пригодится, чтобы мешать лучу, которым Думбот постарается достать нашего фараона.) В итоге получится, что оба наших скарабея уже стоят рядом на 4 горизонтали, готовые образовать «бульдога», а вражеские скарабеи разнесены - один на G3, другой на F5, а между ними - наши скарабеи, готовые если не атаковать противника, так хотя бы активно мешать ему. (Напомню, что скарабеи не могут меняться местами с другими скарабеями, поэтому скарабей - единственное, что может противостоять скарабею противника.)

Если Думбот не двигал своих скарабеев с места, то мы смело двигаем своего скарабея E5 в атаку на D4. Думбот может решить, что мы прицеливаемся к его пирамидке D6. В принципе, если он нам предоставит такую возможность, то мы её, конечно, уничтожим, поменявшись D4 C4, но, скорее всего, Думбот либо двинет её вперёд D6 E7, либо уйдёт вбок D6 C6 - убрать с линии обстрела, а заодно прикрыть пирамидку C5 от возможных атак с 8 горизонтали. Если он двинет её на E7, то мы перехватим её своей пирамидкой C7 D8, а если он уйдёт на C6 - нехай там и стоит, мы лучше не будем обращать на неё внимания, а двинемся в атаку на фараона!

Вообще наша задача - выстроить атаку с двух, а если повезёт - с трёх лучей. Два луча нам обеспечат две наши пирамидки на вертикали A, а вот третий луч (запасной) нам обеспечит пирамидка на 8-ой горизонтали. Думбот, конечно, постарается нам помешать, уничтожив наши пирамидки. Если мы ему позволим это сделать и останемся только с одной атакующей пирамидкой на вертикали A - Думбот сможет эффективно обороняться. Если мы не будем подставляться и сохраним обе пирамидки на вертикали A (или одна на вертикали B в «горячем резерве») - Думбот эффективно обороняться не сможет. Две пирамидки на вертикали A плюс два скарабея - это смертельно опасная для Думбота комбинация! Ну а если ещё и третья пирамидка на 8-ой горизонтали стоит в резерве - это совсем хорошо!

Теперь про защиту нашего фараона. Основная защита нашего фараона обеспечивается анубисом на E8, которого мы потом поставим перед фараоном на F7. Анубис, конечно, так себе защитник, но с одного направления (с лицевой стороны) он удар выдерживает, спасибо и на этом. Хитрость заключается в том, что мы не спешим ставить анубиса перед фараоном! Мы создаём у Думбота ложное представление, что он сможет поразить нашего фараона издалека. Соответственно, мы играем, а сами следим за тем, как Думбот подбирается к атаке на нашего фараона с 3-4-5 горизонтали, и вот когда до фатального выстрела остаётся буквально один ход - мы ставим своего анубиса перед фараоном и дальнюю атаку пресекаем! Придётся Думботу идти своими скарабеями к нашему фараону и взламывать нашу оборону, а ходы, которые он потратил на подготовку бесплодной атаки издалека - станут бездарно потерянными. Тут главное - не увлечься атакой на вражеского фараона и не забыть про своевременный ход E8 F7!

Анубис, стоящий перед нашим фараоном, уязвим сбоку при атаке пирамидкой на J7. От этой атаки мы легко защитимся своей пирамидкой H8, переставив её на G7. При этом оголяется уязвимый бок анубиса G8 - его нужно повернуть лицом к противнику ccw G8. Такую оборону издалека уже не расстреляешь - придётся Думботу приходить сюда своими скарабеями, чтобы взломать оборону, и тратить на это ходы. Надо только помнить, что луч, отражённый от нашей пирамидки G7, представляет опасность для наших же фигур, и Думбот может им эффективно воспользоваться, а мы не имеем никакой возможности убрать эту пирамидку или куда-либо повернуть её - об этом надо помнить.



Рис. 2 - оборона фараона



Рис. 3 вовремя защищаем своего фараона анубисом.

Обратите внимание на рисунок 3. Думбот увлёкся строительством пирамидок BC56 «спиной к спине», на них мы не стали тратить своё время. Его «бульдог» расправился с одной нашей пирамидкой, угрожает нашему фараону, если отодвинуть скарабея F5 в сторону, но мы вовремя прикрываемся анубисом E8 F7. Придётся серебряному «бульдогу» довольствоваться нашей пирамидкой H4 - пока Думбот увлекается уничтожением наших пирамидок на левой половине доски, мы планомерно подбираемся к его фараону. Серебряный анубис обречён, как его не крути - мы его либо расстреляем пирамидкой A2, либо A4 с отражением от скарабея E4, а серебряные скарабеи не успеют придти на помощь. Серебряная пирамидка J5 стоит на исходном месте, ничем не угрожает нашему фараону или фигуркам в его обороне, а наши красные пирамидки по вертикали A уже вышли на позиции для финальной атаки, и наши скарабеи тут как тут в боевой конфигурации «бульдог», готовые расправиться с кем угодно.



Рис. 4 - конец игры, осталось нажать Done.

Обратите внимание на альтернативную схему обороны красного фараона. На то, чтобы привести пирамидку E5 на G7 нужно два хода, и тоже два хода требуется на альтернативный вариант, показанный на рис.2 - переместить пирамидку H8 G7 и повернуть анубиса ccw G8. Так что такая оборона ничем не хуже. Впрочем, на этой позиции защиту можно было и не строить, а закончить партию на 4 хода раньше. Красная пирамидка C7 стоит на исходной позиции, правый бок красного фараона ничем не прикрыт - Думбот не успел создать никаких опасностей с этого направления, так что нам не потребовалось ничего тут предпринимать.

Лучшая защита - это нападение!

Previous post Next post
Up