Начинаю публикацию своей президентской программы. ЖЖ не может её публиковать одним файлом, пришлось разбить по главам, но я сразу подчёркиваю, что рассматривать нужно всю Программу в комплексе. Конструктивная критика и дельные замечания приветствуются.
Итак,
Введение
Предлагаемая Программа содержит два основных блока вопросов, которые можно отнести к внутренней и внешней политике.
В части внешней политики основным влияющим фактором является глобализация - самая страшная угроза, стоящая перед нашим миром. Стирание экономических границ между странами означает, что в случае финансового кризиса масштабы этого кризиса не могут быть локализованы в рамках одной страны или одного сегмента рынка. Кризис, охватывавший одну страну или один рынок в XX веке, был локализован в рамках этой страны или этого рынка, из других стран могла придти помощь, деньги можно было вывести в другой сегмент рынка. Глобализация означает, что кризис будет глобальным, отныне не будет безопасных гаваней, где можно было бы переждать финансовый шторм или откуда могла бы придти помощь. То, что глобальный финансовый рынок будет рискованным, и на нём будут кризисы - несомненно. Этот рынок, ограниченный планетой Земля, будет замкнутым, как известно из экономической теории, замкнутый рынок стремится к коллапсу. Доллар США является де-факто мировой резервной валютой, однако, эмиссия доллара осуществляется ФРС, которая при принятии решения о величине учётной ставки или об объёме эмиссии, руководствуется не глобальными, а сугубо национальными интересами, что является источником серьёзного общесистемного риска ввиду неадекватности управления. США злоупотребляют сеньоражем, отравляя при этом экономику всего мира за счёт экспорта своей инфляции - дефицит внешнеторгового баланса США за 2005 год составил около $800 миллиардов и демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Т.е. США, население которых составляет только 5% от мирового, потребляя 40% мировых ресурсов, вместо товаров экспортируют доллары. России не следует участвовать в самоубийственной затее, именуемой ВТО. Россия - огромная и самодостаточная страна. Она может избежать пагубных последствий глобализации за счёт ориентации на свои силы. Более того, разумная умеренная изоляция внутреннего экономического пространства от влияния извне является единственным на настоящий момент возможным спасением для России. Естественно, ни о каком вступлении в ВТО никакой речи быть не может!
В сфере внутреннего государственного устройства следует отделить бизнес от государства, увеличить число и эффективность механизмов обратной связи в обществе, чтобы «верхи» могли узнать, что нужно «низам» для нормальной жизни, а «низы» могли проконтролировать, а чем там «верхи» занимаются - надлежащим ли образом исполняют свои должностные обязанности, не манкируют ли ими, не злоупотребляют ли служебным положением в личных целях, а самое главное - «низы» всегда должны иметь возможность отстранить от власти, уволить, отозвать любого чиновника, депутата и даже Президента, не исполняющего свои обязанности надлежащим образом.
В области законодательства и государственного управления удар нанести по краеугольному камню взяточничества и бюрократии - т.н. «принципу Сперанского», который формулируется так: «Никакое правоуложение не должно быть прописано так, чтобы допускать его применение без непосредственного участия чиновника».
Экономический блок содержит ответ на вопрос о выборе способа организации управления народным хозяйством - свободный рынок или командно-административная плановая система? Ответ состоит в том, что множество вариантов управления не ограничено двумя этими вариантами, более того, оба этих варианта невозможны в чистом виде и не существуют в реальности. Наиболее разумным вариантом является сочетание обоих схем регулирования с плавной градацией от полной свободы предпринимательства для мелкого бизнеса через усиление контроля за более крупными предприятиями вплоть до безусловно государственного управления естественными монополиями. Формула звучит так: «Кому многое дано - с того многое и спросится».
Считаю необходимым пояснить и обосновать предыдущий абзац, поскольку на эту тему возникает больше всего споров. Придётся немного углубиться в философию. Объяснение начну с введения понятия ресурса. Ресурсы - это далеко не только природные ресурсы. Это понятие более широкое. Ресурс может быть пространственным (например, территория), временным («время - деньги»), энергетическим (например, еда и топливо), информационным («знание - сила!»), структурным (совокупность взаимосвязей между элементами системы, образующая внутреннюю структуру системы. Важность структурного ресурса проявляется, например, в том, что организованная армия гораздо сильнее превосходящей по численности неорганизованной толпы). Фундаментальным свойством любого живого существа (и человека в том числе) является стремление к захвату максимально доступного количества ресурсов, чтобы обеспечить своё выживание. Отсюда возникают понятия частной собственности и алчности. Отсюда следуют частное предпринимательство, капитализм и либерализм. Однако эта модель слишком проста, чтобы на её основе делать выводы для реальной жизни. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Есть несколько усложнений, так сказать, «оврагов», приближающих эту модель к реальной жизни. Усложнение первое. Количество ресурсов весьма ограничено, в отличие от стремления желающих их захватить. «Нельзя дать всем всё, потому что всех много, а всего - мало». Усложнение второе. Физические возможности человека по контролю над захваченными ресурсами весьма ограничены, так что человек в состоянии эффективно использовать гораздо меньше ресурсов, чем он может захватить. Усложнение третье. Использование ресурсов для обеспечения выживания отдельного человека не является фундаментально важным в силу ограниченности и весьма малой продолжительности человеческой жизни. Фундаментально важным является выживание популяции. Выживание отдельных людей представляет интерес именно в плане выживания популяции. Стало быть, на первый план выходит задача максимизации ресурсов, эффективно используемых популяцией, поскольку именно эта задача является первоочередной. Тут выясняется, что интересы индивидуума к захвату ресурсов антагонистичны интересам популяции, поскольку означают, что захват ресурсов сверх того, что человек в состоянии эффективно использовать означает недоиспользование этих ресурсов популяцией. Следовательно, в интересах популяции состоит ограничить стремление отдельных людей к захвату ресурсов. Отсюда следуют государственный контроль и социализм. Однако есть следующее усложнение - осуществление государственного контроля в свою очередь тоже требует затраты ресурсов. Поэтому очевидно, что тотальный государственный контроль не может быть эффективным. Очевидно, что задача выживания популяции является гораздо более многомерной и не может быть сведена к одному из крайних случаев «разрешить» или «запретить». Поэтому столь важна выработка чёткой и понятной формулы организации управления во всём спектре от полной свободы предпринимательства до жёсткого административного управления. Формула «кому многое дано - с того многое и спросится» содержит автоматическое неявное ограничение на уровне максимума эффективно используемых ресурсов.
Замкнутый рынок стремится к коллапсу. Стало быть, чисто рыночное регулирование в условиях автаркии не является возможным. На самом деле, для обеспечения функционирования рынка необходимо внерыночное поступление ресурсов. Западные страны обеспечивали такое поступление за счёт эксплуатации колоний, для России же такой вариант не представляется возможным, поскольку все колонии уже расхватаны, да и неприемлем с морально-этических позиций. Внерыночное поступление ресурсов должно обеспечиваться государственными предприятиями, например, естественными монополиями, находящимися в государственной собственности, которые должны обеспечивать условия для деятельности общества, а не высасывать из общества все соки, пользуясь монопольным положением, а поступление финансовых ресурсов - государственной эмиссией денег.
Оглавление
- Конституция
- Принципы государственного управления
- Борьба с коррупцией
- Законодательная власть
- Исполнительная власть
- Финансовая система и внешнеэкономическая деятельность
- Налогообложение и бюджетная политика
- Национальный вопрос
- Международные отношения
- Капитал
- Наука
- Выборы
- Армия
- Здравоохранение
- Образование
- Захоронение Ленина
- Реформа ЖКХ
- Обеспечение жильём
- Пенсионное обеспечение
- Информационная политика
- Общественная палата
- Космонавтика