Итак, 16 августа в восемь часов вечера, сразу после плотного ужина, наша небольшая компания погрузилась в тесное пассажирское отделение Хивуса. Разогнавшись по пологому берегу реки Хатанги вдоль одноименного поселка и подняв тучу пыли и брызг, наше судно на всех "парах" вылетело на водную гладь, и почти полетело в сторону Ледовитого океана. Через забрызганные пластиковые окна нашей каюты "радовал" глаз унылый пологий берег с редкими ярами, поросшими кривыми лиственницами, а по курсу расстилалась широкая лента реки, где-то далеко впереди уходящая за горизонт. Под равномерный рев двух моторов уже через пару часов плавания удалось задремать. Сказывались вторые сутки без сна. Полярный день на этой широте еще не закончился, и за ночные часы мы рассчитывали добраться до Хатангского залива, а до конца следующих суток при нашей скорости можно было надеяться достичь горловины самого залива Прончищевой - основной нашей цели. Конечно если погода будет благоприятной, да и ледовая обстановка позволит. Что касается льдов, то по последним спутниковым данным продолжительные юго-западные ветра далеко отнесли от восточного берега Таймыра ледяные поля моря Лаптевых. Так что мы были полны оптимизма, особенно те, кто особо не вдавался во все эти "мелочи".
001.
002.
003. Раннее утро следующего дня, вместе с похолоданием, изморосью и туманом застало нас в одной из проток речной дельты Хатанги на выходе в морской залив. Здесь уже соленая вода и вовсю гуляют приливы и отливы. Бессонная ночь и тяжесть управления судном сказались и на нашем капитане. Заявив, что он просто "отключается" на ходу, Олег выгнал Хивус на песчаный пляж длинной косы, сплошь заваленной плавником, и растянувшись на сидении рулевого отделения, заснул сном праведника. Рулевой механизм судна не имеет какой-либо гидравлики. Руль поворачивается достаточно туго, и его нужно постоянно подкручивать, чтобы достичь прямолинейного хода, ввиду особенностей судна на воздушной подушке. Так что бессонная ночь и тяжелый физический труд окончательно измотали капитана. Мне же звон в ушах после долгих часов моторного рокота теперь не давал заснуть. Здесь же стало понятно, что до залива Прончищевой быстро мы не доберемся. С вечера вчерашнего дня до сегодняшнего раннего утра мы прошли не более 200 км. Осталось еще около 400.
004. Навигатор показывал, что мы находимся в одной из западных проток реки Хатанги со стороны полуострова Таймыр. Где-то на востоке, на другой стороне Хатанги - устье Попигая. В окрестностях нашей стоянки - обширные отмели, сплошь заваленные плавником, принесенным сюда весенними паводками.
005.
006.
007. На песчаной косе через каждые 200 - 300 метров попадались вот такие сооружения. Это так называемая пасть - орудие лова песцов. На кочке выстраивается коридорчик из вбитых в грунт палок. Внутри коридорчика размещалась приманка для зверька, а сверху навешивалось бревно. Вот эта длинная жердь - это оно. Песец проходил между частоколом коридорчика к приманке, хватал её, и тем самым спускал сторожок - особым образом вырезанный из дерева крючок на веревке. Бревно придавливало в коридорчике песца, и охотник получал целенькую шкурку. Остается только регулярно обходить все пасти, собирать добычу и заново их настораживать. При добыче зверьков из ружья шкурка портится, и потому она менее ценна. Такие пасти встречаются очень часто по всем тундровым территориям, где обитает песец. Только в связи с развитием звероводческих предприятий, где себестоимость продукции гораздо ниже, мода на такую охоту постепенно исчезает. Но арктический климат еще долго будет хранить эти орудия.
008. Когда все отдохнули и перекусили, выяснилось, что главный ходовой двигатель Хивуса не набирает нужных оборотов. Подушка накачивается, а вот кормовой пропеллер не тянет. Чтобы не мешал начавшийся прилив, мы вынуждены вытянуть судно на берег.
009. Несколько часов ковыряния в заграничной технике, консультации по спутниковому телефону с заводом изготовителем, и вот оно счастье - проблема найдена. Двигатели Хивуса не имеют какой-либо защиты от внешних факторов, кроме брезентовой накидки, а потому постоянно находятся в облаке вздымаемой пропеллерами воды. Когда она пресная - еще ничего. Но тут заморская техника попала в атмосферу соленых вод моря Лаптевых. Короче - отсырела в естественном электролите одна из катушек системы зажигания двигателя. О чудо, у предусмотрительного капитана - есть запас.
010. Костер в бочке - прекрасная вещь. Пронизывающий ветер его не затушит. Греться можно долго, благо с дровами проблем нет. После прокаливания железная бочка быстро разрушится. Противопожарные опять же свойства... Костер среди плавника едва не раздуло на всю отмель. Плавник только сверху сырой, но большая часть его - смолистая лиственница.
011. И вот, катушка успешно заменена, двигатель набрал нужные обороты и ... отлетел крепеж механического управления закрылками (может как-то по другому называется). Он был просто приварен на заводе к дюралевой раме пропеллера. Судно стало неуправляемым. Ерунда! Есть пилка по металлу, шуруповерт, болты и разный металлический хлам, ждущий своего звездного часа... Еще пара часов, и рулевой механизм - лучше чем был... Но хуже чем хотелось бы. Определенные опасения остались.
012.Конечно больно за потерянное время, но ничего не поделаешь... Какие еще сюрпризы можно ждать от казалось бы надежного судна. Оно прошло почти весь Енисей, пересекло полуостров Таймыр. Кто может в нем сомневаться. Капитан невозмутим. У нас все получится.
013. Еще 200 километров побережья уже Хатангского залива преодолели без приключений. В устье речки Новой зашли в гости к долганской семье, занятой здесь промыслами в летний период. Семья приезжает из поселка Сындасско, что на другой стороне залива в 120 км.
014. Жизнерадостные обитатели становища вышли нам на встречу. На яру стояли снегоходы, станок используется и зимой. Пирамида из плавника - запас дров для отопления жилища.
015.
016. На берегу рядом со становищем зачален Марс-10 - аналог нашего Хивуса, только серийного выпуска.
017. Марс оказался разбит. Его хозяева во что-то врезались на нем, так что почти отломили носовую часть.
018. И похоже, что не в первый раз...
019. Заготовка рыбы идет полным ходом. Несмотря на дожди, рыба успевает провялиться на ветру.
020.
021. Хозяйка становища - долганка Женя со своим питомцем. Питомца многообещающе зовут Шапочка. Он послушно ходит за Женей, охотно питается из бутылочки с неизвестно чем. Официальная версия его присутствия в становище - отбился от стада!
022. Вид становища, конечно, удручает своей убогостью. Но если вспомнить, где оно находится и как сюда добраться, то вполне ничего. Есть печка, электрогенератор, рация, запас топлива, орудия промыслов - всё что нужно для жизни. На обратном пути обещали угостить нас рыбой... Но не довелось...
023.
024.
025. Еще полтора десятка километров от устья Новой....
026.... и мы на мысе Осушном. Местные зовут Лопаткой. Хотя Лопаткой называется коса. Здесь в нескольких километрах от берега - база экспедиции Роснефти. Геологи ждут зимы, собираются проводить 3D-съёмку недр полуострова, где обнаружены перспективные залежи нефти. Решено посетить базу, воспользоваться возможностью и провести более капитальный ремонт рулевого управления. Что-бы этот узел более не вызывал нашего беспокойства. Весьма кстати оказалось, что в окрестностях пасется приличное стадо овцебыков. А овцебык - одна из целей нашей фотоэкспедиции.
Предыдущая часть.