9. Французский блокгауз с часовым, на разъезде 448 версты железной дороги близ г. Архангельска.
Мне удивительно наблюдать: как в незамысловатой картине - Писахову удаётся передать обстановку. Слева мы видим «зелёное море тайги»: лес, подступающий почти вплотную к ж/д полотну. Далее - блокгауз из толстых брёвен с деревцами по периметру (видимо, для какой-никакой маскировки). Потом - французского рядового, которого современники не спутали бы ни с каким другим по форме с голубым отливом (такой расцветки формы - больше не было ни у кого в гражданской войне на Севере: только у французов). Часовой вообще занимает центральное место в картине, насколько я понимаю, как в геометрическом, так и в смысловом плане. Но это не мешает Писахову отображать остальные, даже малейшие детали. На первом плане - ж/д полотно, уходящее в даль, а за блокгаузом - состав с вагонами. Левее состава мы видим дом смотрителя разъезда, а за ним - наблюдательную вышку. Кроме того в отдалении видны два локомотива и три флага:
Вообще - интервенты любили флаги. Вот, к примеру, фото станции Обозерская, расположенной примерно в 29 километрах севернее разъезда 448 версты:
Современный читатель - может задаться вопросами: «что такое разъезд? Почему не станция?» и «448 верста откуда? Где была нулевая точка отсчёта?»
- касательно разъездов. Северная железная дорога в тех краях была проложена в 1897 году «Обществом Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги» Саввы Мамонтова. Она была узкоколейной и однополосной. С началом Первой Мировой войны - возникла острая необходимость получения Россией грузов от союзников по Антанте. Но Балтика и Чёрное море были блокированы (равно как и сухопутные пути из Европы в Россию). Доставка грузов во Владивосток - и далее - по Транссибу - долго и дорого. Вот тогда и возникла острая необходимость в Северных портах России: в 1915 году началось строительство железной дороги из Петрозаводска - на Мурман. А в 1916 - заложен последний при царе город: Романов-на-Мурмане (известный нам как Мурманск). Мурманский порт был незамерзающим (благодаря Гольфстриму), что позволяло заходить в его акваторию любым кораблям в любое время года; в то время как для прохода к Архангельску в зимний период навигации - нужны были ледоколы.
А железнодорожную ветку Вологда-Архангельск - «перешили» на широкую колею, что увеличило грузооборот дороги. Но колея, став широкой - вместо узкой - осталась одна… И как тогда разъезжаться поездам встречных направлений? А вот для этого и были придуманы разъезды через каждые 4-5 вёрст. Не станции (которые находились на более удалённом расстоянии друг от друга), а именно разъезды: где был домик смотрителя разъезда и 1-2 пути, параллельных основной колее, чтобы поезд мог пропустить встречного собрата.
- касательно 448-й версты. Это сейчас вдоль железной дороги стоят километровые столбы, берущие отсчёт от Москвы (номинально - от нулевого километра на Манежной площади; фактически - от перрона Ярославского вокзала Москвы). И сейчас те края - это примерно 970-й километр от Москвы. А тогда отсчёт шёл от Вологды. В верстах (1 верста = 1066,72 метра). Соответственно - разъезд, изображённый на картине Писахова, находился в 448-ми верстах от Вологды.
К слову говоря, изображённый на картине Писахова разъезд 448 версты - последний перед передовой. Следующий разъезд (443-444 версты - находился на нейтральной полосе между траншеями интервентов и красных).
10. Блиндажи у р. Шелепихи. Место последнего сильного боя 8 февраля 1920 г.
В подписи к картине - река названа Шепелихой. В подписи электронного каталога - Шелепихой (как станция МЦК в Москве). Согласно топонимике и мемуарам участников тех событий - всё-таки - Шипилиха:
Данное место расположено примерно в двухсот километрах юго-восточнее Архангельска по трассе М8:
В 2017 году место выглядело так:
А вот, что видели белые, сидя в этом блиндаже:
- направо:
-налево:
У Писахова на картине написано, что это место последнего сильного боя 8 февраля 1920 года. В воспоминаниях бывшего царского генерала Самойло Александра Александровича, командовавшего на тот момент 6-й армией красных, написано, что позиции у реки Шипилиха - пали 4 февраля 1920. В воспоминаниях генерала Данилова Иродиона Андреевича, командовавшего Двинским фронтом белых - написано, что позиция у Шипилихи пала 5 февраля:
«Дело 5 февраля произошло следующим образом. Большевики, сосредоточив на правой стороне Двины 24 орудия, до шестидюймовых включительно, в продолжение целого дня били по нашей позиции на р. Шипилихе. Наша артиллерия, хотя и состязалась с ними, но была количественно слабее - 8 трехфунтовых полевых пушек, 4 орудия - 4'/г дюйма и 2 морские шестидюймовые пушки. Потери и разрушения от артиллерийского огня большевиков были невелики и только измена привела к сдаче позиции. В окопах был 4 Северный стрелковый полк, сменивший за день перед этим Шенкурский батальон, которому пришло время. идти на отдых в дер. Взвоз. Большевики через шпионаж, конечно, узнали про это. После прекращения артиллерийского обстрела из лесу показалась группа большевиков, человек в сорок, которые подошли к проволоке, отодвинули рогатку и не встречая огня из окопов, в которых сидели наши стрелки, закричали: «Переходите к нам, товарищи, что вы защищаете буржуазию». Из окопов никакой стрельбы по ним не последовало. Офицер бросился к фланкирующему пулемету, чтобы' открыть огонь по большевикам, но пулемет оказался испорченным. Вслед за первыми большевиками из лесу потянулись цепи, которые стали занимать левый фланг позиции. Стрелки 4 полка не оказали им противодействия. Тогда командиры батальонов, чтобы предупредить общую сдачу большевикам, вывели свои батальоны из окопов и отступили в деревню Взвоз. В полку осталось около шести рот».
Лирическое отступление: впоследствии известный советский писатель Леонид Леонов - в тот момент находился в составе 4-го северного стрелкового полка белых. Был прапорщиком (только в те времена прапорщиков в нынешнем понимании - не существовало; тогда под званием «прапорщик» - понимался современный младший лейтенант). Писавший биографию Леонида Леонова для серии: «Жизнь замечательных людей» Захар Прилепин пишет, что Леонов просто не захотел покидать Россию. На самом деле, остатки 4 северного стрелкового полка белых и Шенкурский батальон (по сути - это и был весь Двинский фронт белых), под командованием генерала Данилова - стали отступать вдоль Двины - на север - и далее - к железнодорожной станции Холмогорская. Примерно это можно отобразить так:
После чего оставшиеся войска (около 600 человек) - погрузились на поезд на станции Холмогорская - и выехали в Архангельск. Но не доехали. Согласно воспоминаниям вышеупомянутого генерала Данилова:
«Отъехав полторы, две версты от станции, поезд остановился. Предполагая какую-нибудь обычную неисправность в паровозе, сначала отнеслись к этому спокойно, но когда через час я послал узнать в чем дело, мне доложили, что паровоза нет: машинист отцепил его от поезда и уехал в Архангельск.
Мы сделали большую ошибку: не поставили часовых на паровоз; да и не до этого было при отправлении. Приказал полевым телефоном зацепиться за телеграфную проволоку и вызвал коменданта ст. Тундра, которого просил выслать паровоз. Последний отвечал отказом за неимением таковых. Обратился с этим же к начальнику ст. Холмогорской, тот обещал и действительно выслал. Подошел паровоз и начал нас толкать с тем, чтобы на ближайшем разъезде обойти по запасному пути поезд и стать во главе его. Машинист этого паровоза между прочим передал, что на ст. Холмогорскую прибыл наш бронированный поезд «Адмирал Колчак» из Обозерской, команда которого хочет преследовать нас, но так как путь на станции ему прегражден сошедшим с рельс вагоном, то команда поезда занялась устранением этого препятствия. Мы тронулись; надо было спешить, надо было выиграть время.
Проехав таким образом около пяти верст, мы заметили.что нас нагоняет «Адмирал Колчак», который, подойдя поближе, дал сигнал свистком паровоза нашему машинисту остановиться, что он и исполнил».
Т.е. у будущего писателя Леонида Леонова - не было выбора: покидать ли Северную Область - или сдаться на милость большевикам. Впрочем, такого выбора не было у абсолютного большинства белых солдат и офицеров армии Миллера с передовой. Равно как и у художника Степана Писахова, служившего в то время в отделе пропаганды Белой армии, ибо на отходящий ледокол Козьма Минин и яхту Ярославна - пускали далеко-далеко не всех. И немалая часть даже Архангельского гарнизона белых не попала на эти два судна, вынужденная уходить из Архангельска зимой пешком - в сторону Мурманской железной дороги. Но это уже совсем другая история.
Ну и последний нюанс по данной картине. Несмотря на то, что на данной картине не указана дата создания - и есть надпись Писахова про сильный бой 8 февраля 1920, написана она не зимой. Об этом свидетельствует и катер, идущий по Северной Двине (1), и отражение деревьев в воде (2), и трава на блиндаже (3), и листья на кусте (4):
Я склоняюсь к тому, что писал её он в октябре 1919 года, когда белые занимали эту позицию. А подпись про бой была сделана уже позже.
11. Блокгауз в Нижнем конце. (Кургомень). 1919 г.
Наверное, в данном случае стоит начать текст с пояснения блокгауза. Вообще, по-английски - пишется: blockhouse. Дословно переводя - дом из блоков. Т.е., если дом по-английски, в нашей фонетике, произносится как: «хаус» (грубо говоря, с точки зрения фонетики) - то логичнее было бы произносить и писать: «блокхаус», а не «блокгауз». И вообще: зачем нужно слово: «блокгауз»? Разве блиндажа мало? Постараюсь пояснить. Блиндаж - это укрытие в земле для жизни на передовой, но не для ведения боевых действий. Т.е. блиндаж - это вырывается яма, стены и пол которой обкладываются тёсаными стволами деревьев (реже - досками), а сверху наводится перекрытие из брёвен в несколько рядов (накатов). Выход из блиндажа, нередко в те годы - вёл к траншее. Но, повторюсь: блиндаж - это яма под землёй, обшитая деревом, в которой можно спать, укрываться от обстрела, но из которой нельзя вести огонь по врагу.
Блокгауз строится так: возводится насыпь, обкладываемая бревнами, далее - на насыпи - создаётся сооружение из брёвен со щелями в разные стороны, позволяющее вести огонь в круговой обороне. Позже, во время Второй Мировой войны - сооружения аналогичного назначения и функциональности, но возведённые уже с помощью бетона - называли ДОТами (долговременными огневыми точками) или ДЗОТами (долговременными закрытыми огневыми точками).
Чтобы показать более наглядно. 100 лет спустя, на местах боёв гражданской войны - от блиндажей остались ямы:
А от блокгаузов - насыпи в форме усечённых пирамид:
Теперь перейдём к картине. Нижний Конец, Кургомень… Что за названия такие? Кургомень - это древнее село, расположенное на восточном берегу реки Северная Двина - и состоящее из нескольких деревень:
Расстояние до Архангельска по автомобильной дороге - около 330 километров:
Расстояние до Архангельска по реке Северная Двина - примерно 348 километров. Именно недалеко от села Кургомень - на целый год пролегла линия Двинского направления Северного фронта гражданской войны: с сентября 1918 - по сентябрь 1919. В деревне находился английский штаб Двинского направления (фронта).
Нижний Конец - в то время называлась деревня Калининская:
наиболее отдалённая от линии фронта:
И блокгауз, изображённый на картине Писахова - смотрит не на фронт, а на Архангельск:
Зачем блокгауз в тылу? Да потому что в той войне нередки были обходные манёвры пехоты противоборствующих сторон - и, соответственно, удары с флангов и с тыла. Что интересно - Писахов вновь уделяет внимание деталям. Сзади блокгауза - рогатки с колючей проволокой (от пехоты) (1), далее - дома деревни Нижний Конец (2):
12. Блиндированный дом в дер. Кургомень, бывший английский штаб. 25.VIII.1919 г.
Как уже было сказано в описании предыдущей картины, село Кургомень - стало прифронтовым на целый год, а также стало местом расположения штаба интервентов.
Интервенты действительно укрепляли дома, в которых устраивали штабы и склады. В качестве примера можно привести фото из архива британских инженеров, на котором изображён Dugout (дагаут - перекрытая щель), оборудованный прямо под стенами жилого дома:
Британское фото сделано в селе Тулгас, расположенном на другой стороне Двины, относительно Кургомени:
Возвращаясь к картине - также стоит отметить, что в Википедии указано: «штаб интервентов, который находился в доме В. М. Зыкова». Т.е., скорее всего - на картине Писахова и изображён тот самый дом Зыкова. К слову о домах: в Архангельской области ещё остались деревянные дома, в которых были интервенты. До сих пор в чуланах и на чердаках таких домов можно встретить какой-нибудь артефакт той войны. Например: английскую бутылку из-под рома:
И последний нюанс по данной картине. Тут я могу ошибаться, но зная внимание Писахова к деталям на картинах, возможно, здесь на заднем плане изображён самолёт:
Ведь в Кургомени был аэродром в то время. А аэродромы тогда представляли из себя удобное для взлёта поле - без бетонированных взлётных полос.