Я стою на переходе

Jun 06, 2017 03:28

Оригинал взят у gatoazul в Я стою на переходе
Я давно забросил дискуссии, как со сторонниками Русскаго мира, так и украинского, потому что я материалист и полагаю, что практика - критерий истины.

Что я могу сказать ярому политическому украинцу? Бантустану, в котором тупо нет банков и не ходят пассажирские поезда, крайне сложно конкурировать даже с современной Украиной, при всем убожестве последней, и мне совершенно нечем ему возразить. В составе Украины Донбасс как промышленный район деградировал - это правда, от "незалежности" он потерял, пожалуй, больше всех украинских регионов. Но "Русский мир" его просто добил. Уничтожил в принципе.

Точно так же ничем, кроме апелляции к золотому правилу этики я не могу ответить типичному эрефянину, разглагольствующему про то, что "Донбасс должен  потерпеть"  и про высокую геополитику. Их высокая геополитика привела к тому, что мой дом оказался посреди обстреливаемого гетто, а их - нет. У них все получилось - подставить других и самим остаться целыми. Значит, они будут вести такую политику и дальше - она же работает.

Разговор на равных не получится, пока не будут бомбить Киев или Воронеж (а лучше Москву). Вот тогда да - мои оппоненты быстренько забудут и моральные поучения, и обвинения жертв, и велеречивые рассуждения, и резко сменят пластинку на тему "Ну так же нельзя, мы же тоже люди".

Только этого не будет. За Киев я абсолютно спокоен - ему ничего не угрожает ближайшие лет десять, в которые все будет тянуться, примерно как сейчас. Бедные будут беднеть, богатые - богатеть. Президент Порошенко на законных выборах сменится на кого-нибудь другого, и при этом ничего особенного не произойдет. Никто не вымерзнет, да и воевать с РФ Украина не пойдет - как бы ни вопили на эту тему истерички из российских патриотических кругов. И будет она дрейфовать от РФ все дальше, и к Европе ближе, но никакой Европой при этом, разумеется, не станет.

А вот РФ в ближайшие десять лет ждут тряски и пертурбации. Вовсе не из-за Донбасса, ни к чему считать свое болото центром мира. И вряд ли это будут египетские казни, глад, хлад, мор и нашествие саранчи, которыми пугают опять же истерички-патриоты. Меньше читайте это политфэнтези - оно сконструировано по методу триллера, чтобы сильнее бить по нервам. Действительность никогда не отличается такой драматичностью.

Что касается собственно предсказаний, то тем, кто регулярно читает мои писания, вряд ли откроется что-то новое. Мои взгляды не изменились, а высказывал я уже их неоднократно - правда, можеть быть, несколько  отрывисто.

Поэтому сегодня я опишу модель, из которой я исхожу. Это куда интереснее - и полезнее. Не нравятся мои выводы? Ищите принципиальные ошибки в модели, вместо того, чтобы обзывать меня фашистом, русофобом, укропом и прочими детсадовскими прозвищами. Поберегите запасы своей тупости для комментариев в журналах пламенных пропагандистов и агитаторов.

Итак, модель. Представьте себе декартову систему координат. По горизонтали - ось иксов, по вертикали - игреков. Где-то на координатной плоскости мы можем расставить какие-то точки, и у каждой будет свое место.

Действительность устроено примерно так же, но несколько сложней. Осей не две, а пара миллионов - или миллиардов, и каждая выражает какое-то важное свойство. Но принцип тот же - любой сложный объект вроде человека или общества мы можем где-то разместить в этом многомерном пространстве.

Но уже не произвольно. Далеко не все точки в этом пространстве находятся в зоне стабильности. Совсем наоборот - таких зон на много порядков меньше, чем возможных позиций, - и найти их - задача совсем нетривиальная. Большинство точек просто запрещены - или находящиеся в них объекты вообще не могут существовать (вроде "правового государства", государства нулевой коррупции и прочих идеальных объектов), или же существовать могут, но быстро соскользнут в более устойчивую позицию ("социалистический рынок").

Еще хуже, что перевести объект из одной зоны стабильности в другую не так-то просто. Они отделены друг от друга потенциальными барьерами, и для перехода нужно затратить количество ресурсов, во много раз большее, чем нужно объекту для устоявшегося функционирования. А вы думали, почему реформировать государство так тяжело?

Кстати, сказать стабильность, о которой я говорю, не статическая. Описываемые объекты - это и не объекты вовсем, а воспроизводящиеся по кругу процессы, требующие притока ресурсов извне и сбрасывающие наружу энтропию. "Извне" - это, как правило, природа, но не всегда напрямую, иногда это могут быть другие общества, то есть связь с природой опосредованна.

И - что совсем уже тяжко: многомерное пространство густо населено другими объектами, которые меняются во времени по каким-то своим законам. Их изменения меняют само пространство, и то, что было зоной стабильности, рано или поздно таковой быть перестает. Общество (или биологический вид, к примеру) не может достигнуть некой точки совершенства и навсегда в нем застыть - потому что эта точка сама все время перемещается. Иначе мир застрял бы в одной позициии еще миллиард лет назад.

Теперь, после этой увлекательной лекции я опишу, как я вижу нынешнее положение дел. Имелась одна система СССР - люди которой, считали, что они достигли вершины познания общественных процессов, потому что у них есть священное писание из книг Маркса, Ленина и их последующих интерпретаторов. Это был самообман, к тому же явно противоречивший самому же "писанию". Мир изменился, изменилось само советское общество, процессы были пущены на самотек и страна вышла из зоны стабильности. Она могла в принципе направиться в разные стороны, в том числе, обновиться, исходя из своих же принципов, но выбрала другой путь: прекратить поддерживать собственную изолированную систему и присоединиться к другой, капиталистической в качестве периферии.

Замысел удался, однако в процессе перехода пришлось избавиться от множества вещей, которые в новой системе уже не могут поддерживаться - собственной промышленности, сельского хозяйства, образования, науки, медицины и прочей ерунды.

Впрочем, процесс перехода сильно затянулся, пребывая двадцать лет в совершенно неустойчивом состоянии. Чудес, впрочем, не бывает - нахождение в запрещенном состоянии требовало огромного количества ресурсов: они были взяты из того, что накопил СССР для своих целей.

Однако советские ресурсы в конце концов кончились - и постсоветские страны теперь должны обрести нормальное устойчивое положение, соответствующее их новому статусу. Такое же, как состояние Уганды, Филиппин, Гаити и прочей капиталистической периферии. Места, из которого выводятся ресурсы для поддержания ядра всей системы, и которое взамен пользуется всеми достижениями капитализма, особенно в плане товаров, - ну насколько оставшихся ресурсов хватит, разумеется. А хватает их мало на что - и уж точно не на то, что описано двумя абзацами выше.

Все постсоветские страны должны пройти этот переход на нижний уровень - и многие его уже прошли. Подзадержались самые богатые советские республики - Украина, Белоруссия и РФ. Переход Украины на более низкий энергетический уровень прошел в 2014 году, теперь очередь РФ. Уже позже за ней, очевидно, пойдет Беларусь, которую от этого финала удерживает только роль конкретной личности в истории.

Вот поэтому я за Киев и спокоен: всё уже случилось. Да, не очень гладко, от этого этапа остались нерешённые проблемы вроде пресловутого Донбасса, но в целом страна выдержала. Десять лет впереди у нее есть - а как мир изменится потом, пока никто не в курсе.

В РФ такой "фазовый переход" по-хорошему должен был случиться еще лет десять назад, но ей повезло: случайно на мировом рынке установились высокие цены на ее монокультуру - нефть и газ. Впрочем, это никогда и нигде государства с монокультурой не спасало. Рано или поздно цены падают - и страна остается у разбитого корыта. Аргентина тоже когда-то строила самолеты...

Процесс перехода будет непростым - ожидается период турбулентности, когда всю страну будет болтать. Он, собственно, уже начался - где-то в 2013 году. Дальше будет больше и страшней.

В этот период возможны всякие нехорошие события - вплоть до гражданских войн и развала на мелкие государства. Просто в силу того, что страна огромная, управлять ей непросто и политико-экономическая тряска может развалить всю конструкцию. Но вероятность таких событий лично я расцениваю как низкую. Думаю, фактические руководители РФ удержат руль в руках, хотя не исключено, что некоторыми медийными фигурами придётся пожертвовать, не исключая и высочайших.

И в конце концов РФ вырулит в вожделенную новую точку. Не надо быть бабой Вангой, чтобы догадаться, какой она будет. Смесь ельцинизма и загнивающей российской империи, с заимствованием худших черт советского периода. Латинская Америка с посконным уклоном. Массовая нищета, процветающие компрадоры, распухающие столицы при умирающих регионах, западные товары, которые снова станут недоступными и вожделенными, расслоение общества, живо напоминающее феодализм, бандитизм и сверху все залакировано непрерывным промыванием мозгов. Плюс полицейское государство, разумеется, - потому что иначе конструкция работать не будет. В общем, совершенно ничего нового. Так живет треть планеты - периферия, в которой, однако, есть сильное государство, успешно подавляющее низшие классы. Так будет жить и РФ - и это будет совсем не так ужасно, как кажется. Человек привыкает ко всему, как он привык к нынешнему положению, которое большинство народа воспринимает как совершенно естественное, при том, что у любого "совка" от него волосы встали бы дыбом.

И вся эта конструкция будет медленно деградировать, пока мир не уйдет вперед. А потом просто посыпется, когда станет совершенно неадекватной окружающей среде. Или в нее придет снаружи трансгуманист Перри в составе взвода гигантских человекоподобных киборгов. А может, заявится Че Гевара и его вооруженные товарищи, чтобы помочь угнетенным построить коммунизм.

Но все это будет очень нескоро, вряд ли при нашей жизни. Так что особо волноваться не о чем.

А пока рекомендую всем моим читателям из РФ наслаждаться настоящим и ловить последние лучи сытой путинской эпохи, которая уходит на наших глазах и больше уже не повторится.

Философское

Previous post Next post
Up