Петръ (Могила), митрополитъ Кіевскій

Jan 13, 2025 08:23

Будущій святитель Петръ (Могила) родился 21 декабря 1596 года въ Сучавѣ, третьимъ сыномъ въ благочестивомъ семействѣ высокородныхъ молдавскихъ бояръ Могила (въ современной румынской транскрипціи - Мовилэ), которые въ то время занимали господарскіе престолы Дунайскихъ княжествъ. Въ Крещеніи былъ нареченъ въ честь святителя Петра Московскаго, такъ какъ родился въ день его памяти. Его отецъ Симеонъ Могила былъ въ 1600-1602 годахъ господаремъ Валахіи, а съ 1606 года до своей кончины въ 1607 году - господаремъ Молдавіи. Въ 1612 году Могиламъ, послѣ пораженія ихьь Кантемиромъ Мурзою, занявшимъ господарство, пришлось бѣжать въ Польшу, гдѣ у нихъ были сильные и богатые родственники.

Образованіе получилъ во Львовскомъ братскомъ училищѣ въ строго православномъ духѣ, враждебномъ уніи. Продолжилъ свое образованіе путешествіемъ за границу, гдѣ слушалъ лекціи въ разныхъ университетахъ - въ частности, выслушалъ курсъ словесныхъ наукъ и богословія въ Парижскомъ университетѣ.

Служилъ въ польскихъ войскахъ и отличился въ битвѣ подъ Хотиномъ. Однако, вѣроятно, подъ вліяніемъ Кіевскаго митрополита Іова (Борецкаго), рѣшилъ оставить военную службу и принять духовный санъ. Около 1624 года онъ поступилъ въ Кіево-Печерскую Лавру чтобы раздѣлить судьбу гонимыхъ польской властью православныхъ иноковъ. Въ то время здѣсь собралось немало высокообразованныхъ и дѣятельныхъ монаховъ, шелъ переводъ святоотеческихъ книгъ, составленіе и публикація трудовъ въ защиту православія. Въ такой средѣ онъ довершилъ свое образованіе.
Съ благословенія митрополита Іова и архимандрита Лавры Захаріи (Копыстенскаго), на свои средства отправилъ за границу нѣсколько способныхъ молодыхъ людей для усовершенствованія въ наукахъ.

Въ 1627 году, по кончинѣ архимандрита Захаріи, по настоянію ученыхъ монаховъ былъ избранъ архимандритомъ Лавры. Его попеченіемъ была обновлена церковь Успенія Божіей Матери, украшены святые пещеры, возвращенъ подъ управленіе Лавры древній Пустынно-Николаевскій монастырь, основана Голосѣевская пустынь, на его счетъ устроена богадѣльня.
Подъ его руководствомъ состоялось въ 1628 году осужденіе «Апологіи» Мелетія (Смотрицкаго).

Будучи номинально подчиненъ напрямую Константинопольскому патріарху какъ ставропигіальный «великій архимандритъ», былъ неподвластенъ Кіевскому митрополиту. Петръ былъ близокъ съ митрополитомъ Іовомъ (Борецкимъ) - послѣдній, умирая, оставилъ Петру свою библіотеку и назначилъ его душеприказчикомъ. Но съ его преемникомъ, митрополитомъ Исаіей (Копинскимъ), у Петра сложились менѣе довѣрительныя отношенія - по мнѣнію нѣкоторыхъ историковъ, враждебныя. Этимъ противостояніемъ, возможно, было обусловлено то, что Петръ взялся за основаніе новаго православнаго просвѣтительскаго центра въ Кіевѣ, невзирая на уже существующее Кіевское братское училище.

Архимандритъ Петръ много силъ положилъ и на основаніе новаго высшаго духовнаго училища при Лаврѣ - перваго въ своемъ родѣ въ восточнославянскихъ (русскихъ) земляхъ. По возвращеніи посланныхъ за границу юношей онъ поставилъ ихъ учителями, а также взялъ ученыхъ изъ Львовскаго братства. Организовалъ въ Лаврѣ первое общежитіе для бѣдныхъ учениковъ, давъ для содержанія училища нѣсколько деревень изъ своего имѣнія и Лаврскихъ волостей. Новое училище «для преподаванія свободныхъ наукъ на греческомъ, славянскомъ и латинскомъ языкахъ» открылось въ 1631 году. Вскорѣ, когда кіевскіе братчики признали его блюстителемъ и опѣкуномъ своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольскаго патріарха, Петръ соединилъ свою Лаврскую школу съ братской. Это дѣло благословили патріархъ Константинопольскій Кириллъ (Лукарь), митрополитъ Кіевскій Исаія (Копинскій-Борисовичъ), письменно одобрили православные епископы и знатнѣйшее духовенство и Лаврское братство.

Къ тому времени польскій престолонаслѣдникъ королевичъ Владиславъ показалъ себя готовымъ дать православнымъ право легальнаго существованія, выработавъ соотвѣтственный законопроектъ въ комиссіи сейма. Архимандритъ Петръ, находившійся тогда въ Варшавѣ, писалъ оттуда ко всѣмъ русскимъ, чтобъ они не соглашались на принятіе изложенныхъ въ проектѣ условій, и убѣждалъ ихъ воспользоваться выборнымъ сеймомъ для достиженія полнаго удовлетворенія требованій. Когда пришелъ сеймъ, на которомъ Владиславъ былъ 8 ноября 1632 года избранъ королемъ, были приняты новые условія узаконенія православія, по которымъ въ первый разъ послѣ заключенія Брестской уніи въ Рѣчи Посполитой было на государственномъ уровнѣ торжественно признано существованіе православной Кіевской митрополіи и четырехьт епархій. Однимъ изъ условій легализаціи Православной Церкви было отрѣшеніе многихьт прежде избранныхъ епископовъ и выборъ новыхъ. Тогда же на сеймѣ митрополитъ Исаія былъ объявленъ лишеннымъ сана и православные делегаты избрали новымъ митрополитомъ Петра (Могилу), съ сохраненіемъ за нимъ Лаврскаго архимандритства. Это было сдѣлано въ условіяхъ новой войны съ Московскимъ (Россійскимъ) государствомъ, въ которой Владиславъ нуждался въ поддержкѣ православнаго русскаго населенія Рѣчи Посполитой, а прежняя православная іерархія, перенесшая тяготы гоненій противъ православія въ Рѣчи Посполитой, склонялась на сторону Россійской (Московской) патріархіи и Москвы. Кромѣ того, архимандритъ Петръ поставилъ на видъ православнымъ делегатамъ сейма то что борьба съ уніатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополитъ Исаія не сможетъ вести ее достаточно энергично.

Тутъ же на сеймѣ, уже какъ избранный митрополитъ, Петръ началъ ходатайствовать о преобразованіи устроенной имъ Братско-Богоявленской школы въ академію. Римо-католическое и уніатское духовенство, а также нѣкоторые изъ знатнѣйших членовъ сейма рѣшительно воспротивились этому. Но король не рѣшился возстанавливать противъ себя православныхъ и по неотступному ходатайству Петра далъ ему привилегію, гдѣ вмѣсто академіи училище было названо коллегіей съ пространнымъ курсомъ богословія и философіи.

Смѣщеніе митрополита Исаіи было узаконено церковно тѣмъ, что Константинопольскій патріархъ Кириллъ (Лукарь) прислалъ избранному владыкѣ Петру архипастырское благословеніе на митрополію. Однако среди православныхъ оставались и сторонники удаленнаго митрополита Исаіи, которые винили Петра въ личномъ честолюбіи. Поэтому Петръ устроилъ свою хиротонію не въ Кіевѣ, а во Львовѣ. Здѣсь на Ѳоминой недѣлѣ 28 апрѣля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведеніемъ въ санъ митрополита Кіевскаго и Галицкаго, а прежний митрополитъ Исаія былъ «деградованъ». Рукоположеніе возглавилъ Львовскій епископъ, пользуясь полномочіями экзарха Константинопольскаго патріарха. Затѣмъ новопоставленный митрополитъ отправился въ Кіевъ, гдѣ его при въѣздѣ встрѣтили двумя извѣстными панегириками - отъ Лаврской братіи и братской школы. По въѣздѣ въ Кіевъ ему пришлось запрещать и низлагать священниковъ, стоявшихьь за Исаію, а самого бывшаго митрополита насильно перевезти въ Лавру.

По вступленіи на митрополичій престолъ приступилъ къ устроенію Кіевской коллегіи, которая неизмѣнно пользовалась его особымъ вниманіемъ и получила въ его честь названіе Могилянской. Она была вполнѣ устроена и обеспѣчена, хотя и претерпѣвала притѣсненія кіевскаго воеводы. Кіево-Могилянская коллегія стала первымъ высшимъ учебнымъ завѣдѣніемъ на восточнославянскихъ (русскихъ) земляхъ. Чтобы противостать современной римо-католической учености на томъ же уровнѣ, митрополитъ Петръ позаимствовалъ весь строй новой школы съ латино-польскихъ образцовъ, которые такимъ образомъ привилъ въ южнорусской православной средѣ. Впослѣдствіи митрополитъ завелъ еще и низшее училище въ Винницѣ.

Вернулъ и возстановилъ рядъ древнихъ кіевскихъ святынь. Онъ возвратилъ захваченные ранѣе уніатами Софійскій соборъ и Выдубицкій монастырь. Возстановилъ и устроилъ храмъ Спаса на Берестовѣ и храмъ Трехъ святителей - послѣдній отдалъ Братскому монастырю. Въ 1635 году были отрыты и очищены отъ развалинъ остатки Десятинной церкви, подъ развалинами которой обрѣли мощи равноапостольнаго князя Владиміра. Близъ руинъ митрополитъ Петръ въ томъ же году посадилъ липу. Средства для возстановленія церквей и монастырей поступали изъ Лавры, изъ личнаго имущества митрополита, изъ пожертвованій благочестивыхъ людей, изъ пожалованій Московскаго (Русскаго) царя.

Большое вниманіе обращалъ на изданіе церковныхъ книгъ, причемъ требовалъ, чтобы никакіе книги не печатались безъ сличенія ихъ съ греческими подлинниками. Были значительно пересмотрѣны, пополнены и изданы Служебникъ, Цвѣтная Тріодь и Требникъ съ важными наставленіями для священнослужителей. Божественныя службы при митрополитѣ стали совершаться особо торжественно и благолѣпно. Митрополитъ Петръ дѣятельно вводилъ и возстанавливалъ въ славянской средѣ греческія молитвы и чинопослѣдованія. Въ его Требникѣ, напримѣръ, введена молитва святителя Софронія Іерусалимскаго на Великое водоосвященіе, въ его Постной Тріоди впервые въ славянскомъ мірѣ появился полный Синодикъ въ Недѣлю православія - одинъ изъ самыхъ значительныхъ вѣроучительныхъ документовъ Православной Церкви. Однако въ то же время были введены подъ римо-католическимъ вліяніемъ рядъ новыхъ для Православной Церкви чинопослѣдованій, наиболѣе примѣчательныя изъ которыхъ - великопостныя пассіи въ воспоминаніе о Страстяхъ Христовыхъ и отчитка, введенная въ Требникъ.

При владыкѣ Петрѣ была прославлена праведная Іуліанія, княжна Ольшанская. Прилагалъ усилія къ общецерковному прославленію Печерскихъ святыхъ, при немъ былъ составленъ Патерикъ Печерскій.

Среди многочисленныхъ богословскихъ трудовъ митрополита Петра особое мѣсто заняла защита православныхъ отъ обвиненій въ протестантизмѣ и выраженіе вѣрнаго ученія въ катехизической формѣ. Появленіе въ 1629 году кальвинистскаго «Исповѣданія вѣры» подъ именемъ Константинопольскаго патріарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущеніе въ православной средѣ, обострило полемику римо-католиковъ противъ православія и побудило митрополита Петра къ отвѣту. Особымъ поводомъ стало обличеніе сочиненія отступника отъ православія Кассіана Саковича, который обвинялъ православіе въ усвоеніи реформаторскихъ мнѣній. Въ отвѣтъ на этотъ навѣтъ митрополитъ Петръ принялъ дѣятельное участіе въ составленіи обличительнаго сборника «Λίθος, или Камень», а также въ подготовкѣ вѣроисповѣднаго трактата - т.н. «Исповѣданія Петра Могилы».

Въ 1640 году митрополитъ Петръ собралъ Помѣстный Соборъ въ Кіевѣ, на которомъ было опровергнуто сочиненіе Саковича и принято, послѣ нѣкоторыхъ правокъ, подготовленное православное исповѣданіе вѣры. На Ясскомъ Соборѣ въ 1642 году это исповѣданіе было далѣе скорректировано и направлено на переводъ и провѣрку къ восточнымъ патріархамъ. Въ 1645 году митрополитъ опубликовалъ одну изъ редакцій «Исповѣданія» въ Кіевѣ, послѣ чего рядъ новыхъ изданій появились на разныхъ языкахъ и получили широкое хожденіе какъ важный вѣроучительный документъ Православной Церкви.

Митрополитъ Петръ вполнѣ владѣлъ латинскимъ и греческимъ. Жизнь велъ строго аскетическую. Благоговѣлъ передъ Кіево-Печерской Лаврой и считалъ ее мѣстомъ особеннаго присутствія Божія.
Передъ смертью завѣщалъ Кіевской коллегіи свою библиотеку, приобрѣтенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денегъ, а наставниковъ ея обязалъ, чтобы они жили по его правилам и каждый четвергъ совершали о немъ поминовеніе. Много завѣщалъ онъ Лаврѣ и другимъ монастырямъ и церквамъ, воздвигнутымъ имъ изъ развалинъ. Скончался 31 декабря 1646 года, въ ночь на 1647 годъ. Согласно завѣщанію, былъ погребенъ въ склепѣ Успенской великой церкви Кіево-Печерской Лавры, подъ левымъ клиросомъ въ средней части храма.

Тѣло митрополита Петра почивало на мѣстѣ погребенія вплоть до Второй міровой войны. Въ ноябрѣ 1941 года Великую Лаврскую церковь взорвали, причемъ взрывчатку заложили именно возлѣ мѣста погребенія святителя. Гробъ съ останками оказался полностью уничтоженъ, сохранились лишь серебряныя пластины съ родовымъ гербомъ и эпитафіей, которые въ 1982 году были найдены при раскопкахъ археологической экспедиціей подъ руководствомъ В. Харламова.

https://azbyka.ru/days/sv-petr-mogila

исторія, Россія, житія святыхъ

Previous post Next post
Up