Въ Персидской странѣ, состоявшей въ округѣ Антиохійскаго патріаршества, христіанская вѣра въ IV в. при Сапорѣ подвергалась жестокому и продолжительному гоненію. Св. архіепископъ страны Симеонъ установилъ: «Дабы общественныя молитвы воспѣвались на два лика, какъ въ Антиохіи установилъ св. Игнатій, ученикъ св. Іоанна Евангелиста, и клирики должны пѣть псалмы не по книгѣ, а по памяти». Это особенно должно было исполняться и исполнялось въ обителяхъ дѣвъ, которыя въ Персіи назывались «сестрами союза». Но гоненіе Сапора прежде всего пало на великаго святителя, и онъ скончался мученически. Какъ въ другихъ мѣстахъ, такъ и въ Персіи, дѣвственницы были пламенными ученицами Господа Іисуса, и потому они были въ числѣ первыхъ между страдавшими за имя Христово. Такъ св. Фарба, сестра священномученика Симеона, въ 341 г. пострадала вмѣстѣ съ сетрой-вдовой и ея служанкой. Въ слѣдующемъ году вмѣстѣ съ епископомъ Садофомъ пострадало нѣсколько обѣтныхъ дѣвъ, потомъ въ числѣ 120 страдальцевъ было 9 дѣвъ, посвятившихъ себя Господу. Въ страшное это время Господь хранилъ на утѣшеніе вѣрныхъ избранную рабу свою Яздундокту (по произношенію грековъ Снандулію). Когда страдальцы вѣры томились въ темницѣ, голодные и измученные, раба Божія находила средства доставлять имъ разныя пособія; послѣ полугодичныхъ истязаній они наконецъ были обезглавлены. Блаженная Яздундокта скрыла святыя мощи мучениковъ отъ злобы враговъ, предавъ ихъ землѣ въ мѣстѣ, удаленномъ отъ очей злобы.
Въ 346 г. приняла мученическую смерть вмѣстѣ съ братомъ своимъ, пресвитеромъ Іаковомъ, дѣвственница Марія. В то же время захвачены были богатый священникъ Павелъ и пять дѣвъ, первый собственно для того, чтобы воспользоваться его деньгами. Павлу объявили, что, если поклонится онъ солнцу, получит свои деньги. Павелъ такъ любилъ деньги, что для нихъ отрекся отъ Христа. Правитель, недовольный тѣмъ, что ускользаетъ изъ его рукъ богатая нажива, сказалъ: «Павлу отдать деньги тогда, когда своими руками отсѣчетъ головы пяти дѣвамъ-христіанкамъ». Дѣвы объявили, что безумные пусть кланяются солнцу, но они не отдадутъ чести творенію, принадлежащей Творцу». Это были св. Ѳекла, двѣ Маріи, Марѳа и Ама. Павелъ подошелъ къ нимъ съ мечомъ въ рукахъ. «Несчастный, - сказали онѣ ему, - ты хочешь предавать смерти овецъ своей паствы, пастырь ли ты? Кровь наша падетъ на твою голову». Павелъ отсѣкъ имъ головы съ холодностью привычного палача. Правитель, не желавшій разставаться съ его деньгами, велѣлъ тайно задушить его, и онъ погибъ какъ Іуда. Во все это время сострадательная Яздундокта оказывала великую помощь и услуги мученикамъ. Будучи богатой аристократкой, она употребляла средства свои на то, чтобы облегчать страданія рабовъ Христовыхъ. Такъ поступала она и въ 376 г., когда обнародованъ новый жестокій указъ противъ христіанъ. Она доставляла пищу христіанамъ, заключеннымъ въ арбельской темницѣ за имя Іисуса Христа. Узнавъ о горькомъ положеніи мучениковъ (епископа Акепсима, пресвитера Іосифа и діакона Антиллага, истерзанныхъ до крайности за св. вѣру), она призвала къ себѣ начальника темницы и усердно просила его дозволить взять ихъ изъ темницы къ себѣ, дабы имѣть удовольствіе видѣть ихъ въ своемъ домѣ хотя на короткое время. Она дала ему значительную сумму денегъ. Неохотно, со страхомъ онъ согласился на ея просьбу. Ночью послала она своихъ слугъ въ темницу, и они привезли блаженныхъ страдальцевъ въ домъ ея. Здѣсь своими руками обвязала она раны ихъ, осыпала поцѣлуями руки и плечи ихъ и, смотря на горькое положеніе ихъ, не могла удержаться отъ слезъ и стенаній. Они лежали передъ ней какъ мертвые, безъ чувствъ. Блаженный Іосифъ, придя въ себя и увидѣвъ ее, горько рыдающую, сказалъ: «Пріятно Богу твое страданіе къ страждущимъ, но напрасно такъ плачешь о нашей смерти». Благочестивая жена отвѣчала ему: «Я плачу не о томъ, что вы преданы будете смерти, но о томъ, что, бывъ осуждены на смерть, не тотчасъ преданы ей, а принуждены еще жить такъ жалко». Блаженный Іосифъ отвѣчалъ ей: «Всѣ наши несчастья составляютъ для насъ величайшее счастье. Господь сказалъ: «узкіе врата и тѣсный путь вводятъ въ жизнь» (Мѳ. 7:14). Ты христіанка, должна радоваться мученіямъ христіанъ: чѣмъ продолжительнѣе и несноснѣе эти муки, тѣмъ большая награда и свѣтлѣе вѣнцы готовы для нихъ на небѣ». Передъ разсвѣтомъ слѣдующаго дня мученики отвезены были въ темницу. Послѣ шестимѣсячнаго заключенія исповѣдники вновь были терзаемы и наконецъ объявлено было приказаніе о страдальцахъ: побьютъ камнями. Собрано было множество христіанъ, взята была и блаженная Яздундокта. Ее принуждали исполнить приказаніе власти. Она никакъ не соглашалась проливать невинную кровь пастыря церкви и смѣло говорила мучителямъ: «Никогда не бывало того, чтобы женщины исполняли должность палачей; вы требуете отъ меня противнаго общему правилу, и что вы дѣлаете? Оружіе, приготовленное противъ неприятеля, обращаете вы противъ своихъ гражданъ; государство, находящееся въ мирѣ съ сосѣдями, вы волнуете внутренними убійствами». Воины, видя твердость ея, подали ей палку, на концѣ которой воткнута была игла, и сказали: «Пусть ты считаешь беззаконіемъ бросить камень на человѣка, который, по твоему мнѣнію, невиненъ, но проколи этой иглой осужденного, и ты выполнишь указъ царя». Она, обливаясь слезами, отвѣчала: «Вонзите лучше въ меня эту иглу, но не въ святого подвижника Христова. Если же можете лишить меня жизни за непокорность, не удерживаю васъ, я готова умереть вмѣстѣ съ мученикомъ, только не принуждайте меня проливать кровь его». Во время этого разговора мученикъ окончилъ свой подвигъ. Блаженная Яздундокта, 40 лѣтъ совершавшая подвиги состраданія, также скоро затѣмъ переселилась въ блаженную вѣчность.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/svjatye-podvizhnitsy-vostochnoj-tserkvi/4_4