Святитель Геннадій, архіепископъ Новгородскій

Dec 17, 2022 20:31

Святитель Геннадій, архіепископъ Новгородскій, происходилъ изъ рода Гонзовыхъ и былъ, по свидѣтельству современниковъ, «мужъ сановитый, умный, добродѣтельный и свѣдущій въ Священномъ Писаніи». Первоначальное послушаніе проходилъ въ Валаамской обители подъ духовнымъ руководствомъ преподобнаго Савватія Соловецкаго (память 27 сентября). Съ 1472 года - архимандритъ Чудова монастыря въ Москвѣ. Ревнитель строгаго уставного Богослуженія, въ 1479-1481 годахъ архимандритъ Геннадій вмѣстѣ съ Вассіаномъ, архіепископомъ Ростовскимъ, а затѣмъ съ его преемникомъ Іоасафомъ безстрашно вставалъ на защиту древняго устава въ возникшемъ спорѣ о хожденіи «посолонь» при освященіи новаго храма. (Споръ возникъ въ связи съ чиномъ освященія Успенскаго собора въ Москвѣ.)

Въ 1483 году святой Геннадій началъ строить въ Чудовомъ монастырѣ каменную трапезную церковь въ честь чтимаго имъ святителя Алексія, Митрополита Московскаго († 1378), основателя обители. 12 декабря 1484 года архимандритъ Геннадій былъ посвященъ въ архіепископа Новгородскаго. Благоговѣя къ памяти великаго святителя Алексія, Геннадій, и будучи въ Новгородѣ, не переставалъ заботиться о возведеніи храма его имени: «И сребра довольно на совершеніе храма того и трапезы и палатъ посылаше».

Время святительства въ Новгородѣ святого архіепископа Геннадія совпало съ грознымъ періодомъ (временемъ) въ исторіи отечественной Церкви. Іудейскіе проповѣдники, пріѣхавшіе подъ видомъ торговцевъ въ Новгородъ, еще съ 1470 года начали сѣять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеученіе распространялось тайно.

Первое извѣстіе о ереси дошло до святителя Геннадія въ 1487 году: четверо членовъ тайнаго сообщества, въ хмѣльномъ угарѣ обличая другъ друга, обнаружили предъ православными существованіе нечестивой ереси. Какъ только это стало извѣстно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступилъ къ розыску и съ глубокой скорбью убѣдился, что опасность угрожаетъ не только мѣстному, новгородскому благочестію, но и самой столицѣ Православія Москвѣ (Константинополь палъ подъ магометанское иго въ 1453 году), куда еще въ 1480 году переѣхали вожди жидовствующихъ. Въ сентябрѣ 1487 года онъ направилъ въ Москву, митрополиту Геронтію, все розыскное дѣло въ подлинникѣ вмѣстѣ со спискомъ обнаруженныхъ имъ богоотступниковъ и съ ихъ писаніями. Борьба съ жидовствующими стала главнымъ предметомъ архипастырской дѣятельности святителя Геннадія.

По словамъ преподобнаго Іосифа Волоцкаго (память 9 сентября), «сей архіепископъ, бывъ пущенъ на злодѣйственные еретики, устремился на нихъ, яко левъ, изъ чащи Божественныхъ Писаній и красныхъ горъ пророческихъ и апостольскихъ ученій».

Девятнадцать лѣтъ продолжалась борьба святителя Геннадія и преподобнаго Іосифа съ сильнѣйшей попыткой противниковъ Православія измѣнить весь ходъ исторіи Русской Церкви и Русскаго государства. Трудами святыхъ исповѣдниковъ борьба увѣнчалась побѣдой Православія. Этому способствовали труды святителя Геннадія по изученію Библіи. Поскольку еретики въ своихъ нечестивыхъ мудрствованіяхъ прибѣгали къ искаженнымъ текстамъ ветхозавѣтныхъ книгъ, отличнымъ отъ принятыхъ Православной Церковью, аріепископъ Геннадій взялъ на себя огромный трудъ - привести въ единый сводъ исправные списки Священнаго Писанія. До того времени библейскія книги переписывались на Руси, по примѣру Византіи, не въ видѣ цѣлаго свода, а отдѣльными частями - Пятикнижія или Восьмикнижія, Царствъ, Притчей и другихъ учительныхъ книгъ; Псалтири, Пророковъ, Евангелія и Апостола.

Священные книги Ветхого Завѣта особенно часто подвергались случайной и намѣренной порчѣ. Объ этомъ со скорбью писалъ святитель Геннадій въ посланіи архіепископу Іоасафу: «Жидове еретическое преданіе держатъ - псалмы Давидова или пророчества испревращали». Собравъ вокругъ себя ученыхъ, тружениковъ-библеистовъ, святитель собралъ всѣ книги Священнаго Писанія въ единомъ сводѣ, благословилъ вновь перевести съ латинскаго языка тѣ изъ Священныхъ книгъ, которыя не были имъ обрѣтены въ рукописномъ преданіи славянской Библіи, и въ 1499 году на Руси вышелъ первый полный сводъ Священнаго Писанія на славянскомъ языкѣ - «Геннадіевская Библія», какъ ее почтительно называютъ по имени составителя, которая стала неотъемлемымъ звѣномъ въ преемственности славянскаго перевода Слова Божія.

Отъ Боговдохновеннаго перевода Священнаго Писанія святыхъ равноапостольныхъ Кѵрилла и Меѳодія (863-885), чрезъ Библію святителя Геннадія (1499) и воспроизводящую ее первопечатную Острожскую Библію (1581), Церковь сохранила неизмѣннымъ славянское библейское преданіе вплоть до такъ называемой Елизаветинской Библіи (1751) и всѣхъ послѣдующихъ печатныхъ изданій.

Наряду съ подготовкой Библіи, кругъ церковныхъ книжниковъ при архіепископѣ Геннадіи велъ большую литературную работу: была составлена «Четвертая Новгородская лѣтопись», доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленныя рукописныя книги. Игуменъ Соловецкаго монастыря Досиѳей, прибывшій въ Новгородъ по монастырскимъ дѣламъ, нѣсколько лѣтъ (съ 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадія, составляя библіотеку для Соловецкаго монастыря. По просьбѣ святителя Досиѳей написалъ житіе преподобныхъ Зосимы (память 17 апрѣля) и Савватія (память 27 сентября). Большинство книгъ, переписанныхъ съ благословенія святителя Новгородскаго (болѣе 20) для Соловецкой обители, сохранилось въ составѣ Соловецкаго собранія рукописей. Ревностный поборникъ духовнаго просвѣщенія, архіепископъ Геннадій для подготовки достойнаго клира основалъ въ Новгородѣ школу.

Память о святителѣ Геннадіи сохраняется и въ другомъ его трудѣ на благо Православной Церкви. Въ концѣ ХV вѣка надъ русскими умами тяготѣла грозная мысль о скорой кончинѣ міра, которой ждали по истеченіи седьмой тысячи лѣтъ отъ Сотворенія Міра. По окончаніи міротворнаго круга въ 1408 году (отъ Рождества Христова) на Руси (на Великой Руси) не осмѣлились продолжить пасхалію далѣе 1491 года. Въ сентябрѣ 1491 года архіерейскій Соборъ Русской Церкви въ Москвѣ, при участіи святителя Геннадія, опредѣлилъ: «Написать Пасхалію на осьмую тысячу лѣтъ». 27 ноября 1492 года митрополитъ Зосима «на Москвѣ изложилъ соборне пасхалію на 20 лѣтъ» и поручилъ епископу Филоѳею Пермскому и архіепископу Геннадію Новгородскому составить каждому свою пасхалію для соборнаго свидѣтельствованія и утвержденія 21 декабря 1492 года. Святитель Геннадій окончилъ составленіе своей пасхаліи, которая, въ отличіе отъ митрополичьей, была продолжена на 70 лѣтъ, и, разсылая по епархіямъ одобренную Соборомъ принятую пасхалію на 20 лѣтъ, присоединилъ къ ней и свою, вмѣстѣ съ толкованіемъ на нее, Окружную грамоту, подъ общимъ заглавіемъ «Начало пасхаліи, переложенной на осьмую тысячу лѣтъ». Въ Богословскомъ толкованіи пасхаліи, основанномъ на Словѣ Божіемъ и свидѣтельствѣ святыхъ отцовъ, святитель писалъ: «Не скончанія міра страшиться подобаетъ, но ждать пришествія Христова на всякое время. Сколько благоволитъ Богъ стоять міру, столько продлится и обхожденіе временъ». Времена устроены Творцомъ не для Себя, но для человѣка: «Да разумѣетъ человѣкъ временъ премену, чтетъ своея жизни конецъ». О срокахъ же свершенія творенія Божія «никто же вѣсть, ни Ангелы, ни паки Сынъ, но токмо Отецъ». Потому святые отцы, наитіемъ Духа Святаго, изложили міротворный кругъ именно какъ «кругъ»: «Сіи учиниша коловратно, не имуще конца». Еретическимъ прельщеніямъ о исчисленіи сроковъ святитель противопоставилъ освященный Церковью путь постояннаго духовнаго трезвѣнія. Святой Геннадій излагаетъ Богословскіе основы пасхаліи, объясняетъ, какъ при помощи Альфы, великаго міротворнаго круга, можно выводить пасхалію на будущее, насколько потребуется. Пасхалія святого Геннадія, по его свидетельству, не была имъ составлена заново, но была выведена на основаніи прежняго преданія - въ частности, на основаніи пасхаліи, написанной на 1360-1492 годы при святителѣ Василіи Каликѣ, архіепископѣ Новгородскомъ († 3 июля 1352). По правиламъ работы съ пасхаліей, утвержденнымъ святымъ Геннадіемъ, позже, въ 1539 году, при аріепископѣ Новгородскомъ Макаріи, была составлена пасхалія и на всю восьмую тысячу лѣтъ.

О высокой духовной жизни и молитвенномъ вдохновеніи святителя свидѣтельствуетъ составленная имъ въ 1497 году молитва къ Пресвятой Богородицѣ. Кромѣ извѣстныхъ посланій митрополитамъ Зосимѣ и Симону, архіепископу Іоасафу, епископамъ Нифонту и Прохору, посланія к Собору 1490 года, архіепископъ Геннадій написалъ церковный «Уставецъ» и «Преданіе инокамъ», живущимъ по уставу скитскаго житія.

Оставивъ архипастырское служеніе, съ 1504 года святитель жилъ на покоѣ въ Чудовомъ монастырѣ, гдѣ мирно отошелъ ко Господу 4 декабря 1505 года. Въ Степенной книгѣ читаемъ: «Архіепископъ Геннадій пребы въ архіепископахъ девятнадцать лѣтъ, многа исправленія показа о церковномъ благолѣпіи и о священническомъ благочинии, и еретики посрами, и православную вѣру утверди, послѣди же сведенъ бысть на Москву, и полтретья лѣта пребысть въ монастыри чудеси Архангела Михаила и святаго Алексія митрополита и чудотворна, идеже прежде бысть въ архимандритѣхъ, ту и преставися къ Богу». Святые мощи архіепископа Геннадія были положены въ храмѣ Чуда святого Архангела Михаила въ Хонех, въ томъ мѣстѣ, гдѣ покоились до того мощи особо чтимаго имъ святителя Алексія, митрополита Московскаго. Память святителя Геннадія творится также въ 3-ю Недѣлю по Пятидесятницѣ, въ день, когда Святая Церковь вспоминаетъ всѣхъ святыхъ, въ Новгородѣ просіявшихъ.

Источникъ:
https://azbyka.ru/days/sv-gennadij-novgorodskij

Православie, Великоруссія, житiя святыхъ

Previous post Next post
Up