Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года въ протестантской семьѣ Великаго герцога Гессенъ-Дармштадтскаго Людвига IV и принцессы Алисы, дочери англійской королевы Викторіи. Въ 1884 году она вышла замужъ за Великаго князя Сергѣя Александровича, брата Императора Россійскаго Александра III.
Видя глубокую вѣру своего супруга, Великая княгиня всемъ сердцемъ искала отвѣтъ на вопросъ - какая же религія истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апрѣля 1891 года, въ Лазареву субботу, надъ Елисаветой Ѳеодоровной былъ совершенъ чинъ принятія въ Православную Церковь. Въ томъ же году Великій князь Сергѣй Александровичъ былъ назначенъ генералъ-губернаторомъ Москвы.
Посѣщая храмы, больницы, дѣтскіе пріюты, дома для престарѣлыхъ и тюрьмы, Великая княгиня видѣла много страданій. И вездѣ она старалась сдѣлать что-либо для ихъ облегченія.
Послѣ начала въ 1904 году русско-японской войны Елисавета Ѳеодоровна во многомъ помогала фронту, русскимъ воинамъ. Трудилась она до полнаго изнеможенія.
5 февраля 1905 года произошло страшное событіе, измѣнившее всю жизнь Елисаветы Ѳеодоровны. Отъ взрыва бомбы революціонера-террориста погибъ Великій князь Сергѣй Александровичъ. Бросившаяся къ месту взрыва Елисавета Ѳеодоровна увидѣла картину, по своему ужасу превосходившую человѣческое воображеніе. Молча, безъ крика и слезъ, стоя на колѣняхъ въ снѣгу, она начала собирать и класть на носилки части тѣла горячо любимаго и живого еще нѣсколько минутъ назадъ мужа.
Въ часъ тяжелаго испытанія Елисавета Ѳеодоровна просила помощи и утѣшенія у Бога. На слѣдующий день она причастилась Святыхъ Тайнъ въ храмѣ Чудова монастыря, гдѣ стоялъ гробъ супруга. На третій день послѣ гибели мужа Елисавета Ѳеодоровна поѣхала въ тюрьму къ убійцѣ. Она не испытывала къ нему ненависти. Великая княгиня хотѣла, чтобы онъ раскаялся въ своемъ ужасномъ преступленіи и молилъ Господа о прощеніи. Она даже подала Государю прошеніе о помилованіи убийцы.
Елисавета Ѳеодоровна рѣшила посвятить свою жизнь Господу черезъ служеніе людямъ и создать въ Москвѣ обитель труда, милосердія и молитвы. Она купила на улицѣ Большая Ордынка участокъ земли съ четырьмя домами и обширнымъ садомъ. Въ обители, которая была названа Марѳо-Маріинской въ честь святыхъ сестеръ Марѳы и Маріи, были созданы два храма - Марѳо-Маріинскій и Покровскій, больница, считавшаяся впослѣдствіи лучшей въ Москвѣ, и аптека, в которой лѣкарства отпускались бѣднымъ бесплатно, дѣтскій пріютъ и школа. Внѣ стѣнъ обители былъ устроенъ домъ-больница для женщинъ, больныхъ туберкулезомъ.
10 февраля 1909 года обитель начала свою дѣятельность. 9 апрѣля 1910 года за всенощнымъ бдѣніемъ епископъ Дмитровскій Трифонъ (Туркестановъ; + 1934) по чину, разработанному Святѣйшимъ Сѵнодомъ, посвятилъ насельницъ въ званіе крестовыхъ сестеръ любви и милосердія. Сестры дали обѣтъ, по примѣру инокинь, проводить дѣвственную жизнь въ трудѣ и молитвѣ. На слѣдующій день за Божественной литургіей святитель Владиміръ, митрополитъ Московскій и Коломенскій, возложилъ на сестеръ восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Ѳеодоровну возвелъ в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала въ тотъ день: "Я оставляю блѣстящій міръ ...но вмѣстѣ со всѣми вами я восхожу въ болѣе великій міръ - въ міръ бѣдныхъ и страдающихъ".
Въ Марѳо-Маріинской обители Великая княгиня Елисавета Ѳеодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати безъ матраса, часто не болѣе трехъ часовъ; пищу употребляла весьма умѣренно и строго соблюдала посты; въ полночь вставала на молитву, а потомъ обходила всѣ палаты больницы, нерѣдко до разсвѣта оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрамъ обители: "Не страшно ли, что мы изъ ложной гуманности стараемся усыплять такихъ страдальцевъ надеждой на ихъ мнимое выздоровленіе. Мы оказали бы имъ лучшую услугу, если бы заранѣе приготовили ихъ къ христіанскому переходу въ вѣчность". Безъ благословенія духовника обители протоіерея Митрофана Серебрянскаго и безъ совѣтовъ старцевъ Оптиной Введенской пустыни, другихъ монастырей она ничего не предпринимала.
Съ начала первой міровой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Подъ ея руководствомъ формировались санитарные поѣзда, устраивались склады лѣкарствъ и снаряженія, отправлялись на фронтъ походныя церкви.
Отреченіе Императора Николая II отъ престола явилось большимъ ударомъ для Елисаветы Ѳеодоровны. Душа ея была потрясена, она не могла говорить безъ слезъ. Елисавета Ѳеодоровна видѣла, въ какую пропасть летѣла Россія, и горько плакала о русскомъ народѣ, о дорогой ей царской семьѣ.
Въ ея письмахъ того времени есть слѣдующіе слова: "Я испытывала такую глубокую жалость къ Россіи и ея дѣтямъ, которые въ настоящее время не знаютъ, что творятъ. Развѣ это не больной ребенокъ, которого мы любимъ во сто разъ больше во время его болѣзни, чѣмъ когда онъ веселъ и здоровъ? Хотѣлось бы понести его страданія, помочь ему. Святая Россія не можетъ погибнуть. Но Великой Россіи, увы, больше нѣтъ. Мы... должны устремить свои мысли къ Небесному Царствію... и сказать съ покорностью: "Да будетъ воля Твоя".
Великую княгиню Елисавету Ѳеодоровну арестовали на третій день святой Пасхи 1918 года, въ Свѣтлый вторникъ. Въ тотъ день святитель Тихонъ служилъ молебенъ въ обители.
Съ ней разрѣшили поѣхать сестрамъ обители Варварѣ Яковлевой и Екатеринѣ Янышевой. Ихъ привезли въ сибирскій городъ Алапаевскъ 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великій князь Сергѣй Михайловичъ и его секретарь Ѳеодоръ Михайловичъ Ремезъ, Великіе князья Іоаннъ, Константинъ и Игорь Константиновичи и князь Владиміръ Палей. Спутницъ Елисаветы Ѳеодоровны отправили въ Екатеринбургъ и тамъ отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгинѣ.
5(18) іюля 1918 года узниковъ ночью повезли въ направленіи деревни Синячихи. За городомъ, на заброшенномъ рудникѣ, и совершилось кровавое преступленіе. Съ площадной руганью, избивая мучениковъ прикладами винтовокъ, палачи стали бросать ихъ въ шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости имъ, не знаютъ, что дѣлаютъ!".
Елисавета Ѳеодоровна и князь Іоаннъ упали не на дно шахты, а на выступъ, находящійся на глубинѣ 15 метровъ. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сдѣлала перевязку князю Іоанну, чтобы облегчить его страданія. Крестьянинъ, случайно оказавшійся неподалеку отъ шахты, слышалъ, какъ въ глубинѣ шахты звучала Херувимская пѣснь - это пѣли мученики.
Нѣсколько мѣсяцевъ спустя армія адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбургъ, тѣла мучениковъ были извлечены изъ шахты. У преподобномученицъ Елисаветы и Варвары и у Великаго князя Іоанна пальцы были сложены для крестнаго знаменія.
При отступленіи Бѣлой арміи гробы съ мощами преподобномученицъ въ 1920 году были доставлены въ Іерусалимъ. Въ настоящее время ихъ мощи почиваютъ въ храмѣ равноапостольной Маріи Магдалины у подножія Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной изъ первыхъ насельницъ Марѳо-Маріинской обители въ Москвѣ. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой къ Великой княгинѣ Елисаветѣ Ѳеодоровнѣ, она не превозносилась и не гордилась этимъ, а была со всѣми добра, ласкова и обходительна, и всѣ любили ее. Въ Екатеринбургѣ сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра - Екатерина Янышева просили вернуть ихъ въ Алапаевскъ. Въ отвѣтъ на запугиванія Варвара сказала, что готова раздѣлить судьбу своей матушки-настоятельницы. Какъ болѣе старшую по возрасту, въ Алапаевск вернули ее. Варвара была убита вмѣстѣ съ другими Алапаевскими мучениками.
Память преподобномученицъ Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и въ день Собора новомучениковъ и исповѣдниковъ Россійскихъ.
https://days.pravoslavie.ru/Life/life357.htm