Jun 07, 2022 08:25
Въ прошедшее 20-е столѣтіе отъ Рождества Христова главнымъ премѣтомъ спора о христіанской вѣрѣ былъ вопросъ отношенія къ государственной власти, въ первую очередь къ власти безбожной, явно или скрыто богоборческой. Не считая календарнаго и эклезіологическаго вопроса, отвѣтъ на этотъ вопросъ является причиной раздѣленія между православными и обновленцами (хотя послѣдніе себя тоже кличутъ православными).
Святой апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ четко излагаетъ, какъ должны христіане относиться къ государственной власти (привожу церковно-славянскій текстъ):
[1]Всяка душа властeмъ предержaщымъ да повинyется: нѣсть бо влaсть аще не отъ Бога, сyщыя же власти отъ Бога учинeны сyть. [2]Тѣмже противляяйся влaсти, Божію повелѣнію противляется: противляющіися же себѣ грѣхъ пріeмлютъ. [3]Князи бо не сyть боязнь добрымъ дѣломъ, но ѕлымъ. Хощеши же ли не боятися влaсти? Благое твори, и имѣти бyдеши похвалу отъ него: [4]Божій бо слуга єсть, тебѣ во благое. Аще ли ѕлое твориши, бойся, не бо безъ ума мeчь носитъ: Божій бо слуга єсть, отмститель въ гнѣвъ ѕлое твоящему. [5]Тѣмже потрeба повиновaтися не токмо за гнѣвъ, но и за совѣсть. [6]Сего бо рaди и дани даете: служитєли бо Божіи сyть, во истое сіе пребывaюще. [7]Воздадите убо всѣмъ должная: ємyже (убо) урокъ, урокъ: (а) ємyже дaнь, дaнь: (а) ємyже стрaхъ, стрaхъ: (и) ємyже чeсть, чeсть.
Римл. 13, 1-7.
Главный предмѣтъ спора лежитъ относительно перваго стиха. Обновленцы, оправдываютъ свое безусловное подчиненіе безбожной богоборческой, сознательно антихристіанской, совѣтской власти мѣстомъ "нѣсть власти аще не отъ Бога", превратно понимая "нѣтъ власти не отъ Бога".
Это полностью противорѣчитъ всему содержанію этого стиха Священнаго Писанія: "Всякая душа властямъ предержащимъ (совр. русскій переводъ - высшимъ властямъ) да повинуется: нѣтъ власти если не отъ Бога, сущія (настоящія) же власти отъ Бога учреждены". Апостолъ безусловно повелѣваетъ повиноваться высшимъ властямъ, удерживающимъ и себя и другихъ отъ произвола и беззаконія. Если же власть не отъ Бога, не имѣетъ Божественнаго установленія, то и воспринимать ее слѣдуетъ какъ чуждую, враждебную себѣ, подчиняться ей за страхъ, а не за совѣсть, какъ призываютъ къ этому послѣдователи бывш. митр. Сергія Страгородскаго и прочіе обновленцы, прикрываясь мнимымъ патріотизмомъ.
Если власть не отъ Бога (установлена), то она попущена Богомъ за грѣхи людскіе для наказанія и вразумленія - какъ плеть, или дубина въ рукахъ палача.
размышленiя