Получается, что итоги года я записываю в ЖЖ уже 10 лет, а это само по себе итог! Я долго думал над тем, какую же особенность выделить у 2023 года. И наверное, это год не революционных прорывов, но постепенного развития, и главное - глубокого обдумывания, рефлексии и понимания. Этой фразой я заканчиваю написание, а для читателя здесь все только начинается.
Работа
1 декабря исполнилось 15 лет моей работы в «Нейрософте». Год, однако, не запомнился значительными свершениями.
Работа со студентами в этом году, кажется, исчерпала мой ресурс и надо искать качественно новый подход.
Интересный опыт: участие в проекте видео-интервью с сотрудниками в качестве помощника оператора и фотографа бэкстейджа.
Ноябрь 2023, снимаем "Нейропортрет"
Хотя про одно событие я точно напишу с радостью: на мой день рождения девушки сочинили и исполнили песню специально для меня. Я был в шоке, но очень приятном!
Октябрь 2023, лучшие в мире коллеги поздравляют с днем рождения
Друзья
Думаю, наиболее важным было то, что использовал любую возможность для встречи с друзьями, потому что возможности эти все же ограничены.
Июль 2023, Настя в Майдаково
Следствием, правда, было и то, что не всякая из этих возможностей приносила желаемое качество общения. В этом году я сильно устал от больших скоплений людей и стал делать выбор в пользу встреч один на один или очень ограниченными группами, иначе я тратил свои моральные силы, а не приобретал их.
Большое событие этого года - свадьба Даши. Приглашение было особенное: быть не просто гостем, и даже не фотографом (хотя я в свое удовольствие поснимал на пленку), а «монахом», ведущим небольшую торжественную церемонию, да еще в антураже, который превзошел любые мои ожидания. Нужно было готовить речь, что я никогда в жизни не делал и она далась мне с трудом. А самый памятный момент - пара минут с Дашей в ожидании начала действа.
Июнь 2023, веду церемонию
Путешествия
Единственное дальнее путешествие этого года в Санкт-Петербург, откровенно говоря, больше всего запомнилось усталостью, которая от него осталась.
Июнь 2023, Сова в парке Монрепо
От поездок по Ивановской области осталось куда больше хороших воспоминаний. Первым открытием был Лух в мае, когда в нем нет фестиваля лука, да и вообще почти никого нет. Словил очень неслабое пейзажное вдохновение.
Май 2023, Лух.
Другим открытием стал в конце сентября Юрьевец. Никогда там не были, в основном, потому что ехать далеко и долго. Но последний теплый день сентября прямо-таки обязывал и мы не прогадали. Мы нашли Великое Ничто в виде бескрайнего Горьковского водохранилища и листву всех цветов радуги в закатном солнце.
Сентябрь 2023, Сова и Великое Ничто
Традиционно уже несколько раз бывали в Палехе. Какой-то он очень красивый и уютный.
Сентябрь 2023, Палех.
И отдельно хочется упомянуть сентябрьскую поездку в Москву. Во-первых, она запомнилась чередой встреч с важными и дорогими мне людьми. А во-вторых, она запомнилась посещением большой выставки «После импрессионизма», где я наконец увидел вживую множество полотен, знакомых еще с детства, да и нового для себя немало открыл. Каталог выставки вскоре занял место в домашней библиотеке.
Сентябрь 2023, Катя в Москве
Фото
Традиционно самый большой раздел посвящен фотографии, как значительной части моей жизни. (Хотя может быть весь этот пост только затем и существует...)
Творчество
Наверное, самое заметное изменение этого года связано с тем, что я стал получать намного больше удовольствия от процесса творчества, погружаться в него глубже, чувствовать сильный прилив энергии. Можно сказать - еще бы, ты же фотографируешь красивых женщин. Но это касалось буквально любого жанра, даже повседневных зарисовок вроде свежего снега, лежащего в свете фонарей на шеренге мусорных пакетов. И на фоне некоторого дефицита отдачи от других занятий это было очень важно.
Декабрь 2023, снегопад в Иванове
С другой стороны, у меня появилось сильное физическое сопротивление деятельности, которая не находила внутреннего отклика. Мне кажется, у меня впервые был фотосет, на который я прямо не хотел идти. (Пришел и сделал, потому что это было добровольно взятое обязательство, ноооо... Я скорее отношу это к важному опыту за год, а не важным фото).
В апреле-мае случился долгий перерыв в портретных съемках. Возможно такое бывало и раньше, но в этом году я явно обратил на него внимание. И я ощутил природу этого перерыва: очень хотелось снимать на улице, но погода, занятость и настроение никак не хотели совпадать.
Говоря о жанрах: я стал больше снимать пейзажей и уличных зарисовок. Вместе с этим совершенно перестал снимать тревел-фото в привычном понимании, тотально потерял к этому интерес. Наверное, такого рода фото на память мне то ли еще не нужно, то ли уже не нужно. Оно сменилось поиском все тех же художественно интересных кусочков пространства, которые все больше тяготеют к абстракции и могут быть совершенно оторваны от места, в котором сняты.
Июнь 2023, Санкт-Петербург.
Портреты моих дорогих женщин, конечно, никуда не делись, но и тут произошли изменения. Самое важное такое: много съемок с одним человеком в течение года. Раньше такое тоже бывало, но тут скорее перешло в разряд тенденции. И я этому рад, потому что это происходит из внутреннего желания возвращаться и видеть с каждым разом новые детали. А также это более глубокое и искреннее общение, которое значит не меньше, чем творчество, и неразрывно с ним связано. Вообще, это все больше начинает напоминать фотопроекты, может быть, когда-то в них и выльется, посмотрим.
Август 2023, Даша
Цифра совсем перешла в разряд инструмента, который используется с определенной целью. Или другими словами: я перестал снимать на цифру повседневность, вообще. Рука не поднимается, не интересно. Если под рукой нет заряженной пленочной камеры, значит, я просто этот кадр запомню. В то же время, портреты, репортаж, предметку, астрофото с превеликим удовольствием снимал на цифру. А вот пейзажи совершенно не могу, хоть технически цифра для них тоже подходит лучше.
Январь 2023, Иваново
Множилось число папок с названиями месяца, что означало просто повседневные пленочные зарисовки. Что, впрочем, не исключило и использование пленки для портретов. Я все еще считаю черно-белые пленочные портреты самыми прекрасными.
Август 2023, Сова
Черно-белая фотография в принципе продолжает доминировать в моем творчестве. Причина в том, что мне в фотографии хочется сосредоточиться на важном и отсечь все лишнее, сделать фотографию чуть более абстрактной, перейти от частного смысла к более общему. И во многих случаях этим лишним и будет цвет, если он не несет собственного изобразительного смысла.
Август 2023, Лада
С другой стороны, цвет - это безусловно очень сильный изобразительный инструмент, и с ним хочется обходиться соответствующе. Он вызывает мой интерес, но мой навык обращения с ним пока (образно) на уровне чтения слов по слогам. Однако, этот год отметился более частым использованием цветной пленки и из этих опытом иногда выходило что-то стоящее. Есть занятное наблюдение, пришедшее во время написания. Соцсети часто ругают за формирование искаженной картины мира, в которой люди часто недовольны своим социальным положением или внешностью, потому что сравнивают себя с раскрученными инфлюэнсерами. У меня нет проблем с этим, но определенно есть завышенные ожидания от своих пленочных цветных картинок, потому что я сравниваю их с тем, что вижу в соцсетях.
Сентябрь 2023, Суховка
По статистике снятых пленок в этом году сильный перекос в сторону формата 35мм: 82 пленки против 46 на средний формат. В предыдущие годы соотношение обычно было обратным. Однако, если посмотреть на предыдущие годы, то можно увидеть, что сбывается поговорка «как встретишь новый год, так его и проведешь». А точнее, какую камеру на новый год купишь, на ту в основном и будешь снимать. В 2021 появилась большеформатная Wista и был всплеск большого формата, в 2022 появился Rolleiflex и был бум среднего формата, а в 2023 случилась новая камера 35мм. Свою роль сыграло и то, что я увидел в малом формате больше возможностей, чем видел раньше. Или может быть скорее так: немного изменились мои ожидания от технического качества, потому что и сюжеты несколько изменились в сторону абстракции.
Любимые игрушки
Система Leica M. Тут можно сказать очень коротко, буквально в двух цитатах.
«Зачем другие камеры, если есть Leica?» (моя жена)
«Leica - это правда лучшая камера в мире, только не забирайте у меня остальные.» (Майкл Рейхман, The Luminous Landscape)
Leica M7, Voigtlaender Nokton 50mm f1.5 II
А если длинно, то...
С камер Leica началась фотография на пленку 35мм, а более глобально, и вся фотография, как мы знаем ее сейчас, даже если вы об этом и не знаете. А с покупки М7 начался мой год. Интересно, что настоящая Лейка появилась в коллекции 2 января, как и ранее «Техасская Лейка» Fuji GW690II. Это сложно назвать импульсивной покупкой, не только потому, что на Лейку сначала надо заработать. Но к ней еще надо и прийти. В 1954 году, когда вышла первая Лейка современного периода (М3), она занимала уникальное положение в мире. Никому не нужно было объяснять, почему ты выбираешь Лейку, потому что это была передовая камера и все ее пытались копировать. В 2023 году Лейка занимает уникальное положение в мире, потому что душой она так и осталась в 1954 году. Существующий люксовый имидж бренда сильно помогает компании оставаться на плаву, но приводит к тому, что мнения в сообществе о Лейке крайне полярные. Теперь очень сложно объяснить, почему ты выбираешь Лейку. Если только твой собеседник не из той немногочисленной группы людей, кто считает, что это и есть идеально ограненный бриллиант камеростроения. Но ему не надо ничего объяснять, он и так все знает.
Январь 2023, Я, Лейка и Вишня
По многим причинам Leica далеко не для всех. Но она определенно для меня. Однако, прежде мне пришлось себя поуговаривать, что я достоин этой камеры, но с тех пор я ни разу не пожалел. Потому что это и правда лучшая камера в мире, даже по мнению моей жены.
Апрель 2023, Сова и Лейка
Если оставить фанатские сантименты, то у Лейки есть три существенных преимущества перед прочими пленочными камерами. Во-первых, она очень тихая. И первое время после долгого опыта с зеркалками это очень непривычно. Во-вторых, наводка по правильно настроенному дальномеру реально точнее, чем по видоискателю зеркалок. И в-третьих, под Лейку продолжают разрабатывать современные офигенно качественные объективы.
За год владения у меня завелось пять объективов, все Voigtlaender, каждый из которых по-своему замечателен. Nokton 50mm f1.5 II, Nokton 75mm f1.5 - очень правильные, практически идеальные оптически полтинник и портретник соответственно, самые современные из всех. Полтинник некоторое время был самым совершенным в моей коллекции, пока его оттуда не подвинули. Ultron 28mm f2, Super-Wide-Heliar 15mm f4.5 II - отличные широкоугольники с классной резкостью и совершенно без геометрических искажений. И наконец, Nokton Classic 35mm f1.4 II - универсальный широкоугольник, который подражает объективам Leica из 60х годов. Редкий случай, когда я люблю объектив за то, какой он «неправильный», но очень атмосферный. И все они очень легкие и компактные.
Система Canon FD. Вероятно, самая короткоживущая в моей коллекции, задержалась в моей коллекции чуть больше, чем на полгода, и примерно треть этого времени камера была в гарантийном ремонте. Я определенно буду скучать по объективу FD 55mm f1.2. Очень приятный, очень красивый, очень тяжелый. Вот по камере А-1 не скучаю. Я лишний раз убедился, что не люблю технику «переходного периода», по-моему ее эргономика содержала в себе слишком много сомнительных компромиссов.
Canon A-1, Canon FD 55mm f1.2
Система Canon RF. Это должно было рано или поздно случиться и я стал переходить на объективы, специально сделанные для беззеркальных камер. Первой пробой стал дешевый и простой RF 50mm f1.8 STM и он сразу смог меня удивить. Это маленький и легкий объектив с отличной картинкой, очень большой шаг от аналогичного объектива серии EF, а всего-то один асферический элемент надо было добавить. За ним последовали ширики 24mm f1.8 и 35mm f1.8, про которые пока могу сказать только хорошее. Финальным пока стал царь-объектив RF 50mm f1.2L. Симптоматичное для меня приобретение: бескомпромиссное оптическое качество ценой огромных размера и веса. Десять (и даже пять) лет назад я постоянно носил с собой цифровую камеру и приобретение подобного объектива не рассматривал в принципе - спина бы спасибо не сказала. Однако теперь, когда цифра берется с собой на конкретную съемку такие жертвы вполне оправданны: в конце концов, пленочный средний формат еще тяжелее, но я с ним хорошо справляюсь.
Canon EOS R, Canon RF 50mm f1.2L
Система Canon EF. Переход на новые объективы 24-35-50 закономерно привел к продаже прежних, а заодно и пленочной камеры EOS 55, на которую я в последние годы снимал все меньше, ведь у меня были и другие, более интересные. И я был уверен, что на этом тема пленочных Кэнонов будет закрыта. Но, как оказалось, у меня просто нормального Кэнона не было. Под конец года ко мне на лечение прибыл EOS-1N и я не смог не заказать себе такой же. Но о нем уже в следующем новогоднем посте.
Canon EOS-1N, Canon EF 50mm f1.2L
Оживление мертвецов. Тренд этого года: техника, приехавшая ко мне на ремонт. Самое долгое и сложное оживление: студийная вспышка Profoto D2. Пришлось проделать основательный реверс-инжиниринг, чтобы найти все части паззла этого отказа, зато радости было! Оживление-откровение: Canon EOS-1N с «ошибкой bc». Как оказывается, крутейшая электронная камера середины 90х базируется на механике из 70х и проблема механическая родом оттуда же. Получил удовольствие от работы с продуманной конструкцией. Прочая техника, которая побывала у меня на лечении и заслуживает упоминания: Contax G2, Rolleiflex 6003 и 6008, Hasselblad 501C.
Декабрь 2023, богатый внутренний мир Canon EOS-1N
Фотокниги. В этом году приобрел несколько интересных изданий, которые надо упомянуть. Во-первых, очень душевная книга Кати Алагич «Летние сны». Книга посвящена детским воспоминаниям о днях на даче и удивительным образом затронула мои воспоминания на двух уровнях. Предисловие и правда вернуло в детство, а сами фотографии оставили ощущение уже взрослых воспоминаний, которые, кажется могли бы быть моими собственными. Во-вторых, давно хотел иметь в коллекции книгу фотографа Моны Кун с одним из ее проектов, но подвернулся случай даже лучше - сборник ее лучших работ из разных проектов. И в-третьих, книга «Colormania» - собрание автохромов из коллекции Музея Виктории и Альберта. Это уникальное собрание цветных фотографий из самого начала ХХ века, которые нельзя увидеть вживую в музеях из-за их плохой устойчивости к хранению.
Музыка
Не отметил для себя за весь год ни одного открытия. Вместо этого год скорее отметился переоткрытием уже знакомых артистов.
Хания Рани. Польская дама, творящая на стыке современной классики и электроники, прочно закрепилась моем плейлисте. Про ее музыку и живые выступления сложно что-то написать, потому что это то ли магия, то ли гениальность.
Хания Рани, концерт в Studio S2
Talking Heads. Открытием этого года стал концертный фильм 1983 года «Stop Making Sense». Поводом к знакомству стала рекламная компания к переизданию фильма по случаю 40-летнего юбилея. Он входит в многие списки лучших концертных фильмов и я всецело это поддерживаю. Очень крутая музыка, великолепное исполнение, динамичное действие и все это, казалось бы очень скромными средствами, я очень такое ценю.
Talking Heads, Stop Making Sense.
Manfred Mann's Earth Band. Давным-давно знакомый мне коллектив, который для меня примечателен двумя вещами. Во-первых, значительная часть их репертуара - это кавер-версии, чаще всего, песен Брюса Спрингстина и Боба Дилана. И этот тот редкий случай, когда каверы просто феноменальные, и, простите авторы, лучше оригиналов. А во-вторых, у них офигительные живые выступления со сложными изобретательными аранжировками и мощным драйвом.
Manfred Mann's Earth Band, обложка альбома Somwhere in Afrika