Чему больше НЕ УЧАТ в школе

Aug 09, 2009 14:25


Как сказал Клод Адриан Гельвеций, "знание нескольких принципов освобождает от необходимости запоминания множества фактов". Так вот, современная массовая школа для обывателей как раз старательно отучает людей работать с принципами. Им дают набор разрозненных фактов, старательно выбранных так, чтобы из них нельзя было сформулировать никаких принципов. В дорогих частных школах наоборот - именно работе с принципами как раз и учат, в том числе умению самим эти принципы создавать, анализируя факты, в полной мере пользоваться и анализом, и синтезом, и индукцией, и дедукцией, и аналогией и другими способами мышления. Это позволяет элите морочить голову обывателям так, что обыватели в принципе не могут понять, как их дурят. Спросите, а зачем оболванивать собственное население? Какой в этом смысл? "Тривиально, Ватсон!" Это объясняется принципом "всяк в меру своего понимания работает на себя, а в меру своего непонимания - на понимающего больше".

Иллюстрирую на примере задачи, придуманной Рышардом Михальски и опубликованной в сборнике IEEE. Нужно придумать самое простое правило, позволяющее отличить составы, следующие на восток, от составов, направляющихся на запад.

Составы, идущие на восток:


Составы, идущие на запад:


Можете попробовать сами сформулировать такое правило (ну хотя бы одно, хоть какое-нибудь!). Попробуйте предложить эту задачу своим знакомым - я утверждаю, что подавляющее большинство не только не сможет сформулировать хоть какое-то правило, не говоря уж о том, чтобы оно было простым, но и даже не станет задумываться, отмахнётся "Не морочьте мне голову! Мне что, заняться больше нечем?".

Увы.

PS Тут есть ещё одна неявно вложенная задача - сформулировать, что значит "простое правило", придумать, по какому критерию сравнивать. Для кого эта задача окажется камнем преткновения и поводом отмазаться от решения основной задачи уточню - "содержащее минимальное количество слов". Хотя возможны и другие принципы, например, в математической логике и в программировании есть понятие "минимизации логических функций". Так что я не настаиваю на предлагаемом критерии, просто, если кто-то не может сформулировать его сам, пусть воспользуется моей подсказкой.
Previous post Next post
Up