Каждый год в Архангельск приходят несколько круизных лайнеров с туристами из заграницы. Сложность фарватера и небольшие глубины ограничивают их передвижение по порту. И если небольшие лайнеры могут встать к причалам морского-речного рынка, извините вокзала, то большим приходится швартовать в грузовом порту Экономия. К сожалению Архангельск в данном случае является всего лишь транзитным портом, где суда заправляют топливом и водой, для обратной дороги. Но во время стоянки туристам предлагают посетить музеи города, покататься на колёснике Гоголе, оказывается даже возят посмотреть на Новодвинскую крепость. В среднем их бывает 3-4 постоянных гостя, которые каждый год заходят к нам. Но в этом августе пришел довольно интересный лайнер - Marco Polo.
Серия восьмипалубных круизных лайнеров была построена по заказу Министерства морского флота СССР на верфи VEB Mathias Thesen Werft Wismar в городе Висмар (ГДР). Это были лайнеры класса люкс, самые большие и самые красивые лайнеры которые ходили под флагом СССР, интерьеры были оформлены в национальных стилях: русском, украинском и грузинском. Всего было построено 5 таких лайнеров.
Александр Пушкин, именно под таким именем лайнер был заложен 18 июня 1963 года, а 14 августа 1965 года было передано заказчику. IMO 6417097. Строительный номер: 126
Длина: 176,8 метров
Ширина: 23,5 метра
Осадка: 8,2 метра
Водоизмещение: 22080 брт
Дедвейт: 5180 тонн
Силовая установка: 2 x Sulzer-Cegielski 7RND76
Мощность: 3939 кВт
Скорость: 20,5 узла
Экипаж: 347
Пассажировместимость: 750 по проекту и 850 после модернизации
Лайнер поступил на баланс Балтийского морского пароходства, осуществляя туристические рейсы из Ленинграда в порты Европы. Позже был поставлен на круизные рейсы по Атлантике и Средиземному морю с заходом в Чёрное море.
Александр Пушкин в порту Тилбери, Великобритания (автор фотографии: R.M.Parsons)
Александр Пушкин в порту Батуми (набор открыток "По Чёрному морю к жемчужинам Крыма и Кавказа")
В 1984 году был передан на баланс Дальневосточному морскому пароходству, где вскоре был отдан в аренду компании CTC Cruises и осуществлял коммерческие туристические рейсы из порта Сидней.
Александр Пушкин в порту Сидней (автор фотографии: Tony Martin)
Позже всё же вернулся к родным причалам, но ненадолго...
Александр Пушкин в порту Владивосток (журнал "Морской флот")
90-е подкрались незаметно, и круизные суда, которые кормились за счёт грузовых судов, стали невыгодны. Некоторые уходили сразу на судоразделочные заводы, другие выкупались иностранцами. Александра Пушкина в июне 1991 года купила компания Orient Lines. Вложив большую сумму денег в модернизацию и переоборудование, переделав внутреннее убранство и заменив многие механизмы, в 1993 году появился лайнер Marco Polo.
Александр Пушкин в порту Берген, Норвегия (автор фотографии: Frode Adolfsen)
Лайнер стал осуществлять круизные рейсы в Атлантическом океане, перевозя туристов от Европы до Америки и от Антарктиды до Норвегии. И вот в этом году маршрут продлили до Соловков, с заходом в Архангельске...