Архангельская область издавна считается лесным краем нашей страны. В Архангельске, Котласе, Онеге, Мезени и других городах расположено множество заводов по переработке древесины. Для работы этих заводов необходимо сырьё. Перевозить лес можно автотранспортом, по железной дороге, но самый выгодным остаётся сплавлять его по реке.
Лес по реке перевозится баржами и плотами. до 1995 года на реках использовался также молевой сплав. Когда лес бесконтрольно сплавляется по течению. Плотами лес перевозят чаще всего только весной, когда на реке устанавливается одностороннее течение, что позволяет перевести большой объём леса при наименьших затратах. Объём такого плота может начинаться от 10 тысяч кубометров и заканчиваться здравым смыслом. Летом тоже можно встретить плоты на реке, но их объём намного меньше и время транспортировки увеличивается из-за реверсивного течения (скорость может падать до 1 км/ч против течения). В остальное же время лес перевозят на баржах.
За время пока на реке стоит лёд, лес свозят в специальные низины - плотбища, которые во время ледохода затапливает водой. Про одно такое плотбище, рядом с деревней Сельменьга, можно почитать
тут В них брёвна увязывают между собой в пучки. По периметру из тех же брёвен делают ограждение - кошельки, в которых и будут находится пучки леса. В последние годы, из-за мягких и малоснежный зим, река стала меньше наполнятся в период таяния снега, и не всегда вода достаточно высоко поднимается чтобы плот могли стянуть с плотбища на более глубокое место. Это очень негативно сказывается на стоимости доставки, так как приходится перевозить лес автомобильным транспортом до места, где его можно перегрузить на баржи.
220 тысяч кубометров леса, застрявшие на плотбище Большая Свага под Верхней Тоймой в мае 2006 года
(архив газеты Правда Севера)
Плотбище у деревни Сельменьга
(автор фотографии: Михаил Шишов)
Для транспортировки плота достаточно всего двух буксиров, один в голове плота и второй в хвосте. Весной их используют больше только при прохождении поворотов на реке.
При приближении плота к Архангельску (из-за прохождения мостов) или лесозаводу, плот облепляют более маленькие буксиры, которые помогают при маневрировании между опорами моста или швартовки к месту стоянки у лесозавода.
Плот подходит к Кузнечевскому мосту
Швартовка плота
На местах стоянки, плоты крепят к обычным деревянным сваям забитым в дно.
Позднее плоты делят на части и кусками буксируют к крану, где брёвна поднимут на берег...