Набережная Георгия Седова, она же Набережная Северной Двины в Соломбале до 1954 года. Была переименована в честь гидрографа и исследователя Георгия Яковлевича Седова. Набережная растянулась больше чем на километр вдоль реки Северная Двина в Соломбале. Набережная берёт своё начало от улицы Беломорской Военной флотилии (ранее улица Терёхина, ещё ранее Преображенская улица) и заканчивается улицей Кедрова (ранее Прусская улица). Изначально улица уходила дальше, до Датской улицы (ныне исчезла).
Перекрёсток набережной и улицы Беломорской Военной флотилии.
На углу набережной и улицы Беломорской флотилии стоит здание Соломбальских бань. Уже больше 5 лет там ведётся ремонт, но всё никак не закончится. Строительство бани было начато в 1906 году Яковом Ефимовичем Макаровым. С другой стороны здания находится склад фирмы Делан, которая занимается продажей питьевой воды, а с торца сейчас автомойка.
Здание Северного Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Оно было построено в начале 1980-х годов на углу набережной и улицы Маяковского.
Перекрёсток набережной и улица Маяковского.
С другой стороны улицы Маяковского в 2006 году построен новый жилой дом, как обычно на месте зелёного пустыря.
В месте выхода улицы Маяковского на набережную расположена старая концертная площадка, на которой проходили многие творческие выступления, тут же отмечался день района и день города. Но сейчас все выступления перебазировались в сторону площади Терёхина и площадка пустует…
Новый пассажирский причал, построенный взамен старого деревянного в конце 2011 года. Отсюда ежедневно отправляются теплоходы Соломбальской линии на острова Хабарка, Выселки, Пустошь, и остров Бревенник. Вдоль набережной раньше было много причалов, но корабли списывали, причалы становились никому не нужны, и они потихоньку исчезли…
Вид со стороны реки
Раньше причал был меньше и его приходилось каждый год ремонтировать после прохождения ледохода.
Дальше набережная разделяется на несколько частей. Можно пройти вдоль самой реки, когда-то здесь ездили машины и стояли столбы освещения, но штормовые волны сильно размыли берег. Несколько раз его отсыпали асфальтом с Кузнечевского моста. Вначале 2010-х кому-то в голову пришла идея укрепить берег строительным мусором. И вот что из этого получилось. Это не то что портит весь вид набережной, как с берега, так и с реки, но и опасен для пешеходов. Вся набережная потихоньку зарастает кустами, из-за которых уже плохо видно саму реку. Уже который год во власти говорят о необходимости проводить капитальное берегоукрепление, вроде даже готов генплан, известна смета работ. Но как обычно всё упирается в деньги. Ещё в 2014 году обещали начать работы, но на дворе уже 2016, а они всё говорят, что вот-вот начнём…
Так же можно пройти всю набережную по аллеи, зимой конечно кругом снег. Но летом очень уютное место, зелень, много скамеек и кусты укрывают от солнца, ветра и шума. Вдоль всей аллеи установлены фонари, но они почему-то не работают. А можно пройти по дороге вдоль старых жилых домов, которых вдоль набережной осталось немного, а скоро должно стать ещё меньше (по программе расселения из аварийного жилья).
Два маленьких частных домика №7 и №8
Дом №9
Позади строят новый жилой комплекс Аврора. Чтобы переехать туда из авариек нужны наличные деньги, причём не маленькие...
Дом №11. Дом №10 наверное уже давно снесли...
Дом №12
На середине набережной между улицами Маяковского и Челюскинцев стоит частный жилой дом. Вроде дом как дом, обшит пластиковыми панелями, явно новый дом. Но раньше в этом здании располагалась Лоцманская служба. Которая, является старейшей в России.
Рядом здание Англиканской церкви. Построено в 1853 году. Является памятником градостроительства и архитектуры. Сейчас здесь расположен Архангельский детско-юношеский центр.
Старый павильончик, в котором раньше располагался тир. Одной из мишеней там были тараканы, которые были большой бедой раньше.
Здание Соломбальской специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната, построена она в начале второй половины двадцатого века.
Перед школой расположен заброшенный старый деревянный дом. Где-то слышал, что в нём раньше жил директор этой школы.
Перекрёсток набережной с улицей Челюскинцев (ранее Французская улица).
Здесь тоже не обошлось без строительства новых элитных домов. Один дом был построен в 2008 году. На месте старого маленького дома.
Второй начали строить ещё в конце 2000-х, но всё ещё не достроили. Хотя иногда в окнах видно, что какие-то работы ведутся.
В месте выхода улицы Челюскинцев на набережную установлен памятный знак в виде камня, посвящённый погибшим участникам северных конвоев. После ремонта набережной на его месте хотят уставить полноценный памятник. Хотя, по моему мнению, всё нужно оставить, как есть… Может просто я к нему привык, и не хочу ничего менять?
Часть вдоль реки и кучи железобетонного мусора
Дальше опять можно пройти тремя путями: вдоль домов, через аллею или вдоль реки. Шторма последних лет сильно изменили береговую линию здесь. Когда-то можно было ходить в метрах 5 от деревьев, а сейчас в паре мест берег размыт вплоть до деревьев, и ходить тут неудобно. К тому же берег весь зарос ивняком и реки летом почти не видно…
Частный склад какой-то алкогольной компании. Когда-то скорее всего это был жилой дом.
Рядом стоит уже жилой дом 1917 года постройки. Признан аварийным и должен быть расселён до 2017 года.
Дома довольно сильно похожи, хотя и отличаются количеством окон. Возможно построены в одно время
Дом №20 моложе, 1934 года, но так же признан аварийным и должен быть расселён до 2017 года. Смогут ли?
Ещё один частный маленький деревянный дом, внешне выглядит заброшенным, но тропинка почищена и из трубы иногда идёт дым. Хотя я не разу не видел чтобы кто-то входил/выходил…
Перекрёсток набережной и улицы Красных Партизан (ранее Норвежская улица)
Справа расположено старое здание военного комиссариата. Оно было расформировано осенью 2006 года. После здание было заброшенно, и кто-то в конце 2000-х его просто спалил. Теперь он стоит как памятник опасности огня и пофигизму органов власти…
Позади, находится причал Архангельской гидробазы. Причал построили в конце 1970-х годов, в тоже время флот пополнялся новыми судами финской постройки. До 2013 года причал был открыт для всех и был излюбленным местом отдыха горожан. Сейчас это закрытая территория, то ли из-за безопасности, то ли из-за жадности…
Аллея после этой улицы редеет, и кусты растут только с одной стороны.
Слева от улицы Красных Партизан начинается территория Соломбальского машиностроительного завода. Завод был образован в апреле 1930 года на территории бывшей столярной фабрики Прокушева, и занимался строительством и ремонтом лесозаготовительной, лесопильной и лесотранспортной техники. Сейчас же завод занимается ремонтом и производством манипуляторов для лесовозной техники и других перегрузочных работ.
Паромный причал, построенный для перевозки грузов для Лесозавода №12 на острове Хабарка. После развала завода, причал был заброшен. Недавно его выкупил частный предприниматель и устроил здесь межнавигационный отстой и ремонт своего флота. Хоть и появились ворота и забор, от причала по-прежнему отправляются паромы с техникой на острова.
Напротив причала расположена старая не используемая проходная на завод.
В 1982 году был построен новый сборочный цех.
Примерно в тоже время было построено и новое здание заводоуправления и ещё какое-то здание в торце у нового цеха.
Упирается набережная в ворота войсковая часть 90384. Изначально здесь были склады и причалы торгового дома Г. Шмидта, позже здесь базировался ЭПРОН.
Про историю территории и дальше за ней, отлично написано у
VAGA_LAND в записи
От Прусской улицы до Поморского эллинга