Приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР № 154 от 7 мая 1963 года принято решение об организации в составе Архангельского автотреста Северодвинского пассажирского автохозяйства. 1 января 1965 года Северодвинское пассажирское автохозяйство было переименовано в Северодвинское пассажирское автопредприятие. Предприятие занималось перевозкой пассажиров на городских и пригородных автобусных маршрутах, а также перевозкой на такси. После распада СССР, в городе появились частные перевозчики, на бу автобусах разных ведомств. 15 августа 2011 года было принято решение о создании ОАО на базе Северодвинского ПАТП со 100% долей государства. Через эти грабли прошли все АТП области и страны. По телевизору нам обещали золотые горы, а на самом деле предприятие стали загонять в долги, что в итоге в 2012 году и привело к банкротству предприятия. В итоге всё имущество ушло с молотка, часть автобусов забрали частные перевозчики, часть ушла на иголки...
Сейчас в Северодвинске работают несколько крупных пассажирских предприятий и небольших индивидуальных предпринимателей. Раньше в городе преобладали автобусы особо большой и большой вместимости, марок Ikarus-280, ЛиАЗ-677 и ЛиАЗ-5256. Сейчас же по городу львиную долю перевозок выполняется на автобусах малой и средней вместимости (ПАЗ-32054 и ПАЗ-4234).
Интервалы между автобусами относительно Архангельска большие, на остановках не скапливается по несколько автобусов дублирующих маршрутов, нету гонок за пассажирами. По этому частные перевозчики могут позволить покупать себе автобусы большой вместимости. Так, в конце 2013 года были приобретены 8 автобусов с низкопольной средней площадкой МАЗ-206.067, в 2014 ещё 5 таких автобусов, в 2015 ещё 4. В 2014 году куплены 8 автобусов средней вместимости ПАЗ-3204 "Вектор" с накопительной площадкой. Совсем недавно один из перевозчиков закупил два автобуса большой вместимости МАЗ-103, другой ЛиАЗ-5293.53 с низкопольной площадкой, а также два полностью низкопольных автобуса ЛиАЗ-5292.20. "Пазики" конечно тоже закупают, но их доля не столь велика как в Архангельске.
Полностью низкомольный автобус ЛиАЗ-5292.20
Автобус с увеличенной задней накопительной площадкой ПАЗ-320414-05 "Вектор"
Автобус с низкопольной средней площадкой МАЗ-103.462
Двухдверный вариант МАЗ-103.562
Автобус средней вместимости с низкопольной площадкой МАЗ-206.085
Представлены в разной цветовой гамме
Автобусы ЛиАЗ-5256.36 и ЛиАЗ-5256.30 ранее принадлежавшие ранее Северодвинскому ПАТП
Раньше в городе было много автобусов "гармошек", большая часть поступила из Москвы и бу из Европы. Их история закончилась в 2013, после банкротства ПАТП. Остался только один автобус МАЗ, желтого цвета
Ikarus 280.26
Бывший Чешский Ikarus 280.08
Ну и куда же без всем известного "Лунохода", автобуса которых раньше было как сейчас пазиков. Они ушли с регулярных перевозок ещё в 2008 году. Оставалось лишь несколько машин на пригородном маршруте у частника...
ЛиАЗ-677М на пригородном маршруте №103
Последний оставшийся живой Северодвинский "Луноход", ожидает реставрации...