Долго готовил этот пост. Причин этому не могу назвать. Главное - он готов. Виталий Козлов Конечно же тут есть спойлеры...
400 ударов
Если вкратце, то
а) Первая полнометражная работа Франсуа Трюффо.
б) Классический пример новой французской волны.
в) Фильм о мальчике из неблагополучной семьи.
А теперь подробности
[Спойлер]Главный герой - Антуан Дуанель, школьник 12 лет
Экспозиция
знакомство с буднями главного героя, его семьей и окружением История начинается с того, что нам показывают урок французского языка в школе. Несколько учеников разглядывают картинки с женщинами в нижнем белье. Журнал с картинками переходит из рук в руки. И в тот момент, когда он оказывается у главного героя, учитель это замечает, отбирает журнал и ставит мальчика в угол. Ему запрещают идти на перерыв. Острое чувство несправедливости он выражает в стихотворении, написав его прямо на стене. В этом моменте видно, что у героя есть стремление к творчеству, к литературе.
Это первое знакомство зрителя с главным героем и окружающим миром. Антуан проявляет спокойный характер, он не пытается спорить с учителем, не ведёт себя агрессивно, т.е. поступает так, как поступило бы большинство. Он принимает наказание, хотя и считает его не до конца справедливым, что и выражает с помощью стихов на стене, за что получает новую порцию наказаний.
Тут можно отметить, как Антуан из одной неприятности попадает сразу же в другую. Практически каждый его поступок ведёт к последствиям, которые негативно сказываются на персонаже. Это прослеживается на протяжении всей картины.
После школы нам демонстрируют лучшего друга главного героя и их небольшой диалог, в котором Антуан обещает навешать стукачу из их класса. Это одна из закладок. Закладка на отношения персонажей, которое в дальнейшем повлияет на историю.
Далее нас знакомят с бытом семьи Антуана.
Мать всегда недовольна своим сыном, при этом она ревностно следит за своей внешностью. Придя домой, она первым делом смотри в зеркало, разглядывая появившиеся морщин. Отец главного героя - любитель автогонок, человек всегда в добром расположении духа, но при этом он не в состоянии повлиять на жену и старается всё свести к шутке. Он хорошо относится к Антуану, даёт ему денег на карманные расходы. Во время ужина идёт разговор о работе. Мама Антуана говорит о том, что начальник загружает её работой и заставляет задерживаться допоздна. Уже в этот момент начинает закрадываться мысль о похождениях налево. Ревностно следит за внешностью, агрессивно настроена к мужу и даже сыну и истории о том, что начальник требует задерживаться допоздна. Хотя, может это я очень ревнивый и подозрителен?
После ужина герои укладываются спать. Мы видим в каких неудобных условиях приходится существовать ГГ и его семье. Он спит в прихожей на старых подушках от софы.
Неблагоприятные условия и не самая благоприятная семья.
Экспозиция готова. Самое время её развивать.
Развитие возникновение множества конфликтных ситуаций, в которых герой принимает решения, влияющие на его дальнейшую жизнь Развитие истории начинается с момента, когда на следующий день Антуан с другом решают прогулять уроки и отправляются развлекаться. Нам показывают, как они весело проводят время вместе. А также демонстрируют “стукача”, который подсмотрел за ними. Зрителю дают понять, что это просто так им не сойдёт, и последует наказание. Именно это решение станет ключевым, послужит стартом и запуском цепочки событий, которые приведут историю к кульминации, которой я считаю отправку в колонию.
Каждое решение главного героя исправить предыдущую ситуацию, приводит к очередной ошибке, к очередному наказанию. И с каждым разом наказание всё сильнее. Пиком станет пощёчина от смотрителя в колонии за то, что он посмел взять хлеб со стола до того, как им разрешили приняться за ужин.
Но вернёмся к развитию событий. Пока Антуан прогуливает школу, он случайно натыкается на улице на свою маму, целующуюся с другим мужчиной. Она также его замечает. Это закладывает основу к событию “Поход в кино”, которое случится дальше. Событие, которое призвано продемонстрировать на контрасте, каким могла бы быть их счастливая семья.
На следующий день в качестве оправдания он не придумывает ничего лучше, как сказать учителю, что у него умерла мать. В этот же день к отцу героя приходит “стукач” и спрашивает как здоровье его сына, ведь его не было на уроках, тем самым подставляя героя.
Родители заявляются в школу, чем шокируют учителя. Героя ждут серьёзные разбирательства. Его грозят отправить в кадетский корпус. Позже он скажет об этом своему другу, упомянув также, что хотел попасть в морской флот и увидеть море. Это ещё одна закладка. В этом фильме вообще нет ничего сказанного или сделанного просто так. Всё гармонично рассказывает историю, отражается в нынешних, прошлых или будущих поступках.
В один из вечеров Антуан заявляет, что ему нужно серьёзно поговорить. Мать воспринимает это на свой счёт. Однако выяснив, что речь идёт о будущем сына, она с облегчением выдыхает и предлагает сделку: Антуан пишет сочинение на пять, а она даёт ему деньги. После этого нам показывают эпизод, в котором герой читает Бальзака и даже вешает его портрет себе над кроватью. Снова же отсылка к тому, что у героя есть склонность к литературе. Однако его чрезмерная любовь к писателю приводит к тому, что учитель на верит герою, когда тот утверждает, что написал сочинение сам. Ставит ему неуд и выгоняет из класса.
Вслед за главным героем учитель выгоняет его друга и соседа по парте, который вступился за товарища. Эта цепочка событий приводит к бродяжничеству, т.к. герой боится показаться после такого дома. Он впервые приходит в гости к своему другу, и зритель видит, огромную разницу в материальном благополучии семей школьников. Однако благополучной семьёй их назвать нельзя. Мать постоянно пьёт, отец редко появляется дома, и ребёнком по сути никто не занимается, и при этом все проступки, за которые Антуана обязательно отчитали бы, сходят ему с рук.
Вероятно создатели фильма пытались показать этим, что благополучие семьи, в которой растёт ребёнок, совершенно не зависит от материального достатка этой семьи.
Кульминацией фильма, на мой взгляд является отправка главного героя в колонию, после того, как его поймали за воровством печатной машинки из офиса своего отца. После этого история идёт на убыль, с одной единственной вспышкой в виде пощёчины в столовой, что по сути является катализатором к побегу. А побег и есть завершение истории.
Фильм заканчивается тем, что Антуан прибегает к побережью, смотрит на море, затем поворачивается к камере.
Тем самым проводится черта истории, черта событий в жизни героя, которые привели к переменам. Я не увидел там полноценного финала, хеппи или не хеппи, не важно. Его там не было. Однако на протяжении всей картины я ощущал некую сопричастность к происходящему, мне был интересен герой, я переживал за то, как он выберется из той или иной ситуации, я радовался вместе с ним. И я ожидал, что концовка должна чётко показать, что стало с героем. Я ожидал воссоединения с семьёй, другом, или резких перемен в самом герое, я был готов даже к смерти персонажа, но этого не произошло. Режиссёр не дал нам конкретного финала и конкретного ответа, к чему привела эта история. Но лишь прочитав разбор в книге Инструменты сценариста, я уяснил, что это тот самый стиль школы новой волны. Когда зрителя оставляют с размышлениями о том, что же случится с героем дальше. Будет всё хорошо, или же нет. Нам дают последовательность событий, которые меняют те или иные стороны жизни главного героя, нам дают саспенс, нас заставляют переживать за судьбу персонажа, и при этом не дают ответа на главный вопрос: чем всё закончилось? Остаётся недосказанность? Да, пожалуй. Но в этом, на мой взгляд, и есть сила новой французской волны. Зритель должен думать. Зритель должен обсуждать. Если этого не будет - всё зря.
Вот моё честное мнение сразу после завершения просмотра:
Очень понравилась история. Трогательная, живая с хорошей игрой актёров. Переживал за мальчика и все его злоключения в школе и семье. Восхищение от кадров побега из колонии. Бег длинной в несколько минут снят восхитительно. НЕ выглядит затянуто. Ровно столько, сколько требуется, чтобы прочувствовать стремление героя, чтобы насладиться работой оператора и постановкой кадра. И финал. И недоумение. Чувство обрыва. Вероятно следует понять, что история закончилась на моменте, когда герой попал в колонию. Это пик. И кульминация. Завершение истории - приезд в эту колонию. Но нам и дальше показывают события и действия. Отношение к заключённым, и побег. Который завершается эмоциональным обрывом. Точнее тупиком. Я не понял, как отреагировать. И, пожалуй, в этом сила картин такого жанра, такой стилистики. Эмоциональное насыщение на протяжении всего фильма, кульминация и катарсис, а затем предложение для зрителей, самостоятельно решить, что будет дальше.
Итог: 9 из 10
Рекомендую к просмотру
P.S. Конечно, я поступаю крайне непрофессионально, называя по имени лишь главного героя, но разве в этом суть?
P.P.S. 400 ударов - французское идиоматическое выражение, которое по смыслу соответствует выражению "33 несчастья"