Ты не перевернул игру, это игра тебя перевернула
ST
Рад знакомству!
или что такое Манарага?
С творчеством Сорокина я познакомился благодаря книге Телурия - сборнику рассказов о постаппокалиптичном и антиутопичном мире будущего. Телурия добавила нечто новое в атмосферу и темы книг, которые я раньше читал. Это был глоток свежего воздуха после классиков, нескончаемого Лукьяненко, невнятных “современников” и публицистов от маркетинга. И вот Владимир Сорокин являет нам новое творение - Манарага.
Будучи моложе лет на 7-8 я по своей глупости пытался приобщиться к культурным слоям населения, которые считали за благо употребление алкогольных напитков, сигарет и всякого рода лёгких наркотических веществ. Однако теортетической информации я получал больше, чем практической. Благодаря чему в голове осталось воспоминание о рассказах, что такое манага.
И вот в дне сегодняшнем это определение, а точнее образ, всплыл в моей голове, едва я увидел название нового произведения Сорокина. Вероятно, сработала логическая цепочка Манарага - Сорокин - Пелевин - грибы - лёгкие наркотики - конопля - манага. Либо зарифмовал на легке.
Что такое манага знать вам не надо, да и мне тоже. Просто примите к сведению, что умнее люди от этого не становятся, а даже наоборот.
Пристыдив себя за опрометчивое навешивание ярлыков, я принялся за чтение, намереваясь узнать, что спрятано за словом Манарага, и чем Сорокин удивит в этот раз.
Горная вершина Манарага
Согласно Википедии - кому как не ей верить в таких вопросах? - Манарага представляет собой вторую по величине вершину в горной системе Приполярный Урал. Первое место с достоинством заняла гора Народная с 1885 метрами против 1662.
Я бы этого и не узнал никогда, если бы не роман Владимира Сорокина. С просветительской задачей он справился.Останется ли информацией о горной вершине в моей голове - вопрос третий. Важно. что мне захотелось разузнать о ней и не менее важно, что я вспомнил о своей мечте трёхгодичной давности - путешествие по России. Эх, мечты-мечты! Но вернёмся к суровой реальности и почитаем, о чём пишет маэстро Сорокин.
Литературное произведение Манарага
Люди жгут книги. Это считается преступлением. Но они их жгут. И получают за это большие деньги.
Пожалуй, этого достаточно, для интригующего описания основной сферы деятельности главного героя. Тем более, что его работе посвящена большая часть книги. А что же представляет из себя сам главный герой?
Двумерный персонаж. В том смысле, что он как бы и есть, но в тоже время его нет. Можно обойтись без него. Идёт повествование, в котором герой не играет большой роли. Он просто способ передачи информации, и окружения. Сам он ничего не решает. Он безоговорочно подчинён событиям, он безоговорочно подчинён Кухне.
Манарага интересна идеей Букэндгриля - куда более полезное использование достижений культуры человечества, чем в 451 градусе. Куда более полезное и куда более ужасающее. В первый момент, когда я осознал суть занятия и живо представил момент чтения, мне стало невероятно грустно и опустошающе страшно. Мы медленно, но очень верно двигаемся по направлению к такому использованию литературы.
И, несмотря на яркую идею, меня не покидало чувство, что я продолжаю читать Телурию, которая в своё время оказалась глотком родниковой воды в жаркий день. Тут, вероятно, следует сделать отступление и пояснить за начитанность.
Я прочитал только два произведения Сорокина. И Голубого сала среди них пока ещё нет. Не могу исключить версию, что описываемый мир одинаков во всех произведениях Владимира Георгиевича, и всё же то самое дурманящее чувство новизны, возникшее при знакомстве с Телурией, растворилось. Конечно, это не сравнить с разочарованием, которое постигло меня после прочтения
КваZи Сергея Васильевича Лукьяненко. Но в том случае я сам дал маху, поверив, что ушедший с головой в коммерцию Лукьяненко, способен выдать нечто сотрясающее мироздание. Как можно убедиться - не смог. Но Сергей Васильевич - писатель-фантаст. Назовите мне современных фантастов не ориентированных на продажи (правда, назовите, я бы почитал).
Да-да-да! Представители так называемой современной прозы тоже ориентированы на массовость, эпатируя читателей описанием откровенных сцен убийств и насилия или подозрительно ярко и чётко давая описания наркоманских трипов. Но у кого-то за мишурой и побрякушками скрыто рождественское дерево идей (Брр! Ну и сравнение в разгар лета), а у кого-то тщеславный подросток.
В качестве примера наших современных постмодернистов, которые оставили след в моём сознании, хотелось бы упомянуть Пелевина. Писатель, который каждый раз создаёт новый мир, наполненный кульбитами мысли и неповторимыми образами. Будь то жёлтая стрела поезда, несущаяся сквозь бесконечность, вампиры сосущие баблос или император Павел I живущий в мире, созданном его собственным сознанием. Всё это необычно и неординарно. Те, кто читал Пелевина, точно заметили склонность писателя вставлять в каждое произведение тот или иной вариант мировоззрения о созерцании Вселенной самой себя через нас. Это яркий пример, как одна мысль не даёт покоя творцу, и он раз за разом пытается донести её другим, перевернуть, разобрать и собрать тысячи раз, чтобы увидеть скрытые стороны идеи. И довольно часто такая идея фикс никак не способствует развитию и росту. Да, раз от раза, перебирая кости одной драгоценной находки, можно сделать гениальное открытие открытие, а можно просто перекладывать скелет с места на место до тех пор, пока сам не превратишься в скелет. Иногда стоит сказать себе:
- Стоп! Хватит! Пора идти дальше. Пускай этим скелетом займутся другие.
Cogito, ergo sum
Писатели, режиссёры, музыканты и прочие творцы проходят одинаковый путь. Сначала это становление. подъём на тот уровень, когда их начинают узнавать, когда их творения начинают проникать в умы и сердца людей. И если творец по настоящему талантлив, трудолюбив и стремится что-то донести обитателям этого мира, он развивается, растёт и производит на свет ещё одно детище. Оно лучше предыдущего. Оно переворачивает сознание, будоражит его, Оно вдохновляет и призывает мыслить. Казалось бы ещё немного, всего шаг отделяет творца он прижизненного признания гением, но происходит нечто странное. Следующая его работа мало чем отличается от предыдущей. Фанаты и поклонники не придают значения и волна обожания всё так же велика. Некоторые из ценителей пожмут плечами, мол, с кем не бывает. Критики останутся удовлетворены в нужной степени, чтобы поддержать своё имя критиков и нужды населения в талантливых писателях, актёрах и прочих служителей искусства.
Но что дальше ждёт талантливого парня? Долгая и беспросветная линия одинаковых работ? Потому что лень? Потому что страшно сорваться вниз?
Да, путь к вершинам очень тяжёлый. Но это путь через терни ведёт не к звёздам, а к ближайшему спутнику планеты Земля. Верхний предел - к Марсу. Так приятно застыть на достигнутом уровне и не двигаться с насиженного места. И не сказать ни единого нового слова. Если продукт востребован, зачем его менять? К чему этот бессмысленный риск? Лучше сделать копию, будучи уверенным на 99%, что она разойдётся с таким же успехом, как и оригинал. И если раньше творец был революционером, уж простите за громкое слово, если раньше его работы вкушали избранные, способные прочувствовать и понять слог, композицию, голос, то теперь он становится коммерсантом, раздающим идентичные обрывки и выдержки из прежних своих работ. И обрывки эти достаются уже всем желающим приобщиться к изысканному столу. По своей ли воле, или по воле своих доверенных, но талантливый парень, желавший некогда перевернуть мир, переворачивается сам. Так и получается
Дорога из ниоткуда в никуда
Нет, всего этого в книге нет. По крайней мере прямым текстом точно. Но к таким размышлениям я пришёл, завершив читать Манарагу. И это мои личные мысли, моё личное созерцание части Вселенной, а не разбор книги по составу. Это мои [Впечатления]
P.S. Читайте хорошие книги!
Итог:
Читать можно. Для общего развития - нужно.