«Петровы в гриппе и вокруг него» - роман, с которого началось моё знакомство с творчеством Сальникова. Произошло это до того, как книга стала мейнстримом, и задолго до того, как Серебреников снял обязательный к просмотру фильм «Петровы в гриппе».
Первая же книга произвела очень глубокое впечатление, и оказалась глотком свежего воздуха для прозябающего в литературной духоте читателя - меня.
Затем был роман «Опосредованно» о мире, в котором стихи - наркотик, и вот теперь «Оккульттрегер» о...
Оккульттрегер - суть ведьма. Баба-яга, если хотите. И ещё связующее звено между херувимами, бесами и людьми. Какого херувима ни возьми, тот либо алкоголик, либо по сахару угорает, а внешне, что батя соседа: несуразный, помятый, недовольный и весь какой-то напряжённый, что ли. И правду рубит с плеча, не думая. Бесы - полная противоположность, что естественно. Компанейские, на высоких должностях, либо вообще инстаграмщики-миллионщики. Короче говоря, живут припеваючи, горя не знаючи.
У каждого оккульттрегера есть гомункул, который, как правило, прикидывается сыном или дочерью, и помогает им в «волшебных», а точнее мистических делах. А дела эти заключаются в борьбе с различной мутью и подкидыванием угольков в местах, где сам оккульттрегер и обитает.
Муть - это неясное, непонятное явление, которое тревожит и мучает обычных людей. Проще говоря, мутит воду. Как пример - машина, которая катается по дворам и долбит мозги громкой музыкой, или натурально ясновидящий без всякой халтуры и ТНТшной мишуры. Оккульттрегер эту муть старается переосмыслить, чтобы муть перестала быть мутью и влилась в рабочий коллектив нормальный человеческий уклад жизни.
Угольки - это, как я понял, талантливые и успешные люди, чью энергию используют для поддержания жизни города. Например, всякие там блоггеры, или местная хоккейная команда. Без них флора и фауна оккультрегерного места обитания может загнуться.
Внешне оккульттрегеры обычные люди. И им достаётся как обычным людям: им угрожают, на них нападают, их убивают. Последнее невозможно окончательно, пока у оккульттрегера есть гомункул, и знакомый херувим, готовый повоскрешать на досуге. А порой внезапно прозревшие киднеперши пытаются отобрать у оккульттрегера того самого гомункула. И со всеми перечисленными проблемами приходится разбираться Прасковье, главной героине романа.
С первых страниц автор бросает автора в омут событий, ничего не поясняя. Стиль, к которому тяготеет Сальников, мало способствует быстрому и безболезненному слиянию с текстом. Я не исключаю, что у меня особенный случай, и это последствия от «Ледяной трилогии» Сорокина, которая получилась одновременно и увлекательная и скучная, а стили плясали, аки русский молодец на ярмарке, али синусоида на осциллографе.
В историю втягиваешься со второй половины, продравшись сквозь непривычно витиеватый стиль повествования к моменту, когда Сальников берётся объяснять детали мироустройства. И беда в том, что едва читатель сживается с героями, влюбляется в них, история заканчивается. Нет, не внезапно. Но хочется ещё. Хочется продолжения. Как от просмотра пилотной серии крутого сериала. А то и целого сезона.
Но и заканчивается всё не абы как, а грамотно (странно ожидать иного), с завершением всех арок, выводом из кульминации в плавный фэйд. Даже эпилог, посвящённый одному второстепенному персонажу, уместен и является завершённым послесловием к завершённой истории с намёком, что герои продолжают жить за границами этих страниц, который читатель закрывает прямо сейчас.
И пусть во время чтения не отпускает ощущение, словно листаешь городское фэнтези, написанное в подростковые годы, книга получилась интересная, и до грусти короткая, хотя событий в ней произошло в достатке. Я точно не стану рекомендовать её тем, кто выбирает чтиво по ключевым словам, типа «херувимы», «черти», «гомункул» и т.д.
По итогу: «Оккульттрегер» - хороший роман Сальникова, который уступает «Петровым...» по событийной насыщенности, но никак не в насыщенности стилистической и словесной. Сальников умеет жонглировать описаниями, хоть порой это и приводит к лёгкому замешательству читателя, потому что некоторые обороты смотрятся чужеродно в рамках, казалось бы, простого городского фэнтези. Даже если это фэнтези с размышлениями не только лишь на вечные темы, но и о современных трендах и тенденциях.
Пишите в комментариях, что думаете об этом романе и о творчестве Сальникова в целом