Ящик с двойным дном

Mar 23, 2010 18:48







Одномандатные округа признаны устаревшими

// Выборы в регионах будут проходить по федеральному образцуВсе региональные выборы и большая часть муниципальных должны проводиться на сугубо партийной основе. Так решила вчера межпартийная рабочая группа, созданная президентом для выработки изменений избирательного законодательства. Оппозиция рассчитывает, что отмена выборов по одномандатным…
открыть материал ...
Говорят, что предложение проводить региональные и муниципальные выборы только по партийным спискам полностью отвечает интересам оппозиции и тем самым может поспособствовать некоторой демократизации политической системы. Все, мягко говоря, не совсем так однозначно, как это может кому-то показаться на первый взгляд . Эта инициатива носит характер ящика с двойным дном - как минимум.

Во-первых, с одной стороны, действительно, полный переход на пропорциональную избирательную систему может быть опасен для партии власти на выборах в регионах и крупных муниципальных образованиях. Но стоит только добавить: при условии, что выборы будут более или менее, если не конкурентными и свободными (это объективно невозможно при существующем политическом режиме) то, по крайней мере, честными и чистыми. В общем-то эта тенденция и проявилась на последних выборах, прошедших 14 марта: из-за ухудшающейся социально-экономической обстановки и в некотором роде из-за роста абсентеизма (люди голосуют ногами и не ходят на выборы) рейтинг правящей партии стал ощутимо падать. Хотя абсентеизм помноженный на административный ресурс может быть в интересах власти: ведь пригнанные на выборы бюджетники, государственные и муниципальные служащие голосовали за свою родную правящую партию.

Однако при сохранении этой тенденции выборы по партийным спискам могут представлять некоторую угрозу для Единой России преимущественно в крупных и, может быть, средних городах, а именно там, где свои отделения, кроме партии власти, имеют другие политические партии, способные выдвинуть свой собственный список кандидатов и таким образом составить непосредственную конкуренцию ЕР. Поэтому неспроста за инициативу подержал член партии КПРФ И. Мельников.

Все же добавлю в эту бочку «медовой демократии» свою ложку дегтя. В свое время, когда вводили пропорциональную избирательную систему на выборах в ГосДуму, говорили, что это делается в угоду оппозиционным и миноритарным партиям, что, в действительности, партии власти удобней избираться по одномандатным округам. Говорили, что пропорциональная избирательная система способствует развитию партийного ландшафта. Однако избирательный цикл 2007-2008 гг., ставший апофеозом "суверенной демократии" и плана Путина, показал, что выборы при отсутствии системы сдержек и противовесов и верховенства закона становятся набором формальных процедур, обеспечивающих пролонгацию действующего режима. Так что результат этих выборов стал обратным тому, что "предсказывался": правящая партия укрепила свою монополию, а значительная часть оппозиции оказалась за бортом политической системы.

Во-вторых, совершенно необязательно, что выборы по партийным спискам в других муниципальных образованиях, преимущественно в малочисленных районах, городских округах и тем более городских поселениях будут идти в разрез с интересами правящей партии. По всей видимости, неспроста глава думского комитета по конституционному законодательству единоросс В. Плигин сообщил, что к разряду «крупных городов» могут быть отнесены все муниципальные образования, в которых численность избирателей превышает 30 тыс. чел. Отмечу, что это идет вразрез с принятой классификацией городов: малыми и средними городами в России считаются поселения с численностью населения более 250 тыс. чел.

Таким образом, несложно предположить, что этой инициативой правящая партия хочет усилить свои позиции именно в этих муниципальных образованиях, в которых, как правило, остальные партии не имеют своих отделений (а если они их имеют, то они существуют лишь номинально), в то время, как Единая Россия благодаря админресурсу имеет свои парторганизации во всех муниципалитетах. В этих муниципальных образованиях единственными конкурентами ЕР выступают кандидаты-самовыдвиженцы. В частности, это подтверждается статистикой ивановского облизбиркома: на последних муниципальных выборах в Ивановской области «лидерами» по отказу в регистрации стали самовыдвиженцы: 79 из 121, что составляет 65 %. Известно, что есть негласное распоряжение из Кремля: списки парламентских партий не трогать, а вот на самовыдвиженцев это правило конечно же не распространяется.

В-третьих, и, наверное, самое главное, здесь стоит согласиться с лидером партии "Яблоко" С. Митрохиным: ликвидация одномандатных округов ущемляет избирательные права рядовых россиян. Выборы по партийным спискам окончательно добьют местное самоуправление, поэтому в муниципалитетах разумнее было бы сохранить выборы по одномандатным округам.

P.S. Оговорюсь, что все эти меры по изменению избирательного законодательства, даже если они делаются в интересах системной оппозиции, являются косметическими и фасадными и никак не затрагивают самого фундамента правящего режима. Существующий ныне в России режим является авторитарным по всем своим классическим признакам в соответствии с принятой в политических науках классификацией режимов власти. Это его определение. Если мы хотим реальной демократизации, то необходимы реальные институциональные изменения, которые должны начаться с отставки Путина - архитектора правящего режима, роспуска Единой России и объявления свободных и конкурентных выборов.

выборы, путинизм, авторитаризм

Previous post Next post
Up