Сергей Неверов, секретарь Президиума Генерального совета партии "Единая Россия":
Почему-то среди определенной категории наших политиков и экспертов принято считать, что в Америке или Европе демократии больше, чем у нас. Давайте посмотрим, как происходит, например, во Франции.
http://er.ru/news/2012/4/24/neverov-v-politike-nelzya-lyubit-sebya-bolshe-chem-lyudej/ Господин Неверов не совсем прав. Подразумеваю, что среди определенной категории наших политиков и экспертов принято считать, что в Америке или Европе демократия в принципе водится, чего, к сожалению, нельзя сказать о нас. И давайте, действительно, построим, как обстоят дела с этим во французской Пятой республике.
С. Неверов: В этой стране на выборах президента кандидату необходимо собрать подписи 500 народных избранников разных уровней - мэров, членов региональных и департаментских советов, парламентариев. Такая система начала работать в 1958 году - тогда речь шла о 50 подписях. Потом их число увеличили вдвое, а спустя еще полтора десятка лет довели до 500. С 1976-го ввели необходимость обнародовать имена поручителей в официальной правительственной прессе, для того чтобы каждый мог знать, кто из народных избранников за кого из кандидатов в президенты поручился и несет за него ответственность перед избирателями.
Комментарий: Во Франции одних только коммун насчитывается
36 782 (во главе каждой коммуны стоит свой мэр). Страна состоит из 27 регионов, включающих 101 департамент. В каждом регионе и департаменте имеется свой генеральный совет, избираемый населением на прямых выборах. Парламент во Франции - двухпалатный: Сенат (348 сенаторов) и Национальное собрание (577 депутатов). Получается, что во Франции кандидатам в президенты необходимо собрать подписей, насчитывающих от силу один процент. Напоминаю, что согласно поправкам, поддержанным президентом Медведевым, "депутатский" фильтр на выборах губернаторов должен устанавливаться на уровне 5-7 (10) % от общего количества муниципальных депутатов в субъекте РФ.
С. Неверов: Марин Ле Пен, политик, исповедующий националистические взгляды, в этом году с большим трудом смогла собрать необходимые подписи для регистрации кандидатом в президенты. Многие отказывали, чтобы не быть уличенными в сотрудничестве с ней. Ле Пен даже обратилась в Конституционный совет с просьбой, чтобы поручители были анонимными. Но получила отказ.
Во Французской республике считают такую процедуру демократичной и не намерены от нее отказываться. Даже на президентских выборах на Западе используют такой подход.
Комментарий: и это происходило во Франции, где данный механизм регистрации вызывает обоснованную критику (как ни крути, а все народные избранники так или иначе могут испытывать давление со стороны своих партийных организаций: голлистов и социалистов - двух ведущих политических сил Франции) и
где сложилась политическая традиция поддерживать кандидатов от иных партий не потому что им близки их идеи, а только ради поддержания принципов свободы конкуренции. Теперь представьте, что будет происходить на выборах губернаторов в России с учетом того, что большинство муниципальных депутатов состоит в рядах партии власти, а согласно поправкам депутат будет иметь право поддержать только одну кандидатуру. В таком случае это уже будут не выборы, а голосование по заранее отобранных кандидатам.
С. Неверов: Для людей, когда они избирают губернатора, важно, чтобы он занимался проблемами региона. А у нас подчас губернатор может не первый срок работать, а жители районов только по телевизору его и видят, он к ним не считает нужным даже приехать. Если будет действовать принцип, о котором говорим, уже в момент выдвижения кандидат должен проехать практически по всей территории региона, встретиться с местными депутатами, пообщаться с людьми, лучше узнать, чем они живут. И в дальнейшем он будет больше ориентироваться на жителей.
Если же кандидат не сможет собрать необходимое количество подписей, то тогда и говорить не о чем. Значит, этот человек не обладает необходимыми для губернатора качествами либо его взгляды на решение проблем конкретного района неприемлемы для большинства. Тем более что речь идет о десятках, максимум сотнях поручителей. Предположим, региональными парламентами будет установлена норма в 5%. Тогда на сегодняшний день, например, в Алтайском крае кандидата должны поддержать около 400 муниципальных депутатов, так как всего в крае их более 7,8 тыс. Алтайский край - регион, где большое количество муниципальных образований. В других регионах их меньше, а значит, и количество необходимых подписей уменьшается. В Брянской области - около 3,4 тыс. таких депутатов, то есть необходимо собрать от 160 до 170 подписей. В Москве - чуть больше 1,5 тыс. депутатов, следовательно, подписей должно быть 70-80. В Сахалинской области их нужно собрать 17. В Ненецком АО - восемь.
Комментарий: Сравним с Францией. Для этого возьмем регион с большим количеством муниципальных образований, а значит и местных депутатов: в Алтайском крае насчитывается
796 муниципий, по подсчетам господина Неверова этому соответствует 7,8 тыс. депутатов и 400 необходимых для выдвижения кандидатом в губернаторы подписей. Возьмем регион с малым количеством муниципальных образований: в Ненецком АО -
21 муниципий, по подсчетам Неверова - ок. 160 депутатов и 8 необходимых подписей. Однако во Франции только коммун, как мы выяснили выше, 36782, а значит столько же и мэров, не считая других народных избранников. Как видно, пропорция явно в не пользу нашей "суверенной демократии".
В начале своей статьи С. Неверов пишет:
В политике нельзя любить себя больше, чем людей, ради которых туда идешь. Когда свое «я» зашкаливает, когда появляются какие-то личные обиды (там меня недооценили, здесь обошли) и человек не может переступить через эти обиды, это конец. Потому что пользы от таких политиков не будет.
Неожиданно было услышать самокритику из уст функционера партии власти. Я думаю, многие могли бы домыслить, у кого зашкаливает свое "я" и у кого за последнее время появились личные обиды. Только выводы Неверовым делаются неверные, т.к. эта "вертикаль власти" почему-то вздумала решать за людей, кого им выдвигать, чтобы потом проголосовать (активное избирательное право) и кому выдвигаться, чтобы потом избраться (пассивное избирательное право). Действительно, пора бы уж если не полюбить людей больше, чем себя, то во всяком случае задуматься о них...