Своими мыслями по созданию демкоалиции и выдвижению от нее единого кандидата на президентских выборах я как-нибудь еще поделюсь. А пока для затравки решил сделать репост одной понравившейся мне заметки. Информация, содержащаяся в ней, не стала для меня новостью, но мне было приятно обнаружить, что я не один с своих мыслях насчет перспектив демоппозиции: как она должна быть устроена, на чем базироваться, кого в себя включать и за что бороться.
В начале недели натолкнулся на статью политолога, Г. Голосова "Где взять оппозицию? Кто будет бороться за демократию в России". Рекомендую ее к прочтению всем, кто озабочен не столько судьбами демократов, сколько будущим самой демократии в России.
![](http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/logo_export.png)
Где взять оппозицию?Кто будет бороться за демократию в России
Воспроизведу то, что меня наиболее зацепило и то, к чему было бы полезно прислушаться всем, кто находится в оппозиции к авторитарному режиму власти в России.
Стало быть, демократическая оппозиция может существовать только в условиях, когда власть осуществляется авторитарными методами. Определяя себя как демократическую, оппозиция показывает, что она хочет положить этому конец. Она выступает за демократию.
С победой демократии, с окончательным и бесповоротным - на что я искренне надеюсь - утверждением ее ценностей и институтов, любая объединенная демкоалиция будет обречена на развал. И в этом ничего удивительного, страшного и опасного нет. Это будет логично и закономерно, т.к неизбежно произойдет передислокация политических сил в отношении новой власти, избранной на свободных и конкурентных выборах. И самое главное даже не в этом, а в том что в демократическом государстве запроса на демократическую оппозицию уже не будет. Запрос на либералов или социал-демократов будет, а вот на тех, кто борется за демонтаж режима и утверждение демократии, его уже не будет.
Во-первых, демократической оппозицией следует признавать тех, кто выступает за отказ от авторитарной практики и ее основных элементов - ограничений на свободу союзов и собраний, выхолащивания выборов, информационной монополии в основных СМИ и пр. Естественно, за это обычно выступают приверженцы традиционных либеральных ценностей. Но не только они. Сторонниками демократии могут стать политические силы, у которых есть и другая повестка дня.
В России сторонниками демократии давным-давно - по крайне мере, за последние десять лет - являются не только адепты либерализма, выступающие за политическую свободу и конкуренцию, но и другие политические силы, а это говорит о том, что объединенная демократическая платформа вполне могла бы включать в себя тех левых и умеренных националистов, что разделяют ценности демократии, но выступают непосредственно с иной повесткой дня.
Во-вторых, демократической оппозицией не являются те политические силы, которые придерживаются либеральных ценностей, но при этом не считают отказ от авторитаризма целесообразным.
Это на заметку Чубайсу и прочим правительственным либералам, которым вход в состав демоппозиции закрыт по объективным причинам. Не смогут сдать квалификационного экзамена.
В-третьих, демократическая оппозиция - это оппозиция, выступающая за смену режима, а не за смену политического руководства. Эти два аспекта обычно взаимосвязаны, но они не идентичны.
Очень важное замечание, но уже на заметку известной части непримиримой оппозиции. Смена правил игры, за что и борется демоппозиции, необязательно будет означать полную смену политического руководства. Правда, как представитель этой непримиримой оппозиции, от себя добавлю, что такой сценарий возможен будет только в условиях политической модернизации сверху, т.е он полностью зависит от воли и желания нынешнего политического руководства. Иной исход демонтажа режима будет означать полную санацию правящего политического класса.