Энциклопедия "Рок-музыка в СССР" издания 1990 года . Избранное. Часть 1

Mar 27, 2007 03:01

Видимо одна из первых и одновременно последних. Под редакцией Артемия Троицкого. Отсканировал несколько статей. Если пойдёт, то продолжу. Заказы принимаются. А пока -
"АУКЦИОН." (Ленинград)
Образован в мае 1983. Состав - Леонид Федоров (гитара, вокал), Сергей Мельник (гитара), Виктор Бондарик (бас), Дмитрий Озерский (клавишные, вокал), Евгений Чумичев (ударные), Олег Гаркуша (звук, перкуссия, вокал) - продемонстрировал стремление создать рок-шоу: синтез музыки, текста, костюмов и элементов театрализации. Дебют в нояб. 1983 выявил, что внешние эффекты преобладали над музыкой. "А." исчез, чтобы в февр. 1985 появиться с багажом свежих идей и в новом составе: без Мельника и Чумичева, но с саксофонистом Николаем Федоровичем и ударником Игорем Черидником. Гаркуша, Федоров и вокалист Сергей Рогожин (с июня 1987 - "Форум") стали вокальным центром сценических представлений "А.". Новый этап в истории группы, начавшийся с триумфального успеха на IV Ленинградском рок-фестивале (1986) программы "Вернись в Сорренто", отмечен участием в рок-фестивалях в Киеве, Свердловске, Вильнюсе ("Литуаника-87"), Северодвинске, в культурной программе Московского международного кинофестиваля. V Ленинградский рок-фестиваль (1987) стал местом премьеры следующей работы - "В Багдаде все спокойно". В 1988 завершена третья программа "Мальчик как мальчик".



Главная творческая сила группы - гитарист Федоров. Его стиль сложился под влиянием ска, рэггей, панк-рока, "нового джаза", советской эстрады 60-х. Федоров тяготеет к коротким, динамичным номерам, часто с "цепляющим" риффом в припеве и характерным распевом, хотя в последних программах его музыка обогащена элементами музыки Востока и современного джаза. На тексты партнеров - Озерского и Гаркуши - Федоров написал практически все песни, принесшие "А." успех: "Деньги - это бумага", "Я не пример для подражания", "Волчица", "Несчастная любовь", "Нэпман", "Я родился под колпаком", "Книга учета жизни". Основная тема творчества "А." - маленький человек в жерновах урбанистической цивилизации, чудак-одиночка, противостоящий равнодушному обществу. Важной частью творческой концепции "А." является шоу, главную роль в котором играют двухметровый танцор-шоумен Гаркуша и импульсивный, подвижный Веселкин.
Группа снялась в фильмах "Взломщик" (1986) и "Рок" (1987), стала одним из героев западногерманского видеофильма "Давай рок-н-ролл!" (1988). Гаркуша кроме того сыграл одну из ролей в фильме "Презумпция невиновности" (1988). С 1986 "А." сотрудничает с известным художником-авангардистом Кириллом Миллером, создавшим для группы единое художественное оформление концертов, декорации, костюмы, грим, светорежиссуру и занимающимся разработкой их символики и рекламы.
Современный состав "А.": Федоров, Бондарик, Озерский, Гаркуша, Дмитрий Матковский (гитара, "Мануфактура"), Николай Рубанов (саксофон), Павел Литвинов (перкуссия), Борис Шавейников (ударные) , Владимир Веселкин (танцы).
Дискография: Как я стал предателем (Антенна, Франция), 1989; В Багдаде все спокойно, 1990.
Магнитофонные альбомы: Вернись в Сорренто; Мальчик как мальчик, или Как я стал предателем, 1988; Дупло, 1990.
А. Бурлака

"ЗВУКИ МУ" (Москва)
Биография группы начинается в 60-х: популярное тогда местечко "Малюшенка" на Цветном бульваре, первая волна российской любви к року, дворовая команда "Экспресс" и ее гитарист Петр Мамонов - заядлый танцор, душа всех школьных вечеров и любительских сейшенов.
С 1981 они музицируют дома у друга Мамонова - Александра Липницкого, в ставшем потом известным благодаря журналу "Юность" "рок-салоне на Каретном". Инструментарием служило все: кухонная утварь, спинки стульев и т. д. В 1983 будущий лидер группы нащупал свой ритм: неповторимое живое наполнение, характерную пульсацию, индивидуальное дыхание музыки. Момент озарения ощутили все, и это стало серьезной заявкой к созданию группы. В качестве барабанщика друзья из "Аквариума" предложили Сергея "Африку" Бугаева. С конца 1983 начались репетиции втроем. В июне Мамонов знакомит с группой "Пабло Менгеса" - Павла Хотина - студента МЭИ, окончившего музыкальную школу по классу фортепиано. Раздобыли синтезатор, получивший название "Мини-Му", и с августа стали готовиться к дебюту в школе, где когда-то учились Мамонов и Липницкий.


Репетиции стали значительно интереснее и осмысленнее: сказывались знания Хотина, его способность материализовать желания Мамонова в аранжировках. Благодаря ему многие песни, несмотря на первобытную мощь и непричесанность, постепенно приобрели пристойные черты с элементами джаза и поп-эстетики. Дебют вылился в небольшой, но насыщенный фестиваль, участникам которого стали новорожденное "Браво", лидер "Центра" В.Шумов, старейший рокер Москвы В. Рацкевич, композитор А. Тангян, С. Рыженко и гость из Ленинграда В.Цой. В зале присутствовали Б. Гребенщиков, С. Курехин, А. Макаревич и другие знаменитости. Это сделало дебют группы событием в московской рок-жизни, тем более что уже начались гонения на рок и рок-музыкантов.
Лишь год спустя состоялось следующее публичное выступление "ЗМ" на первом прослушивании команд будущей рок-лаборатории. С осени 1985 начинаются регулярные концерты (с М. Жуковы за барабанами и фаготистом А. Александровым). Поездки по стране носят вначале подвижнический характер: местные власти принимают в штыки эстетику группы, пытаясь действовать запретительными методами. Доказательством правильности бескомпромиссного пути "ЗМ" стал их триумф летом 1986 на фестивале в ДК МИИТ; зимой состоялся их дебют в Ленинграде, С 1988 начинаются зарубежные гастроли: в Венгрии (фестиваль "Хунгар Карот"), Варшаве (фестиваль "Мархевка"), Италии (Рим и Падуя), Летом того же года записан магнитофонный альбом "Крым". Петра Мамонова снимают в фильме "Игла" (Казахфильм), чуть раньше в "Хау ду ю ду" (ЦСДФ). Необычный имидж и саунд группы обращают на себя внимание опытного продюсера Брайана Ино, Результатом его знакомства с "ЗМ" стал контракт с фирмой "Опал" (Англия) и последующая запись пластинки (выпущена в 1989),
Стилевые признаки "ЗМ" трудно уместить в рамки привычного описания рок-команд, но какие-то элементы харда, хэви, новой волны, электро-попа возникают в их композициях. Хотя хиты "Серый голубь", "Бутылка водки", "Источник заразы", "Бойлер", "Союзпечать", "52-й понедельник" по привычке считаются песнями, в самом деле таковыми они не являются. В "магическом театре" Мамонова каждый номер - неповторимый спектакль, герой которого - личность, стоящая на "обочине жизни", вдали от привилегий нуворишей от политики и искусства.
Сценический герой Мамонова - это юродивый, "городской сумасшедший", жестикуляцией, телодвижениями и приплясываниями напоминающий шута. В традициях древнерусской смеховой культур Мамонов демонстрирует изнанку жизни.
Мелодика "ЗМ" предельно скупа: почти все напевы опираются на одну ритмо-интонационную формулу - тоническую терцию минора, однако лаконизм мелоса компенсируется тембром голоса, богатейшим "видеорядом" сценического исполнения, нетрадиционными аранжировками (смесь причудливости и оригинального примитива). Нетипична и драматургия композиций: куплетная форма словно взрывается изнутри резким динамическим контрастом - либо на грани припева, либо в одной из строф. Этот фирменный знак отмечает "Бойлер", "Союзпечать", "Ноль минус один".
К сожалению, долго продержаться на гребне мирового успеха "ЗМ" не смогли: творческие и личные разногласия привели к распаду группы летом 1990. Мамонов делает впечатляющую карьеру киноактера ("Игла", "Такси-блюз") и продолжает выступать в дуэте с братом ("Мамонов и Алексей"); Липницкий вернулся в журналистику; Хотин аккомпанирует Дж. Стингрей; последний ударник группы Алексей Павлов пополнил ряды секты кришнаитов.
Дискография: Звуки My (Лэнд, Великобритания), 1989.
Магнитофонные альбомы: Простые вещи, 1988; Транснадежность,1990.
Г. Диденко

"КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР" (Киев).
Группа - результат распада состава "Проекта", давшего киевскому року двух "отцов-основателей" весьма примечательных коллективов. Юрий Сторожук создал группу "Сверч-ковое Число", ярко, но недолго блиставшую на заре "новой генерации" украинского рока. Василий Гойденко вместе с Александром Киевцевым и Глебом Бутузовым составили костяк "КА". В отличие от "Сверчко-вого Числа" "КА" оказался стайером. Дебют состоялся в апр. 1987 на фестивале "Рок-диалог". Нельзя сказать, что "КА" выглядел слишком убедительно с туманно-меланхоличными, не лишенными изящества композициями в стиле Стинга и группы "Джапан", но вокал Гойденко запомнился. Затем "КА" поразил всех, расставшись с клавишными и перейдя на жесткий гитарный звук. Сложился такой состав: Гойденко (гитара, вокал), Бутузов (гитара), Киевцев (бас), Алексей Рынденко (ударные). Саунд "КА-88" - это неповторимый вокал лидера, атональный, с неожиданными глиссандо и тирольскими руладами; яркие, совершенно не похожие друг на друга гитары, особенно захватывающие в диалогах, уверенный и невозмутимый бас, мягкие, вкрадчивые, с элегантно акцентированными проходами по бонгам барабаны. Сильная сторона "КА" - развитое, конструктивное композиционное мышление.
Интересна эволюция группы от первоначальных диссонансных звуковых экспериментов со сложной ритмической структурой к пост-традиционному звучанию, прозрачной изысканной мелодике. "КА" отличает продуктивность: за 1987-1988 число песен перевалило за 30. В 1987 запомнились "Саней", "Цигель". В 1988 в десятку киевских хит-парадов входили "Макулатура", "Лягай", "Испанка", "Медитация", "Капиталисты" и др. К сожалению, качество концертных микрофонов и небезупречная дикция солиста зачастую мешают восприятию чрезвычайно оригинальных, парадоксальных текстов. Поэзия "КА", заслуживающая отдельного анализа, характеризуется отношением к слову как к своеобразной музыкально-фонетической конструкции. Это позволяет свободно сочетать русские, украинские тексты в одной программе с английскими, французскими и немецкими. При этом многоязычие воспринимается как естественное органичное свойство концертных выступлений "КА".



Пространственность звучания осложняет запись группы, поэтому до сих пор не удалось решить эту задачу на уровне, соответствующем "КА". Популярность их среди неформалов всегда была велика, постепенно группа стала вызывать и все больший интерес специалистов. По мнению некоторых критиков, "КА" принадлежит к числу наиболее самобытных в музыкальном отношении групп советского рока. В 1987 группой созданы концертные программы "ТУЗ" ("Темы утят и зверят"), "Активные шаманы/пассивные шаманы", "Лига восставших интернированных детей", "Военная музыка" (1988). В 1989 "КА" выступил в Польше и Великобритании, записал первый полноценный альбом в студии "Звуков My". В 1990 из группы ушли Бутузов и Киевцев; вместе со Сторожуком они восстановили предтечу "КА" - группу "Годзадва". Звучание нового "КА" стало ближе к камерно-инструментальной музыке.
Дебют обеих групп состоялся на киевском фестивале "Чорна рада" в сент.1990.

Магнитофонные альбомы: Капитуляция, 1988; Колл Ас, 1989; Ядивод боится Землю, 1990.
В. Иванов

"ТЕЛЕВИЗОР" (Ленинград).
Михаил Борзыкин (клавишные, вокал) в февр. 1984 из обломков "Икара" и "Озера" (в последней он недолго был клавишником) сформировал первый состав "Т.": Александр Беляев (гитара), Игорь Копылов (бас), Игорь Петров (гитара), Вячеслав Архипов (ударные). Вступив в Ленинградский рок-клуб, группа скоро обратила на себя внимание песнями, в которых запоминающиеся мелодии в традициях нового романтизма соседствовали с остроумными зарисовками из жизни молодежи ("До мажор", "Мания величия") и лирическими экскурсами во внутренний мир автора ("Вчера было слишком много меня", "Цветные сны", "Я не виноват"). В 1984 и 1985 "Т." становится лауреатом Ленинградских рок-фестивалей, а в 1986 производит сенсацию, выступив с остропублицистическими песнями-памфлетами ("Мы идем", "Выйти"), во многом оказавшимися созвучными идеям демократической перестройки общества. К этому времени состав радикально изменился: Копылов и Петров ушли в "Кофе", Архипов оставил музыку; на смену им пришли барабанщик Алексей Рацен и клавишник Игорь Бабанов.
В программе 1987 группа еще дальше продвинулась в исследовании социальных корней тоталитаризма ("Отечество иллюзий", "Рыба", "3-4", "Фашист") и связанных с ним общественных явлений. "Т." стали обвинять в чрезмерной политизации и "немузыкальности", хотя именно в этот период Борзыкин-композитор ищет и находит адекватное мелодическое воплощение своих художественных образов: короткие, почти риффовые мелодические фразы, чеканные ритмы, лаконично-декоративная работа клавишных, аскетично скупые аранжировки, в которых главное место отведено вокалу.
Сохраняя устойчивое внимание аудитории, "Т." в 1987-1988 активно гастролирует, удачно выступает на V и VI Ленинградских фестивалях. В программе 1988 наметилась новая тенденция - глубокое, философское осмысление действительности, далекое от ранних "черно-белых" работ группы.


В 1988 "Т." гастролирует в Польше, Голландии, принимает участие в фестивалях советского рока в Италии - в Мельпиньяно (авг.) и Риме (сент.). Осенью завершает работу над третьим альбомом и гастролирует в Голландии и Бельгии. "Т." активно участвует в экологическом движении "Рок чистой воды"; с осени 1990 начинает работать большая студия звукозаписи в Ленинграде.
Дискография: Шествие рыб, 1988.
Магнитофонные альбомы: Шествие рыб, 1985; Отечество иллюзий, 1987; Мечта
самоубийцы, 1990.
А. Бурлака

"ЦЕНТР" (Москва). Создан в 1983 - первая ласточка новой волны московского рока. Возникнув из студенческого состава "777", благодаря энтузиазму лидера - Василия Шумова (бас, вокал) и новизне имиджа его партнеров В. Виноградова (гитара, вокал), К. Саркисова (ударные), А. Локтева (клавишные), А. Шнитке (гитара, вокал) сразу же приобрела популярность. Необычными были мешковатые "пары", независимо-раскованная (если не вызывающая) манера держаться, отсутствие внешне завлекательных приемов в сценической манере поведения.
Песни Шумова трудно вписать в какой-либо жанр рок-музыки, хотя среди них есть более-менее традиционные рок-н-роллы, баллады, I танцевальные пьесы из ретро-архива. Воспитанный в традициях англо-американского рока (фавориты -- Игги Поп, Лу Рид, 'Роллинг Стоунз","Ху"), Шумов обнаружил небывалую по тем временам привязанность к поэзии Н. Гумилева, И. Северянина, А. Рембо и Ф. Заппы, а также осведомленность в достижениях европейского и мирового академического авангарда. Прибавив к этому его неординарный вокал в интуитивно найденном полуречитативном стиле, можно приблизиться к формуле рок-композиций "Ц.". И все же стилистический анализ не раскроет секрета обаяния группы. Романтическая интонация "Багрового сердца", разящая ирония "Ревности" и "Я все умею", мягкий юмор "Одинокого Сергея", а рядом - буйные "географические фантазии" - "Мауна-Лоа", "Кони Йото", красоты "Флоры и фауны", томление юношеских свиданий - "Лаборатория для фото", "Девочки любят летчиков".
В магнитофонных альбомах "Ц." (первопроходчик среди московских групп) встречается новый жанр рок-миниатюры, в котором демонстрируются концептуальный лаконизм выразительных средств музыки и стиха, приемы, взятые из арсенала театра абсурда: "Вспышка", "Меня никто не любит", "Куколка, гусеница, махаон..."
В концертном исполнении рок-оперы Шумова "Артюр Рембо" приняли участие "звезды" Москвы. Но в последние годы романтическая экзотика и максимализм юношеского мышления лидера "Ц." постепенно уступают место бытовым зарисовкам. Вулканы, шаманы, летающие стюардессы и мотыльки сменяются прозаическим "ассортиментом": "Мой район", "Алексеевы", "Деньги". Традиционная поэтическая строфа усыхает до назывных предложений, чуть ли не до списка каких-нибудь "товаров". Аскетичность и необычность такой песенной поэтики хотя и окупается качеством звучания, но порой отталкивает массового слушателя. Однако Шумов не боится эксперимента и не идет на поводу у публики.
Сегодняшний состав "Ц.": Шумов (вокал, гитара, бас, клавишные, компьютер), Александр Васильев (ударные, компьютер), Сергей Сабинин (гитара), Евгений Тихомиров (бас), Всеволод Матвеев (клавишные). В разное время в группе играли А. Скляр (вокал, гитара), Ю. Иванов (бас), А. Борисов (гитара), С. Летов (духовые).

Дискография: Rock in Soviet (® + ©, Франция), 1987; Центр (Франция), 1989; Сделано в Париже, 1989; Мой район (Голдкасл, США), 1990.
Магнитофонные альбомы: Центр, 1982; Стюардесса летних линий; Однокомнатная квартира, 1983; Чтение в транспорте; Тяга к технике, 1984; Цветок и мотылек; Признаки жизни; Учитесь плавать, 1985; Любимые песни; Рембо; Жизнь замечательных мужчин, 1986; Мой район; Русские в своей компании, 1987; Дитятя; Очищение, 1988; Василий Шумов, 1990.
Музыка к кинофильмам: Время отдыха с субботы до понедельника; Королевский бутерброд.
Т.Диденко


Previous post Next post
Up