17 февраля 1673 года закончилась история постоянных насмешек Жан-Батиста Мольера над медициной: исполнив главную роль в спектакле «Мнимый больной», он внезапно умер. Ни один врач не стал оказывать ему помощь.
Мольер в роли Аргана в заключительной сцене пьесы "Мнимый больной" (сидит на кресле в середине).
Его окружают врачи, поющие славу медицине, сзади подбирается клистироносец.
Кресло, в котором сидел Мольер на последнем представлении "Мнимого больного", стоит под стеклом в театре "Комеди Франсез".
Изданный в Париже эстамп конца XVII века. Из фонда Национальной библиотеки Франции.
Слава Мольера началась с роли смешного доктора. Мольер считал искусством только трагедию, хотя комедия давалась ему легче. 24 октября 1658 года мольеровской труппе выпал уникальный шанс играть перед самим королём. И Жан-Батист поставил на карту будущее своё и товарищей, выбрав трагедию «Никомед».
2 часа терзал он собравшуюся в Гвардейском зале Лувра публику. Когда раздались жидкие аплодисменты, Мольер понял, что сейчас всему конец, и смело предложил королю посмотреть небольшой фарс. «Вроде бы пустяк, но провинция почему-то очень смеялась». И король дал знак играть.
Вот как эту сцену описал Михаил Булгаков в своей биографии Мольера:
«… плавая в поту, за закрытым занавесом, в несколько минут рабочие и актеры переоборудовали сцену и выставили фарс "Влюбленный доктор", сочиненный самим господином Мольером во время его бессонных ночей в скитаниях. Торжественные и гордые герои трагедии Корнеля ушли со сцены, и их сменили Горжибюс, Гро-Рене, Сганарель и другие персонажи фарса. Лишь только на сцену выбежал влюбленный врач, в котором, с большим трудом лишь, можно было узнать недавнего Никомеда, - в зале заулыбались. При первой его гримасе - засмеялись. После первой реплики - стали хохотать. А через несколько минут - хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек в кресле [король] отвалился на спинку его и стал, всхлипывая, вытирать слезы…
В глазах у влюбленного врача вдруг посветлело. Он понял, что слышит что-то знакомое. Делая привычные паузы перед репликами, чтобы пропускать валы хохота, он понял, что слышит знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера назывался "бру-га-га!". Тут сладкий холодок почувствовал у себя в затылке великий комический актер. Он подумал: "Победа!" - и подбавил фортелей».
Королю так понравился «Влюбленный доктор», что странствующей труппе Мольера позволили остаться в Париже и выступать во дворце Малый Бурбон. Для успеха в столице нужен оригинальный репертуар. Мольер оказался на чудовищном конвейере. Нужно было писать, ставить и исполнять по две пьесы в год. Спектакли шли через день, а летом ежедневно. Выходных и отпусков не существовало. От переутомления Мольер часто хворал, но это ещё полбеды: хотя каждая новая пьеса нравилась ещё больше, множились и обиженные - те, кто узнал себя в комичных персонажах. «Смешные жеманницы» были запрещены на 2 недели, «Тартюф» за издевательство над священником - на 5 лет. Любимую публикой пьесу «Дон Жуан» автор сам снял с репертуара: оскорбленные дворяне вполне могли заколоть сочинителя. Он впал в депрессию и слёг.
Так как у Мольера водились деньги, пригласили самых именитых врачей, причём сразу несколько. Они попали в щекотливое положение - с психосоматическими заболеваниями трудно бороться большим коллективом. А пациент-драматург с профессиональным интересом наблюдал конфликтные ситуации, и порой намеренно создавал их.
Когда в 1661 году умирающего кардинала Мазарини осматривали четыре врача, они поставили 4 разных диагноза. То же самое вышло в случае с Мольером в 1665-м. Да медики и сейчас спорят, что у него было - лёгочный туберкулёз, пневмония или гнойный плеврит. Тогдашний выбор инструментов диагностики весьма скромен - пульс и анализ мочи. Трубок и фонендоскопов ещё не изобрели, до выстукивания пока не додумались, термометр знали только в Италии, и Роберт Бойль ещё не пришёл к идее анализа крови.
В терапии боролись две непримиримые школы - галеновские и химические доктора. Первые назначали экстракты из растений и органов животных. Вторые предпочитали минеральные соли и ртуть. Каждая школа требовала от пациента неукоснительно соблюдать именно свои правила. Посмотрев на эту грызню, Мольер понял, о ком надо писать комедии. Ведь парижане любили его за то, что он всегда кого-нибудь кусает. Человеку нравится, когда высмеивают его соседа. Врачи были удобной мишенью, менее опасной, чем другие сословия. Так появилась пьеса «Любовь-целительница». В ней действует целых 5 врачей, которые твердят, что лучше уж больному умереть, соблюдая назначения, чем выздороветь против правил.
Эволюция образа врача в пьесах Мольера, слева направо:
1) Влюблённый доктор из одноименного фарса. Один из персонажей итальянской комедии дель арте: богатый зануда, окончивший юридический либо медицинский факультет в Болонье/Падуе. Его маска происходит от чумных "клювов" средневековых врачей.
Цветная литография Мориса Санда, 1860.
2) Трое врачей тщетно пытаются поставить диагноз Люсинде в пьесе "Любовь-целительница", а аптекарь уже наготове с клистирным шприцом.
Гравюра Губерта Схоуте, около 1760.
3) Врач и аптекарь с клистирным шприцом у постели Аргана в пьесе "Мнимый больной".
Художник Оноре Домье, 1857.
Драматург отвёл душу, публика разделила его чувства, и в результате мольеровская труппа получила название Королевской. Но милость короля не вечна. В те времена высокопоставленные зрители сидели не в первом ряду, а прямо на сцене - в особых креслах. И зачастую рвались играть, чтобы вызывать восхищение, как Мольер. Король не мог похвастать актёрским даром, но танцевал недурно. Он полюбил балеты и сам исполнял некоторые партии - то Нептуна, то Аполлона.
К 1672 году Мольер почувствовал, что Людовик XIV теряет интерес к комедии. Нужен был ударный мюзикл, с песнями и танцами. Опять пошла в ход проверенная медицинская тема. Только теперь смешных врачей стало не пять, а целая толпа: в пьесе «Мнимый больной» на сцене танцевали 8 клистироносцев, 6 аптекарей, 22 доктора, 8 хирургов, и ещё двое хирургов пели.
Сам автор выступил в главной роли Аргана, которому всё время кажется, что он чем-то болен. Он слишком доверяет лекарям и за сына одного из них собирается насильно выдать замуж свою дочь, чтобы в семье был врач. Но по совету умных людей Арган притворяется мёртвым, чтобы проверить чувства окружающих, и узнаёт массу интересного.
Король не пожелал видеть врачебный балет, его больше занимала война с Голландией. «Мнимый больной» шёл не во дворце, а в театре «Пале-Рояль», однако при аншлаге. В конце четвёртого представления Мольер почувствовал острую боль в сердце. Он громко застонал и рухнул в кресло. Публика сочла, что это новый трюк - ведь Арган только притворяется - и хохотала ещё громче.
Мольер из последних сил доиграл до конца. Отсидевшись в гримёрке, он спросил помощника, смотревшего спектакль из зала, как смеялись зрители, было ли «бру-га-га». Это волновало его, когда кашель разрывал лёгкие, а рот наполнился кровью. Послали за врачами - они не пришли. Дома имелись кое-какие лекарства, выписанные ранее, но Мольер боялся всего, что надо принимать внутрь, и попросил взамен кусочек пармезана. То были его последние слова.
источник Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. (вики)