В турецких водах, в районе пролива Босфор и Дарданеллы образовалась пробка из нефтяных танкеров после того, как западные страны ввели в действие ограничение цен на российскую нефть. Турция требует от судов подтверждения наличия страховки,
пишет Financial Times.
Большая семерка (G7), страны Евросоюза, а также Австралия с 5 декабря запретили предоставлять страховые услуги для морских перевозок российской нефти, если ее стоимость превышает $60 за баррель.
Турция же в свете новых ограничений требует доказательств полного страхового покрытия для любых судов, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы.
Турция, а также Индия и Китай признают российские страховки для морских грузоперевозок. Но не все виды: конкретные условия определяются межправительственными соглашениями, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, в данном конкретном случае предварительной договоренности между Москвой и Анкарой не было.
Покупатели нефти в основном признают страховки международных компаний, в большинстве своем находящихся в Великобритании и США. Без такого документа судно не может выйти из порта страны-отправителя.
Власти Турции, поскольку страховое покрытие у российских танкеров есть, требуют дополнительного подтверждения, что перевозка сырья соответствует всем нормам, связанным со вступившим в силу 5 декабря потолком цены на российскую нефть,
Проблема еще и в том что суда из РФ не получили дополнительную страховку от западных компаний. И поэтому российские и азиатские организации не могут взять на себя все риски страхового покрытия. К примеру, таких, как разлив нефти, который "влетит" в $500 млн.
Есть еще одна проблема - это растущая нехватка мощностей для транспортировки российской нефти. Например, перевозчики из Греции сегодня наотрез отказываются иметь с ней дело. При этом, как утверждает западная пресса, Кремль закупил более ста танкеров, но в основном это суда с большим (свыше 10-15 лет) сроком эксплуатации.
Для них сложно найти страховщика, поскольку слишком велики риски технического свойства (того же разлива нефти из-за изношенности корпуса). На взгляд руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Деева, ситуация чревата почти полным исчезновением с рынка российской нефти и, как следствие, глобальным дефицитом сырья и ростом цен.
Из-за этого возле проливов с обеих сторон образовалась пробка, по меньшей мере, из 19 нефтяных танкеров. Среди них 5 российских танкеров. Один из них ждет прохода уже шестой день.
2 декабря страны G7, Австралия и Евросоюз поставили точку в дискуссии, продолжавшейся почти пять месяцев: государства, контролирующие большую часть глобальной экономики, договорились об ограничении цены на нефть из России на уровне $60 за один баррель.
Порог цен на российскую нефть будет действовать для третьих стран, сами участники коалиции отказались от ее покупки.