Грязный блеф

Oct 27, 2022 20:14



Восьмой месяц т. н спецоперации ознаменовался "телефонной атакой" российского министра обороны Шойгу на его многочисленных коллег по всему миру. Центральной темой бесед стали утверждения Кремля о том, что Украина якобы готовит применение в инициативном порядке так называемой "грязной бомбы"

Смысл данных кремлевских инсинуаций может быть самым разным, от продолжения "ядерного шантажа" западных стран и Украины до попытки информационного обеспечения неких готовящихся действий. Правда, если в Москве думают, что кто-то на Западе хоть на йоту поверит подобным утверждениям без предоставления железных доказательств, то они совершают грубейшую ошибку.

В общих чертах опишу, что представляет собой "грязная бомба".

Речь идет о так называемом радиологическом оружии. Отличие от атомной бомбы состоит в том, что при его использовании не происходит ядерного взрыва. Для инициации устройства используется обыкновенная взрывчатка, а цель - распыление радиоактивных веществ на определенной территории.
Его можно произвести в воздухе, на земле и даже в воде, однако отсутствие ядерного взрыва и априори небольшое количество радиоактивных веществ (речь идет о килограммах) делает "грязную бомбу" - по крайней мере, стандартную - крайне неэффективным оружием с военной точки зрения.

По оценкам подавляющего большинства специалистов, такая бомба не способна ни заразить значительную территорию, ни уничтожить большое количество людей. При типовых оценках применения число жертв, как правило, оценивается максимум в несколько десятков.

Для сравнения: в результате взрыва на Чернобыльской АЭС в атмосферу было выброшено 190 тонн (!) радиоактивных веществ, да и то число непосредственных жертв радиоактивного заражения оказалось относительно невелико. Что же говорить об эффективности подрыва и распыления от 5 до 20 килограммов?! И это притом, что важнейшим и непостоянным фактором становится ветер, сулящий немало сюрпризов.

Иными словами, "грязная бомба" имеет ценность скорее как оружие психологического воздействия - в силу естественного страха людей перед радиацией и непонимания механизмов ее воздействия.

С чисто технической точки зрения в Украине, как и в любой стране с развитой ядерной энергетикой, вполне можно сконструировать "грязную бомбу". С другой стороны, применение Украиной подобного оружия на собственной (или оккупированной собственной) территории - полный абсурд.

С сугубо военной точки зрения это не имеет ровно никакого смысла. Но, допустим, Киев желает таким образом "подставить" Россию. Любой здравомыслящий человек бы тут поостерегся, ведь если на Западе выяснят правду, что будет очень несложно, Украину ждет настоящая катастрофа.
Подобного союзники Киеву не простят, и это должно быть абсолютно ясно.

Ситуацию на фронтах с некоторыми оговорками можно считать оперативной паузой. Вместе с тем продолжалось медленное продвижение ВСУ в Харьковской области. На этой неделе было подтверждено освобождение еще четырех деревень в этом регионе, 1,5% площади которого и 28 населенных пунктов на момент написания эти строк все еще остаются под россиянами.

Недалеко оттуда, в районе условной линии фронта, протянутой между городами Сватово и Кременная, украинцы взяты под контроль несколько деревень в Луганской и Донецкой областях, но вряд ли стоит считать это существенным успехом - речь, скорее, идет об осторожном продвижении в так называемой "серой" или полуничейной зоне.

Что касается Бахмута - одной из немногих точек, где РА, вернее ЧВК "Вагнера" сохраняет наступательную инициативу, то по имеющейся информации, россияне были немного оттеснены от города по крайней мере на одном направлении, однако говорить о коренных переменах на данном участке пока рано.

Можно констатировать - что признает и украинская сторона: наступательные операции на целом ряде участков затрудняют дожди. И это неудивительно: распутица крайне ограничивает технику в передвижениях, и даже пешком в такой ситуации много не нагуляешь. С наступлением холодов, когда земля промерзает, а снежный покров неглубок, наоборот возможности передвижения и маневра значительно возрастают.

Основное внимание на минувшей неделе по-прежнему привлекала ситуация в правобережье Херсонской области, где продолжалась российская кампания по эвакуации населения на левый берег Днепра. При этом она все больше приобретает характер выселения, в том числе и потому, что людей запугивают разного рода последствиями.
Продолжается и вывоз с данной территории имущества, а фактическое ее разграбление: тащат все - от автомобилей "скорой помощи" до... памятников Ушакову и Суворову.

Трудно сказать, являются ли наблюдаемые меры первым этапом отступления, российских войск с правобережья, но я склонен считать, что речь идет о подготовительных шагах в данном направлении. Собственно, слова командующего российской группировкой в Украине генерала Суровикина о возможных "непростых решениях" по Херсону я расцениваю именно как подготовку российской общественности к возможности подобной меры.

Правда, Суровикин не сказал ничего конкретного, поэтому теоретически под пресловутыми "непростыми решениями" можно предполагать что угодно, например, что РФ все же попытается удержать Херсон.

С военной точки зрения ситуация для россиян на херсонском плацдарме лучше не стала. Снабжение затруднено, плацдарм полностью простреливается высокоточными ракетами, а на большей части территории - и снарядами. Это приводит к методичному уничтожению тяжелой техники и складов боеприпасов, причем восполнение утраченного более чем проблематично. С другой стороны, после ряда "прощупываний" российской обороны и отдельных неудачных локальных атак о каких-то серьезных наступательных операциях ВСУ в последние дни ничего не известно.

В течение недели российская армия с переменной интенсивностью продолжала наносить удары по гражданским объектам Украины, начиная от предприятий энергетической системы и заканчивая жилыми кварталами. Вместе с тем интенсивность использования РА иранских беспилотников-камикадзе "Шахед-131" и "Шахед-136" ("Герань-1" и "Герань-2" в российском наименовании) снизилась. Предположу, что основная часть первоначальных поставок израсходована, а для пополнения российского арсенал иранцы должны поставлять новые машины непосредственно с производства.

Между тем украинское командование и политическое руководство должна больше, чем новые поставки БПЛА, беспокоить планирующаяся передача России Ираном баллистических ракет семейств "Фатех" и "Зольфагар". Особенно если речь идет о значительных количествах, скажем, сотнях единиц.

Это ракеты с мощными боеголовками, среди которых есть и относительно высокоточные модели (согласно экспортным иранским рекламным брошюрам, с точностью поражения до 35 метров), и главная проблема в том, что сбивать их имеющимися у Украины средствами ПВО будет крайне сложно. Зато для поражения хрупких энергетических инфраструктур в глубине территории страны, как и для ударов по ряду других целей, они подходят очень хорошо.

Довольно успешно бороться ними, а также с собственно российскими ракетами комплексов "Точка-У" и баллистической разновидностью "Искандера", могли бы американские ЗРК "Пэтриот" в версии PAC-3. Но пока, несмотря на начатое усиление украинской ПВО западными системами, решение о поставке "Пэтриотов" американцы еще не приняли.

Правда, после того, как о поставках старых, но модернизированных и вполне дееспособных американских ЗРК HAWK средней дальности объявила Испания, США всерьез взвешивают целесообразность передачи Украине данных систем, находящихся у них на хранении.

Если это произойдет, да еще крупными партиями, то станет для украинской ПВО весьма серьезным подспорьем, хотя и близко не решит проблемы борьбы с баллистическими ракетами.

украина, россия, война, спецоперация

Previous post Next post
Up