Вопреки советским историческим мифам и штампам о молодом Советском государстве, окруженном со всех сторон кольцом врагов, и о сталинской индустриализации, проведенной собственными силами, реальность была радикально иной.
"Кольцо врагов" было придумано большевиками для внутреннего пользования , а индустриализация была проведена даже не при помощи Запада, а, скажем так, совместными усилиями западных специалистов (в основном американцев) и советских рабочих (в массе неквалифицированных).
"Возникает впечатление, будто находишься не в России, а на стройке в Америке", - писал корреспондент журнала Electrical World, побывавший на Днепрогэсе в 1929 году.
Ощущение, что “находишься не в России”, возникало не только на строительстве станции. Химическую индустрию СССР поднимала компания Dupont de Nemours.
Сразу несколько фирм занимались проектированием новых шахт, поставляли оборудование для бумажных комбинатов. Главный проектировщик знаменитой Магнитки со всей инфраструктурой - инженерно-конструкторская фирма Arthur McKee Company of Cleveland. Часть работ выполнила Koppers Construction Company of Pittsburgh, а одна из компаний рокфеллеровской группы Standard Oil of New York участвовала в строительстве предприятий нефтяной промышленности в районе Баку--Грозный--Батуми--Туапсе.
Но, если известные гиганты социалистических строек были возведены при помощи западных специалистов (ГАЗ, АЗЛК, ДнепроГЭС, Магнитка, Уралмаш, Челябинский тракторный завод и сотни других предприятий), то Сталинградский тракторный завод (СТЗ), один из символов битвы за Сталинград, был вовсе построен в США.
Проектирование СТЗ осуществляла американская фирма Albert Kahn Inc. знаменитого архитектора Альберта Кана (кстати, только одна эта компания спроектировала для СССР 571 предприятие).
Проект был выполнен в кратчайшие сроки, с учетом всех пожеланий советской стороны. Например, создание завода двойного назначения, гражданского (тракторы) и военного (танки), - американцы свои фабрики так не строили.
Затем в 1930 году завод был сооружен в США, размонтирован, перевезен на 100 судах в СССР и собран под наблюдением американских инженеров.
Станки тоже были западные: в оборудовании завода участвовали более 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. Запускали завод и обслуживали его на первых порах 370 американских специалистов.
Пуск тракторного завода состоялся 17 июня 1930 года. Гости собрались из многих городов и республик Советского Союза.
Директор завода Василий Иванов зачитал приветствие товарища Сталина: "Привет и поздравление с победой рабочим и руководящему составу первого в СССР краснознамённого тракторного гиганта. 50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому, социалистическому укладу в деревне"