На прошлой неделе произошло событие, которое, которое на короткое время затмило собою кофликт в Украине, Литва в рамках юридического решения Евросоюза запретила ввоз подсанкционных товаров в Калиниградскую область через свои железные дороги и автомобильные дороги.
Кремлёвская пропаганда назвала это "блокадой", пригрозила Литве "серьёзными последствиями" и одновременно заявила, что «ничего страшного не произошло, так как грузы в Калининград можно доставлять морем и воздухом».
Спустя пару дней произошло два события.
Во-первых, "чекист номер два" Патрушев приехал с экстренным визитом в Калининград. Этот персонаж очень редко куда-нибудь летает, но если он это делает, значит ситуация катастрофическая.
Именно Патрушев, напомним, летал в Оман, чтобы убедить Зеленского подписать "Минские соглашения". Именно он разруливал ситуацию с кокаином в российском консульстве в Аргентине.
Во-вторых, многие англоязычные СМИ вынесли новость о запрете ввоза грузов в Калиниград на первые полосы. Появилось множество глубоких аналитических материалов о будущем пока российского региона.
Честно говоря, не припомню такого информационного перегиба в мировых СМИ. Из российских и украинских СМИ новость быстро ушла, а США и Евросоюз уделили ей едва ли не больше внимания, чем войне в Украине.
Патрушев в Калиниграде нарисовал просто жуткую картину. Он предупредил местные власти, что в области давно ведут активную деятельность иностранные некоммерческие организации и агенты Запада, которые готовят народ и земли к возвращению в состав Германии.
Мол, большинство местных жителей давным-давно мечтают вернуть городу название Кенигсберг (территория перешла СССР после поражения Германии в 1945 году), но пока об этом помалкивают, так как наказание за сепаратизм в России очень суровое.
Вероятно, теперь Кремль отправит в Калининград не меньше чекистов, чем в Крым. Они будут следить за общественными настроениями и пресекать любые попытки отделения от России.
Здесь стоит напомнить читателям, что Калининград является эксклавом - то есть регионом, отделённым от основной части страны другими государствами (слева и чуть ниже - Польша, справа и чуть выше - Литва).
До санкций Россия отправляла в Калининград 100 железнодорожных составов в месяц. Это примерно 10 тысяч грузовых вагонов. Многие грузы даже не проверялись литовскими таможенниками, так как маршрут был отлажен десятилетиями. Спрашивается, зачем такое гигантское количество грузов отправляется в Калиниград, если население области составляет менее миллиона человек? Что именно было в этих вагонах?
На эти вопросы есть два ответа.
Во-первых, именно в Калининграде базируется Балтийский флот России, который состоит из 60 плавательных средств - от дизельных подводных лодок и эсминцев до рейдовых тральщиков. Поскольку большинство кораблей, как и вся военная техника России - старая и требующая постоянного ремонта, именно в ввозимых через Литву "вагонах специального назначения" находились запчасти, оборудование и, естественно, оружие. Железнодорожная артерия поддерживала Балтийский флот в рабочем состоянии, но официально это не афишировалось.
Во-вторых, морской порт Калиниграда - единственный незамерзающий порт России в Балтийском море. Он связан со многими странами, отсюда ежегодно уходят, а сюда приходят миллионы контейнеров. Ближе всего - Польша, Германия, Швеция, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония.
Порт Калининграда неоднократно фигурировал в криминальных сводках в связи с поставками туда (или оттуда) оружия, наркотиков, контрабандных товаров (в частности, раков, креветок, крабов, чёрной и красной икры). В общем, для чекистов морской хаб имел очень большое значение.
Евросоюз просит Россию не называть санкции против ввоза (и, фактически, вывоза) товаров в Калиниград "блокадой", однако это тот редкий случай, где кремлевские, фактически, оказались правы.
Если проанализировать сегодняшнее положение балтийского порта/флота России, то их ждёт очень неприятная участь. Важные объекты в обозримом будущем просто будут выведены из строя. Для экономики и армии России подобные санкции - ещё больший удар, чем отрезание Украины от Азовского моря. Если же вспомнить, что несколько недель назад Финляндия и Швеция подали заявки в НАТО, то перспективы совсем мрачные.
Здесь наблюдательный читатель вспомнит слова Кремля о будущей доставке грузов в Калининград воздухом и морем.
Оба маршрута проблематичны.
Самолёты вынуждены облетать Литву, Латвию и Эстонию, которые вместе с десятками других стран закрыли небо для России. Затраты на логистику и время доставки вырастают в разы.
Баржи слишком сильно зависят от иностранных компаний по перевозке контейнеров и западного оборудования. Более того, российские порты в Санкт-Петербурге и Выборге зимой замерзают.
Таким образом, морское окно в Европу для России в обозримом будущем просто закроется. Десятки тысяч людей потеряют работу, флот и грузоперевозки развалятся из-за санкций и нехватки комплектующих, бюджет лишится десятков миллиардов долларов, жизнь калининградцев ухудшится в разы и сепаратистские настроения на фоне деградации власти и обнищания всей остальной России материализуются в мощное сепаратистское движение.
Калининград, вероятно, c временем вполне может стать отдельным государством или вернётся в "родную гавань" (Германия). Он может быть также поделён между Литвой и Польшой. Сценариев много. Как Третий рейх потерял свои территории во Второй мировой войне, так и путинская Россия их потеряет после поражения в Украине, международных судов и санкций