В РФ в начале года 2022 года было свыше тысячи самолетов гражданской авиации, включая малую и региональную, и более 90 процентов пассажирского потока приходилось на авиалайнеры иностранного производства, в основном Airbus и Boeing, и на российские самолеты Superjet с иностранными двигателями и прочим оборудованием. Речь идет примерно о 800 лайнерах, из них примерно 300 - Airbus и немногим меньше - Boeing.
После спецоперации России в Украину Запад ввел санкции, включающие запрет на продажу самолетов и запчастей к ним. Российские авиакомпании отказались вернуть владельцам находившиеся у них в лизинге самолеты иностранного производства. В результате сотни авиалайнеров лишены легального сервисного обслуживания.
Министерство транспорта России подготовило программу развития, предполагающую, что до 2030 года авиаиндустрия страны произведет тысячу пассажирских самолетов - на замену иностранных: помимо Superjet это MC-21, Ил-114 и другие. "Ростех" объявил, что рассматривает возможность на фоне санкций возобновить серийное производство Ту-214 и Ил-96.
Непонятно, однако, насколько выполнимы эти планы, и главное, на чем смогут летать россияне в ближайшее время. Еще в марте американский авиаэксперт, управляющий директор консалтинговой компании AeroDynamic Advisory Ричард Абулафиа написал:
"Россия скоро станет историческим курьезом, развитая страна, географически - крупнейшая в мире, - и почти без национальной индустрии авиаперевозок. Россия не сможет летать".
Абулафиа прогнозировал, что какое-то недолгое время российские авиакомпании могут продержаться на "каннибализме" - разборке части самолетов на запчасти.
В интервью Радио Свобода Абулафиа описывает возможное будущее российской гражданской авиаиндустрии и сравнивает ситуацию с Ираном, который продолжал эксплуатировать самолеты западного производства, находясь много лет под санкциями:
Если исключений не будет, самолеты перестанут летать к концу года
- Если ничего не изменится, вы увидите, что Россия останется к концу года без достойного уровня гражданской авиации, это будет лишь тень того, что было раньше.
У нее может остаться пара сотен самолетов, пригодных к использованию. Но ситуация может измениться: мы наблюдаем за дискуссией европейцев о поставках запчастей по соображениям безопасности полетов. Они еще не делают этого, но за этим стоит следить.
Это позволит российскому авиационному флоту летать намного дольше, если они получат эти "связанные с безопасностью" запчасти. Это произошло с Ираном, люди спрашивают, почему его 40-летние самолеты продолжают функционировать - вот поэтому. Мы не знаем, произойдет ли это, и о подобном не идет речи в США, но потенциально это может изменить ситуацию.
Такой обход санкций возможен, но в противном случае к концу года Россия превратится в экспериментальную зону без коммерческих полетов.
Существенное отличие от Ирана - европейцы значительную часть времени не следовали введенным санкциям в авиационной сфере, санкции просто были не на том уровне применения, что сейчас действуют против России.
Если поставок запчастей не будет, даже с "каннибализмом", гражданский авиафлот России не протянет дольше конца этого года?
Китай провозгласил безграничную дружбу с Россией. У Китая существуют самолеты, которые Россия могла бы купить? Или еще у какой-то дружественной России страны?
- Нет. Единственная такая страна, которая начала производить гражданские авиалайнеры, пока в небольших количествах, - это Китай, это правда, но они используют западные двигатели, западные системы, и пройдет очень много времени, прежде чем они смогут заменить их. Россия могла бы помочь, у нее есть технологии, у нее есть индустрия. У Китая их нет.
Так что самолеты с китайскими двигателями, китайской авионикой - может, в 2030-х. А до тех пор они просто не могут экспортировать свои авиалайнеры в Россию.
Правда еще в том, что именно те люди, которые должны были бы принести России изменения, по понятным причинам покидают ее.
Уезжают работники технологических секторов. Трудно представить осмысленные перемены без подобных людей, которые способны возражать и стремиться к чему-то другому. И в их отсутствие, когда Путин уйдет, любым способом и по любой причине, ясно, самой организованной силой будут чрезвычайно имперские и милитаристски настроенные люди - в отсутствие технократичного верхнего среднего класса, который, кажется, в больших количествах покидает страну. Тут трудно быть оптимистичным.