Жизнь граждан СССР при немецкой оккупации

May 01, 2022 01:12



Немецкий солдат и бывшая колхозница. Белгородская область 1942 год

После захвата гитлеровской Германией Прибалтики, Белоруссии, Молдавии, Украины и ряда западных областей РСФСР десятки миллионов советских граждан оказались в зоне оккупации. С этого момента им пришлось жить фактически в новом государстве.

17 июля 1941 года на основании распоряжения Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством Альфреда Розенберга создается «Имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий», которое подчиняет себе две административные единицы: рейхскомиссариат Остланд с центром в Риге и рейхскомиссариат Украина с центром в Ровно.
Позднее предполагалось создать рейхскомиссариат Московия, который должен был включить в себя всю европейскую часть России.
Далеко не все жители оккупированных Германией областей СССР смогли эвакуироваться.Перебирались в тыл в первую очередь советские и партийный работники и лица еврейской национальности.
За линией фронта осталось около 70 миллионов бывших советских граждан,.
Оккупированные территории СССР в первую очередь должны были служить сырьевой и продовольственной, промышленной базой Германии, а население - рабочей силой. Поэтому Гитлер по возможности требовал сохранить здесь сельское хозяйство и промышленность, которые представляли большой интерес для германской военной экономики.



Открытие памятника Петру Первому немецкими оккупационными властями Таганрога
После оккупации города новые власти провели несколько стандартных публичных сожжений книг «большевистского» толка, сменили названия многих улиц на старые дореволюционные.
Наконец, было решено в торжественной обстановке возвратить памятник Петру на старое место - у главного входа в городской парк. ( памятник был ранее демонтирован большевиками)

Одной из первоочередных задач германских властей на оккупированных территориях СССР являлось обеспечение порядка. В приказе Вильгельма Кейтеля сообщалось, что ввиду обширности контролируемых Германией районов необходимо подавлять сопротивление оставшихся на оккупированной территории агентуры НКВД и их пособников .
«Для поддержания порядка командующие не должны требовать подкреплений, а применять самые жесткие меры».

Оккупационные власти вели строгий контроль местного населения: все жители подлежали регистрации в полиции, более того, им запрещалось без разрешения покидать места постоянного проживания.

Учебный год 1941-1942 для многих школьников на оккупированных территориях так и не начался. Германия рассчитывала на молниеносную победу, а поэтому не планировала долгосрочных программ. Однако к следующему учебному году было обнародовано постановление немецких властей, в котором объявлялось, что все дети в возрасте от 8 до 12 лет (1930-1934 гг. рождения) обязаны регулярно посещать 4-классную школу с начала учебного года, назначенного на 1 октября 1942 года.

Если по каким-либо причинам дети не могли посещать школу, родители или лица их заменяющие в течение 3-х дней должны были предоставить заведующему школой заявление. За каждое нарушение посещаемости школы администрация взимала штраф в размере 100 рублей. Основная задача «немецких школ» заключалась не в обучении, а в воспитании послушания и дисциплины. Много внимания уделялось вопросам гигиены и здоровья.

По мнению Гитлера, каждый бывший человек должен был уметь писать и читать,. Теперь стены школьных классов вместо портретов Сталина украшали изображения фюрера.

Любопытно, что среди школьных предметов появился Закон Божий, а вот  коммунистическая история в ее традиционном понимании исчезла. Ученики 6-7 классов должны были изучать книги пропагандирующие арийское учение - «У истоков великой ненависти» или «Еврейское засилье в современном мире». Из иностранных языков остался лишь немецкий.

Первое время занятия проводились по советским учебникам, однако оттуда убирали любые упоминания о партии и произведениях еврейских авторов. Это заставляли делать самих школьников, которые на уроках по команде бумагой заклеивали «ненужные места».

Социальная и медицинская помощь населению на оккупированных территориях оказывалась, правда она и при Сталине была очень плохой, особенно в деревне.. К тому же, все зависело от местной администрации. Например, смоленский отдел здравоохранения в целях оказания помощи «русскому населению» уже осенью 1941 года открыл аптеку и больницу, позднее стала функционировать и хирургическая лечебница. С немецкой стороны за деятельностью больницы осуществлялся контроль гарнизонным врачом. Также некоторые немецкие врачи помогали больницам медикаментами.



Харьков при немецкой оккупации

На медицинскую страховку могли рассчитывать только сотрудники администраций или граждане работающие на немецкие администрации. Сумма медицинской страховки составляла примерно 75% от регулярной заработной платы.

Возвращаясь к работе смоленской администрации следует отметить, что ее сотрудники в меру возможностей заботились о беженцах: им выдавали хлеб, бесплатные талоны на питание, направляли в социальные общежития. В декабре 1942 года только на инвалидов потратили 17 тыс. 307 рублей.

Вот для примера меню смоленских социальных столовых. Обеды состояли из двух блюд. На первое подавались ячневые или картофельные супы, борщ и свежая капуста; на второе была ячневая каша, картофельное пюре, тушеная капуста, картофельные котлеты и ржаные пироги с кашей и морковью, также иногда подавались мясные котлеты и гуляш.
Гражданское население немцы главным образом использовали на  строительстве мостов, расчистке дорог, торфоразработках или лесозаготовках.
Любопытно, что оккупационные власти объявили, что налоги будут ниже, чем при советском режиме,

война, история, вторая мировая

Previous post Next post
Up