В Росавиации
предупредили о еще одном последствии антироссийских санкций, которое коснется авиакомпаний - полеты без GPS. Замглавы ведомства Дмитрий Ядров отправил гендиректору «Госкорпорации по организации воздушного движения» (ОрВД) Игорю Моисеенко письменную рекомендацию для перевозчиков подготовиться к полетам без этой навигационной системы.
Летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин назвал отказ от системы глобального позиционирования GPS критичным для полетов. У пилотов нет навыков полетов без навигации.
"Достаточно критично, конечно. Просто люди другому уже давно не обучались. Понимаете, сейчас в Росавиацию берут по иным критериям. Первый критерий - знание английского языка, а второй - умение управлять компьютером. Потому что современный самолет состоит из более ста компьютеров. Если самолеты третьего поколения управлялись пилотами, то самолеты нынешние управляются компьютером. Пилот управляет компьютером. Все именно на этой системе GPS.
Базыкин отметил, что российским пилотам придется использовать систему навигации ГЛОНАСС и приборы, по которым совершали полеты раньше. По его словам, отказ от GPS может стать «шагом назад», если не использовать собственную систему.
Ранее Федеральное агентство воздушного транспорта рекомендовало авиакомпаниям подготовиться к полетам без использования GPS. Рекомендации связаны с участившимися случаями глушения сигналов GPS.
Cуществует ли угроза для безопасности пассажиров - объяснил RTVI пилот Boeing 747 Александр Бочкарев.
«Раньше российская техника летала без GPS. Была такая IRS (Inertial reference system - опорная инерциальная система), которая выдавала апдейт от приводов. Так летали на Ту-134, Ту-154… Но таких приводов нет в России, их сняли», - рассказал Бочкарев.
По его словам, появились системы NDB (посылает одинаковый сигнал во всех направлениях) и VOR (транслирует информацию об угле между направлением на север и направлении на самолет относительно себя).
Что может быть, если отключат GPS. Будут работать эти IRS, возможно, увеличат трассы. Мишустин выделил миллиард на восстановление NDB и VOR, но этого недостаточно, в кратчайшее время их сделать невозможно, это дорогое и серьезное оборудование. Насколько я знаю, в России его не производят.
Что касается ГЛОНАСС и китайской системы Beidou, то, по словам эксперта, поставить их на самолеты вместо GPS невозможно, потому что тогда надо все самолеты перепрошивать.
«Самолет - это огромный компьютер, программы в котором должны обновляться каждые 28 дней, куда будут включены трассы, военные зоны, схемы захода…. Сейчас этого не происходит. Это технически невозможно - как ставить программу Microsoft без ключей», - отметил Бочкарев
Придется летать как на Ту-154, когда была просто забита сетка всей Земли, в данном случае России. Мы немного откатимся назад в этом смысле, такой Back to USSR.
«Они [правительство России] точно могут найти какой-то выход, но это займет немало времени, может, года два, потому что основная начинка самолета - это иностранные комплектующие. Двигатель самолета и компьютер - две разные машины. И у нас они обе иностранного производства, их надо обслуживать, а мы не можем это делать юридически. И самое главное - у нас нет запчастей. Если Boeing выпускает по одному самолету в день, то у нас в месяц они могут сделать один, максимум два», - пояснил эксперт.
Что касается безопасности полетов, то, по словам пилота, частичная угроза есть, например, когда аэропорт закрыт из-за погодных условий.
Даже если самолеты будут оборудованы нужными системами, то в аэропортах их нет. То есть если это вторая, третья категория, то есть с видимостью все плохо, то проблемы будут. Экипаж и самолеты подготовлены сесть в нулевую видимость, а аэропорты - нет. При этом на Западе все с этим хорошо, - отметил Бочкарев.
«В России не позаботились о том, чтобы обеспечить все аэропорты системами, чтобы садиться в нулевую видимость. Переоборудовать их долго и дорого», - объяснил он.
На что повлияет отказ от системы GPS
Пилот рассказал, что существует две системы: захода и посадки. «Первая будет работать нормально, если что, пилоту поможет все подкорректировать диспетчер, вот на вторую отсутствие GPS влиять будет. И хотя есть определенные риски в этом случае, если с ними плотно работать, то они снизятся», - подчеркнул Бочкарев.
GPS в гражданской авиации применяется для более точной навигации лайнеров.